Елена Рыжикова
Конспект занятия по ознакомлению музыкальной культуры народов Оренбуржья
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению музыкальной культуры народов Оренбуржья
Конспект занятия по ознакомлению музыкальной культуры народов Оренбуржья
Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие".
Тема: "Всех подружит музыка"
Подготовительная группа
Подготовила:
Рыжикова Елена
Викторовна,
первой квалификационной
категории.
МБДОУ №114
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению музыкальной культуры народов Оренбуржья» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Оренбургская область
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
г. Оренбурга
Тема: "Всех подружит музыка"
Цель: становление этнокультурной компетенции дошкольников в процессе музыкальной деятельности с использованием технологии синтеза искусств.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать интерес к музыкальной культуре народов Оренбуржья;
- воспитывать у детей толерантное отношениек различных национальностей через синтез искусств;
Развивающие:
- развивать экологическое сознание,мышление в ходе слушания музыкальных произведений;
- развивать музыкально-сенсорное восприятие основных отношений музыкальных звуков;
- развивать танцевально-игровое творчество;
- совершенствоватние певческого голоса и вокально-слуховой координации;
- развивать творческую активность в музыкальной исполнительской деятельности.
Образовательные:
- знакомить с элементарными музыкальными понятиями;
- знакомить с музыкальным народным творчеством башкиров, казахов, украинцев, русских;
- формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе;
- формировать дифференцированное музыкальное восприятие;
- обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус.
Расширять и активизировать словарный запас: духовые, струнные, инструменты, тембр, динамика, варган, кылкубыз, курай, домбра, кобыз, жетыген, кобза, трембита, сопилка.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности:мольберты,столы для продуктивной деятельности, кисточки, клей, лист бумаги А3, набор иллюстраций музыкальных инструментов для аппликации, русские народные музыкальные инструменты (баян, балалайка, трещотка, бубен, ложки,венки, музыкальный центр, фортепиано, волшебное зеркало, проектор.
План занятия.
1. Вводная часть:
Создание мотива для деятельности детей. Беседа. Определение цели. Создание проблемной ситуации. Сюрпризный момент.
2. Основная часть:
Рассматривание иллюстраций, беседа по ним. Стихотворение «Когда я слушаю курай». Презентация «Сказка о курае». Динамическая пауза: «Музыка и движение». Рассматривание иллюстраций, беседа по ним. Стихотворение «Домбра». Видео-презентация «Легенда о жетыгене». Игра «Угадай на чем играю». Видео-презентация «Русские народные музыкальные инструменты».Ансамблевая игра на музыкальных инструментах, русская народная мелодия «Ах, вы сени мои, сени».Русская народная игра: «Долгая Арина».Рассматривание иллюстраций, беседа по ним. Видео-презентация: «Украинские музыкальные инстурменты». Танцевальная композиция: украинская народная мелодия «Нiч яка мiсячна». «Песенка о мире» Муз. и сл. Е. Шаломоновой. Продутивная деятельность «Коллаж».
3. Заключительная часть:
Рассматривание коллажа. Закрепление названий инструментов.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов ОД.
Ход образовательной деятельности
Части НОД Содержание
Мотивация
1. Вводная часть.
Беседа. Определение цели.
Создание мотива для деятельности детей. Сюрпризный момент.
М. Р. заходит в группу и обращает внимание детей на звучащую музыку. Выясняет вместе с детьми что звучит музыкальное произведение в оркестровом исполнении. Уточняет у детей: «Что такое оркестр?». Предлагает детям познакомиться с инструментами в музыкальном зале. М. Р. с детьми проходит в музыкальный зал.
М. Р. Ну вот мы пришли в наш музыкальный зал. Я предлагаю вам отправиться в волшебный музыкальный мир, чтобы познакомиться с музыкальными инструментами и вообще музыкальной культурой некоторых народов Оренбужья. Скажите мне, какие вы знаете национальности проживающие в Оренбургской области?
Дети: башкиры, татары, казахи, беларусы, украинцы, русские, армяне, немцы.
М. Р. Молодцы! Музыкальная культура каждого народа уникальна и многообразна, и тем не менее она прекрасно ладит друг с другом. Ведь музыка имеет огромное значение и влияние на людей – она примиряет, радует и дружит всех.
Для того чтобы открыть волшебный музыкальный мир, нам нужно произнести магические слова:
«Мир волшебный музыкальный
Мы сегодня открываем
Другу вот моя рука
Всех подружит музыка»
Звучит музыка, открывается занавес. В зале стоят мольберты с изображениями инструментов, композиторов народов Оренбуржья.
2. Основная часть.
Рассматривание иллюстраций, беседа по ним. Стихотворение «Когда я слушаю курай». Презентация «Сказка о курае». Динамическая пауза: «Музыка и движение». Рассматривание иллюстраций, беседа по ним.
Стихотворение «Домбра». Видео-презентация «Легенда о жетыгене». Игра «Угадай на чем играю». Видео-презентация «Русские народные музыкальные инструменты».Ансамблевая игра на музыкальных инструментах, русская народная мелодия «Ах, вы сени мои, сени».Русская народная игра: «Долгая Арина».Рассматривание иллюстраций, беседа по ним. Видео-презентация: «Украинские музыкальные инстурменты». Танцевальная композиция: украинская народная мелодия «Нiч яка мiсячна». «Песенка о мире» Муз. и сл. Е. Шаломоновой. Продутивная деятельность «Коллаж».
