МААМ-картинки

Особенности организации прогулки для детей старшего дошкольного возраста

Инга Серикова
Особенности организации прогулки для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Публикация «Особенности организации прогулки для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

Виды прогулки по месту проведения :

- на участке Учреждения;

- пешеходные прогулки за пределы участка Учреждения (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров);

- в функциональных помещениях детского сада (в актированные дни).

Виды прогулок по содержанию :

• Традиционная включающая в себя трудовую деятельность детей (уборка листьев, снега и т. д., подвижные и тихие игры и т. д. ;;

Тематическая: состоящая из наблюдений и бесед на конкретную тему (животные, облака, деревья, городской транспорт и т. д., может представлять собой уличную театральную постановку, квест с преодолением несложных препятствий – требует заранее подготовленного сценария;

• Целевая (проводится со второй младшей группы с выходом за пределы детского сада);

• Экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1 раза в месяц);

• Поход, пеший переход (проводится с детьми старшего дошкольного возраста1-2 раза в год).

Режим длительности проведения прогулок на улице

Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Время, отведенное для прогулки, должно строго соблюдаться. Общая продолжительность её составляет 4 — 4,5 часа.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня — до обеда, во вторую половину дня — перед уходом детей домой. Зимние прогулки в детском саду для детей до 4 лет проводятся при температуре до -15°С, для детей 5-7 лет при температуре до -20°С.

Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с.

Структура прогулки :

1. Наблюдение.

2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.

3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

4. Труд детей на участке.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.

Наблюдения на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Традиционно материал наблюдений в природе распределяют по временам года: осень, зима, весна, лето. Целью этих наблюдений является формирование конкретных представлений о каждом сезоне.

При проведении сезонных наблюдений в природе со старшими дошкольниками нужно закреплять представления детей о том, что сезонные изменения в природе влияют на жизнь растений, животных и человека; учить выделять характерные признаки сезона (ветер, дождь, похолодание - осень, холодно, снег, метель - зима, солнце пригревает, день стал длиннее - весна, идет дождь, радуга, гром, солнце печет, жарко - лето); учить детей самостоятельно делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе: подул ветер - усилился листопад, после дождя выглянуло солнышко - появилась радуга, солнце ушло за тучку - пропали тени. При наблюдении природных явлений, детям необходимо объяснять причину их возникновения. Правильно будет приучать детей наблюдать за погодой, связывая наблюдения с их личным опытом и деятельностью: закреплять знания о том, как надо одеваться на прогулку в зависимости от погоды, какие взять игрушки, какие организовать игры.

Для успешного достижения поставленной цели воспитателю нужно продумывать и использовать специальные приемы, организующие активное восприятие детей : задавать вопросы, предлагать обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания. В наблюдения также необходимо включать знакомство с художественной литературой (например, осенью - «Четыре художника» Г. Скребицкого, «Как птицы и звери готовятся к зиме» Г. Снегирева, зимой - «Зима» И. Сурикова, «Лето» А. Плещеева и др., загадывание тематических загадок, заучивание народных примет, расширять словарный запас детей (названия месяцев, названия природных явлений). В процессе прогулки и экскурсий целесообразно проводить различные дидактические игры, с помощью которых можно расширять и углублять знания о природе («Найди по описанию», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист упал?» и др.)

Результаты наблюдений должны фиксироваться в календарях, дневниках. В старшем возрасте дошкольники способны к схематическому изображению этих результатов. Календарь погоды наиболее распространен в этих целях. Его оформление должно быть удобным для заполнения детьми, условные знаки должны отражать суть фиксируемого явления природы и быть простыми в изображении.

Труд старших дошкольников на прогулке.

Трудовое воспитание старшего дошкольника является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. [11 с. 268] В старшем дошкольном возрасте ставится задача постепенного развития у детей интереса к труду взрослых, желания трудится, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. На прогулке эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие дошкольников в посильной трудовой деятельности.

