Ольга Коноводова
Особенности организации уголка экспериментирования и проведения экспериментальной деятельности с детьми второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование, одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности, к открытию новых знаний и способов познания.
В процессе эксперимента:
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
• Идет обогащение памяти ребенка.
• Развивается речь.
• Формируется самостоятельность.
• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки.
Публикация «Особенности организации уголка экспериментирования и проведения экспериментальной деятельности с детьми второй младшей группы» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
Во второй младшей группе во время эксперимента дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ.
1. Знакомятся со свойствами некоторых материалов (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. Узнают о природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д.).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы.)
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).
У детей младшего возраста очень ярко выражено любопытство, поэтому надо стараться по возможности не сообщать знания в готовом виде, а помочь их получить самостоятельно.
Эксперимент должен быть небольшим по времени, учитывая возрастные особенности ребенка и может проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. В зависимости от характера наблюдений и экспериментов их проведение в распорядке дня может быть разным.
Например:
1. Случайные эксперименты, если дети увидели что-то интересное на прогулке или в группе.
2. Плановые эксперименты, как часть занятия.
3. Эксперименты как ответ на детские вопрос.
Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования опыты предлагаются от имени игровых персонажей. В раннем возрасте в экспериментировании воспитатель ставит цель опыта, помогает детям продумать план его проведения, и вместе с детьми осуществляет необходимые действия. Еще одной особенностью для младшего возраста является то, что экспериментирование хорошо использовать при адаптации ребенка к детскому саду. Это сложный период для родителей и воспитателей, а для ребенка в большинстве случаев – это стресс. Опыты с водой действуют на детей умиротворяюще и обладают большими развивающими возможностями. В период адаптации главным фактором является их успокаивающее и расслабляющее воздействие.
Для поддержания интереса у детей к экспериментированию создаются уголки экспериментирования.
Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе:
1. безопасность для жизни и здоровья детей;
2. достаточность;
3. доступность расположения
Для младшего возраста в уголке должны быть различные формочки, лопатки, емкости для экспериментов с песком и водой, разные крупы в баночках, соломинки для опытов с воздухом, воронки, материал для опыта «тонет-не тонет», материал для экспериментов с бумагой и тканью. Весь материал в уголке должен быть разделен на две части, одна часть в свободном доступе, другая только с воспитателем в целях безопасности.