Юлия Воржакова
Особенности организации мини-музея в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Идея мини-музеев в детских садах очень распространена в современных детских садах. Мини-музей в детском саду можно рассматривать как отдельный, можно даже сказать особый вид детского музея. Большой плюс такого музея заключается в том, что музей располагается непосредственно в дошкольном учреждении. В каждом городе, да и во многих сельских поселениях есть большое количество разнообразных музеев, но возможности посещения этих учреждений дошкольниками из детских садов зачастую ограничены. В силу рассеянности внимания и другим возрастным особенностям детей дошкольного возраста, отдаленности музея посещение музея не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект. Даже в детских музеях обилие экспонатов, информации, яркие впечатления и эмоции могут быть утомительными для дошкольника. Мини-музей в детском саду помогает решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой. В детских садах всех регионов создаются самые разнообразные мини-музеи, разрабатываются занятия с их использованием, реализуются интересные формы работы с семьей. В основе мини-музея в дошкольном учреждении обычно лежит какая-нибудь коллекция. Ребенок-дошкольник по своей природе тоже коллекционер. Он с удовольствием собирает ракушки, игрушечных солдатиков, машинки, фигурки из шоколадных яиц. Но назначение таких коллекций, в отличие от настоящих, имеет для ребенка исключительно практическое значение. Нереально встретить ребенка-дошкольника, который собирает, скажем, танчики только для того, чтобы выставить их на полке за стеклом и показывать друзьям. Поэтому смело можно сказать, что коллекция ребенка –часть его развивающей среды. Восприятие и внимание дошкольника недостаточно сформированы, отличаются непроизвольностью. В силу своего возраста дошкольник быстро теряет интерес даже к очень интересному и привлекательному объекту, если его нельзя потрогать, обыграть его. Этот предмет как бы сливается с общим фоном для ребенка и интерес гаснет. Поэтому большое внимание должно уделяться правильной организации работы в мини-музее, чтобы он не становился элементом дизайна. Ведь тогда речи быть не может о решении поставленных перед ним педагогических задач. В результате упорного труда и вложения творчества и материальных средств педагогов детского сада мини-музей зачастую становится его «изюминкой». Его демонстрируют гостям, проводят экскурсии для родителей. Для детей же мини-музей постепенно превращается в обыденную часть интерьера. Учитывая, что в обычной жизни посещение музея для детей — это особое событие, почти праздник, музей в детском саду постепенно теряет возможность воздействовать на детей за счет новизны и неожиданности. В нашем детском саду «Забава» помимо общесадовских музеев «Космос» и «Русская матрешка», в каждой группе организован свой мини-музей. Тематика в таких мини-музеях разнообразна. Это «Музей часов», «Музей книги», «Наша Родина-Россия», «Деревянная игрушка» и многие другие. Каждый мини-музей имеет свой паспорт, а воспитатели работают по перспективному плану работы с мини-музеем. Несмотря на разнообразие мини-музеев, можно выделить ряд принципов, которые следует учитывать при организации этих элементов развивающей среды.
Публикация «Особенности организации мини-музея в детском саду» размещена в разделах
• Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ.
• Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности
• Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
• Принцип научности – экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
• Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка.
• Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям.
• Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей.
• Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам.
• Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию чувства патриотизма.
• Принцип безопасности- ребенок должен свободно доставать до любого уголка мини-музея. Если экспонаты всё же стоят на Мини-музеи в детском саду 24 верхних полках, дошкольники должны знать, что заниматься самостоятельно в мини-музее они могут только с доступными для них предметами. Сами экспонаты не должны быть острыми, режущими, легко бьющимися и т. п. Необходимо помнить, что сухие травы и некоторые другие образцы могут вызывать у некоторых детей аллергические заболевания.
Цели и задачи мини-музея.
Музейная педагогика в условиях детского сада — позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
— является действенным модулем развивающей предметной среды; средством индивидуализации образовательного процесса;
— способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
— помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Мини-музеи в дошкольном учреждении часто играют роль помещения для психологической разгрузки детей и открывают новые возможности для коррекционной работы с «особыми» детьми.
Организация мини-музея в детском саду состоит из нескольких этапов:
1. Постановка целей и задач перед родителями. Проводятся родительские собрания, консультации, индивидуальная работа.
2. При выборе помещения необходимо учитывать количество экспонатов.
3. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4. Само оформление мини-музея, с соблюдением ряда условий:
• оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
• наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
• соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5. Разработка перспективного плана работы, в котором предусматриваются занятия с детьми, мероприятия для родителей, конкурсы и выставки, материалы для проведения анкетирования, диагностики
6. Выбор экскурсоводов (педагоги, старшие дошкольники, родители).
7. Открытие мини-музея с приглашением детей, родителей.