На шестом году жизни у детей совершенствуются навыки самообслуживания. В старшей группе расширяется содержание хозяйственно-бытового труда детей на прогулке : дошкольников приучают поддерживать порядок на участке (расчищать снег лопатками, сметать веничками). Особое внимание уделяется формированию навыков организации коллективного труда : детей приучают выслушивать задание, продумывать план работы, помогать товарищам, не бросать дело незаконченным, просить помощи (например, при уборке участка от опавшей листвы). По окончании работы важно проанализировать результат труда. В процессе такого труда каждый ребенок ощущает себя членом коллектива, осознает значимость своей работы. Очень важно в процессе труда учить детей спокойно, дружелюбно и вежливо общаться, уметь контролировать свое поведение, оценивать свои действия, тактично делать замечания и правильно на них реагировать.

Детей шестого года жизни полезно привлекать к сезонной работе в огороде и цветнике детского сада: осенью дети могут принять участие в сборе урожая овощей, перекапывании огорода к зиме, сборе опавшей листвы, весной - вскапывании грядок, рыхлении клумб, летом - к подвязыванию и окучиванию, прополке растений. В старшей группе продолжается формирование навыков работы с граблями, лопатами, лейками.

Особенности игр старших дошкольников на прогулке.

Игра является важным элементом прогулки. При организации деятельности на прогулке в старшей группе детского сада планируется проведение:

дидактических игр, направленных на развитие внимания, воображения, памяти, образного мышления, связной речи; позволяющих закрепить и расширить знания детей об окружающем мире («Что где растет?», «Что лишнее?», «Узнай растение» и др.);

подвижных игр, направленных на развитие активности, самостоятельности, творчества, фантазии, выдержки, смелости, стремления преодолевать трудности, умение действовать в коллективе, укрепление эмоциональных контактов между детьми, оздоровление, укрепление организма, профилактику заболеваний. Это могут быть бессюжетные народные игры с предметами (бабки, кольцеброс, кегли, элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей, спортивные развлечения (упражнения) (летом - езда на велосипеде, классики; зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах).[18 с. 76-82] Важно, чтобы в подвижных играх участвовали все дети, в связи с этим на прогулке не стоит разучивать новые подвижные игры - это лучше делать на физкультурных занятиях; - сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческого мышления и воображения, активности и инициативности. Воспитатель выполняет в игре роль советчика и партнера - он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал. Так в старшей группе на прогулке детям можно предложить игры «Экологи», «Служба спасения» и т. п.

Структурные компоненты прогулки (наблюдения, труд и др.) проходят на фоне самостоятельной игровой деятельности всех детей, которая занимает основную часть времени пребывания детей на свежем воздухе и требует постоянного контроля со стороны взрослого. Основная задача воспитателя на прогулке состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности : игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни. Работа воспитателей с детьми на прогулке нуждается в планировании содержания, приемов и методов руководства разнообразной детской деятельностью.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при правильном планировании и организации, в процессе воспитательно-образовательной работы на прогулке заложены большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности старшего дошкольника.

Публикации по теме:

Конспект прогулки для детей старшего дошкольного возраста «Зимние забавы»Конспект прогулки для детей старшего дошкольного возраста «Зимние забавы» Цель: расширять представления детей о снеге Задачи: развивать интерес к явлениям неживой природы; развивать у детей ассоциативное мышление,.

Конспект прогулки «Осина — подруженька белой березы» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект прогулки «Осина — подруженька белой березы» для детей старшего дошкольного возраста Цель: создать условия для формирования у детей познавательного интереса к деревьям родного поселка – осине и березе. Задачи:.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

План-конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Больница»План-конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Больница» Тема: «Больница» Возраст: старшая группа. Программное содержание: Образовательная: расширить знания детей об общественной жизни, о профессии,.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семьеРекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации прогулки для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 апреля 2021 в 12:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации прогулки для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Инга Серикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД