Галина Михайловна Ительман
Особенности организации проведения пальчиковых игр с целью логопедической помощи детям с ОВЗ в условиях лечебного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Много лет работаю в дневном психоневрологическом дневном стационаре и почти ежедневно в своей работе использую пальчиковые игры, так как вижу реальные результаты и продуктивность в этом виде деятельности.
Речь играет основную роль в умственном, эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия и регулятором поведения. Развитие речи - сложный процесс, протекающий у детей по - разному. Он зависит от окружающей среды ребёнка, от тех игр и игрушек, которые ему предлагают взрослые, от правильности и чёткости речевой структуры малыша.
Публикация «Особенности организации проведения пальчиковых игр с целью логопедической помощи детям с ОВЗ в условиях лечебного учреждения» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Между речевой и двигательной системой есть чёткая взаимосвязь. Чем выше двигательная система, тем лучше развита речь.
Работаю с детьми 4-5 лет, средней гр., иногда поступают дети и 3,6лет. Многие дети поступают в стационар на обследование, они не понимают обращенную речь, не пользуются речью вообще., не могут выполнить простые поручения по просьбе взрослых ("дай", "принеси", "покажи"). Многие не умеют подражать не только движениям, но звуками. При помощи пальчиковых игр мне удалось добиться возможности активно пользоваться речью, проговаривая каждое действие детей. Пальчтковую гимнастику использую в утренние часы, перед завтраком, чтобы создать положительные эмоции, настроить детей на занятия в течение дня, заинтересовать их. Игры провожу по тематике, одновременно закрепляя темы занятий, что способствует лучшему усвоению материала, расширению представлений об окружающем мире. Темы занятий совпадают с пальчиковыми играми : "Мебель", "животные и их детеныши", "насекомые", "транспорт","космос" и т. д. Также хороши такие короткие игровые пальчиковые игры для запуска речи с сопровождением движения на основе потешек, это, пожалуй, самая важная моя задача.
Я заметила, что при систематическом выполнении гимнастики, ритмических движений пальцами инлуктивно приводит к возбуждению речевых центрах головного мозга и резкому усилению мозга согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи детей. Считаю, что игры с пальчиками развивают умение подражать взрослым, учат слышать и вслушиваться в речь и понимать смысл речи, активизируют речевую деятельность малышей. Я наблюдаю, как многим малышам удаётся концентрировать свое внимание, развивает память, так как движения сопровождаются короткими стихотворными строками. В результате можно добиться чёткой ритмичной произносительной стороны речи. Во время проведения пальчиковых игр обязательно использую наглядность не только в виде личного участия и примера, а в виде сюжетных красочных картинок. Это помогает и способствует развитию творческого мышления и фантазии у ребят, эмоциональному восприятию реальности. Использую книги Ткаченко в работе с пальчиковыми играми. НАПРИМЕР :
Буду маме помогать, буду сам белье стирать. Мылом мылю я носки, крепко трутся кулачки. Сполосну белье я ловко и повешу на верёвку.
Если ножницы достану, то волшебником я стану. Вырезаю из бумаги птиц, машину, башни, флаги. Их раскрашу, посушу, всем знакомым покажу.
Посмотрите - бочка, посмотрите - птичка. Птичка острым ключом ловко пьёт водичку.