Спиридонова Наталья
Особенности организации занятий по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование. Главным доказательством этого является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже деятельности экспериментирования и строится самими детьми, что способствует их саморазвитию, именно эта деятельность идёт от самого ребёнка с первых месяцев его жизни.
Публикация «Особенности организации занятий по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность данной темы обусловлена тем, что главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах установление взаимозависимостей и закономерностей.
В целевых ориентирах ФГОС ДО (далее – ФГОС ДО) отмечается, что ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать.
В исследованиях известных педагогов и психологов Н. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, Н. В. Исаковой и отмечается, что ребенок активно познает окружающий мир, очень восприимчив к образовательному влиянию. Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности через детское экспериментирование. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость собственных возможностей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательских умений, познавательной активности и инициативы дошкольника. Становление познавательных интересов дошкольников, а также развитие дошкольников в экспериментальной деятельности раскрыто в трудах Т. А. Аксеновой, В. Д. Миленко и других. Методика организации детского экспериментирования раскрыта в трудах Т. С. Баталиной, Ю. В. Величко, Е. А. Мартыновой, А. И. Савенкова и других. Все это создает реальную основу для организации детского экспериментирования в условиях дошкольной образовательной организации.
Анализ научных исследований и психолого-педагогической практики позволил нам выявить противоречие между: необходимостью организации занятий по экспериментированию с детьми дошкольного возраста и недостаточной разработкой педагогических условий, которые бы обеспечивали эффективность данной работы с детьми в дошкольной образовательной организации.
Анализ научных исследований и психолого-педагогической практики позволил нам выявить противоречие между: необходимостью организации занятий по экспериментированию с детьми дошкольного возраста и недостаточной разработкой педагогических условий, которые бы обеспечивали эффективность данной работы с детьми в дошкольной образовательной организации.
Методика организации детского экспериментирования в условиях ДОО с детьми старшего дошкольного возраста
Методика проведения экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях ДОО предполагает учет структуры проведения экспериментов :
– создается проблемная ситуация;
– ставится цель;
– выдвигаются гипотезы;
– определяется план проведения эксперимента (основные действия);
– проверяются гипотезы путем реализации намеченного плана действий;
– обобщение, осмысление полученной информации и представление результатов эксперимента (Савенков, 2018).