М. Р. - Ребята, посмотрите здесь стоят мольберты с изображениями музыкальных инструментов, композиторов народов Оренбуржья. Давайте по очереди будем знакомится с музыкальной культурой разных народов. И первыми мы встретим экспозицию музыкальной культуры башкирского народа. (М. Р. показывает на музыкальные инструменты и спрашивает у ребят)
- как вы думаете что изображено на этих картинках?
Дети: Музыкальные инструменты.
М. Р. Правильно, ребята. Я вам подскажу как они называются: варган, кылкубыз, курай. Давайте определим к какому виду инструментов они относятся? А именно где духовой, где струны, где ударный инструмент?
Дети распределяют инструменты по виду.
М. Р. Молодцы! А теперь познакомимся с композиторами башкирского народа. (М. Р. показывает портреты композиторов). Музыка этих композиторов пронесет через века особенности башкирской музыкальной культуры. Очень много произведений было написано специально для инструмента курай. Кто нам немного расскажет о курае?
Дети слушают стихоторение о курае.
М. Р. Прекрасно стихотворение. А я вам хочу рассказать сказку об этом инструменте, хотите послушать?
Презентация: «Сказка о курае»
М. Р. А теперь я предлагаю послушать как звучит этот инструмент, и сопроводить эту музыку движениями соответствующими характеру произведения.
Динамическая пауза: «Музыка и движение».
М. Р. Молодцы, ребята. Ну что ж, мы с вами немного познакомились с музыкой башкирского народа, давайте пройдем к следующей экспозиции. И это казахская музыкальная культура.
М. Р. с детьми рассматривает иллюстрации.
М. Р. Давайте, определим, где у нас здесь изображены композиторы?
Дети показывают.
М. Р. Правильно. Это известные казахские композиторы Дина Нурпеисова и Курмангазы, они сочинили музыку которая навека прославила культуру казахского народа. Одно из самых известных произведений Курмангазы является композиция для добры «Адай». Ребята, а покажите мне где изображены музыкальные инструменты?
Дети показывают.
М. Р. А кто может показать мне добру?
Дети показывают.
М. Р. А теперь расскажите нам о домбре.
Дети рассказыкают стихотворение о домбре.
М. Р. Молодцы! Давайте теперь познакомимся с остальными инструментами: это кобыз и жетыген. Покажите мне инстремнты которые относятся к струнным?
Дети показывают все инструменты.
М. Р. Правильно,все эти инструменты являются струнными. И я хотела бы вас более подробно опзнакомить с инструментом – жетыген.
Видео-презентация: «Легенда о жетыгене».
М. Р. Предлагаю вам немного размяться и поиграть в игру
«Угадай на чем играю».
Игра: «Угадай на чем играю»
М. Р. Молодцы, ребята! Продолжаем наше знакомство с культурой народов Оренбуржья.
М. Р. и дети подходят к выставке русских народных инструментов и композиторов.
М. Р. Ребята, давайте обратим свое внимание на экран.
Видео-презентация: «Славянские музыкальные инструменты»
М. Р. Ребята, а это наверняка знакомые вам всем инструменты. Давайте их назовем.
Дети называют инструменты.
М. Р. Правильно, а это композиторы которые написали очень много произведений основанных именно на народных мелодиях. Давайте их назовем.
Дети: Чайковский, Римский-Корсаков.
М. Р. Давайте мы с вами сыграем в ансамбле русскую народную мелодию «Ах вы, сени мои, сени». Я буду играть на баяне, а вы помогать мне на ложках.
Ансамблевая игра на музыкальных инструментах, русская народная мелодия «Ах, вы сени мои, сени».
М. Р. Молодцы ребята! А теперь я проверю насколько хорошо вы знаете звучание этих инструментов.
Русская народная игра: «Долгая Арина».
М. Р. Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились, и теперь можно перейтик нашей последней экспозиции. Музыкальная культура украинского народа. Посмотрите это украинские композиторы (называет их). А это музыкальные инструменты: кобза, трембита, сопелки. Давайте определим к какому виду пренадлежит каждый из них.
Дети определяют.
М. Р. Правильно, ребята! Давайте более подробно с ними познакомимся.
Видео-презентация: «Украинские музыкальные инстурменты»
М. Р. Ребята посмотрите, а здесь у нас лежат еще венки. Традиционно венками украшали совю голову украинские девушки. А нам они пригодятся?
Дети: Да!
М. Р. А для чего?
Дети: Для танца с веночками.
Танцевальная композиция: украинская народная мелодия «Нiч яка мiсячна».
М. Р. Ребята, наше знакомство с музыкальной культурой народов Оренбуржья заканчивается. Волшебная страна музыки предлагает нам подружить инструменты всех народов, для этого нам нужно будет сделать коллаж. Мы наклеим наши маленькие картинки на лист бумаги и эти инструменты будут всегда дружно звучать в нашем родном Оренбужье. А чтобы работа наша была веселее, споем песню о мире и дружбе.
Исполнение «Песенки о мире» Муз. и сл. Е. Шаломоновой. Продутивная деятельность «Коллаж»
3. Заключительная часть.
Рассматривание коллажа. Закрепление названий инструментов.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов занятия.
М. Р. Ну вот наш коллаж готов. Давайте еще раз вспомним названия инструментов.
Дети называют.
М. Р. И теперь дадим назавание нашему художественному творчеству. Предлагайте.
Дети предлагают.
М. Р. А давайте назовем наш коллаж «Всех подружит музыка». Ведь любая музыка будет звучать на этих инструментах прекрасно если они будут играть дуржно.
Длительность : 30 минут.