Елена Чертова
Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными нарушениями
Е. Е. Чертова.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени М. И. Калинина»
Муниципального образования город Бугуруслан.
Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.
Публикация «Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах
С развитием инклюзивного и специального образования, ростом количества детей с интеллектуальными нарушениями актуализируется интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Вопросы их развития, потенциальных возможностей, реабилитации и абилитации их в обществе, адаптации к самостоятельной жизни приобретают большую социальную значимость.
(Слайд 1). Тяжелые нарушения согласно данным отечественных и зарубежных исследований являются специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития. Тяжелое и множественное нарушение возникает в следствие органического поражения центральной нервной системы в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Такое поражение при тяжелом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера.
Основным в клинической картине тяжелого и множественного нарушения является умственная отсталость. Кроме того, в разных сочетаниях выявляются: двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести); тяжелые нарушения речи (несформерованность языковых средств, нарушение функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности); повышенная судорожная готовность (эписиндром); расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения и др.); аутистические расстройства (стереотипные действия, нарушение коммуникации, взаимодействия, социального поведения).
Основным средством поддержки детей с тяжелыми и множественными нарушениями является специальная психолого-педагогическая помощь в их развитии, которая осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьей воспитывающей особого ребенка. (Слайд 2).
Целью коррекционного воспитания для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития «является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности и самовыражения, самостоятельности, адаптации к окружающей социальной и природной среде».
Как правило, основной формой организации педагогической коррекционной работы являются индивидуальные коррекционные занятия. Они должны быть направлены на преодоление и предупреждение вторичных и последующих нарушений развития, а самое главное на социализацию такого ребенка в обществе, на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к жизни.
Для удобства планирования своей работы я ориентируюсь на четыре ведущих компонента в содержании коррекционно-развивающей работы. (Слайд3).
Развитию мелкой моторики пальцев рук.
На сегодняшний день научно подтверждена связь между пальцевой моторикой и речью. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. У детей с тяжелыми и множественными нарушениями выражена несформированность тонких движений рук, недоразвита ручная умелость. Дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой. Кроме того, у большинства детей отмечается недостаточность мышечной силы.
В своей работе я определила несколько эффективных способов развития мелкой моторики: (Слайд 4)
-песочная терапия; (игры с песком).
-пальчиковые игры;
-шнуровка;(Слайд 5)
-массаж пальцев и кистей рук;
-бизеборд (закручивание гаек, игры с прищепками, выключатели). (Слайд 6)
Еще одним, направлением в моей работе, является развитие навыков самообслуживания.
У детей с тяжелыми и множественными нарушениями формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Им тяжело освоить самостоятельное застегивание одежды, а иногда навыки одевания и вовсе отсутствуют. Поэтому свою работу по развитию навыков самообслуживания я построила на основе методики М. Монтессори. (Слайд 7). Данная методика включает в себя набор рамок, каждая их которых имеет собственные застежки. Это молния, шнуровка, большие и маленькие пуговицы, кнопки, застежки на липучках, ремешки, завязки на бантиках и т. д.
Эта методика вырабатывает навыки, необходимые в повседневной жизни. (Слайд 8). Здесь так же развивается мелкая моторика пальцев рук, ловкость движений. Ткань, которая использована для рамок, подобрана разного цвета, что позволяет в ходе игры закреплять цвета и оттенки. При длительной работе с данной методикой ребенок постепенно запоминает последовательность действий и движения приобретают автоматизм.
Следующее направление, которое я использую в своей работе с данной категорией детей, это развитие мотивационной направленности на целенаправленные действия с предметами.
В основе этой методики я использую доски Э. Сегена. (Слайд 9). Методика Сегена отличается от многих других тем, что ребенку не нужно ничего объяснять, и заучивать. По сути, она не предполагает никакого принуждения, все занятия проводятся в игровой форме. Единственное что необходимо делать, это регулярность проведения занятий.
Основной инструмент для занятий – это доска, представляющая собой деревянную панель с вырезанными окошками различной формы и подходящие к ним вкладыши.
Основные цели, которые направлены на работу с данной методикой затрагивают: возможность исследовать, оценивать и развивать наглядно-образное мышление особого ребенка; - исследовать способности ребенка к осмысленным действиям и степени его обучаемости; - развитию зрительного восприятия, логического и пространственного мышления, тактильных функций; - знакомство с понятиями цвета и формы; - стимулирование речевых функций.
Доски Сегена бывают совершенно разных видов. (Слайд 10). Самые простые – тематические, объединяющие несколько предметов одного класса, состоящие из одной детали. Это могут быть животные, фрукты, транспорт и т. д. Некоторые из досок рассчитаны на изучение только форм - они, как правило, не раскрашены и представляют собой обычную обработанную деревянную основу. Другие ориентированы на сопоставление не только форм, но рисунков. Они раскрашены ярче и рисунок на вкладке повторяет тот, который изображен в отверстиях на основе. Есть и усложненные варианты, которые состоят из мелких частей. (Слайд 11).
Одним из немало важных направлений коррекционно-развивающей работы является сенсорное развитие ребенка. (Слайд 12).
Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, сформировать у него перцептивные действия. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий и усвоения систем сенсорных эталонов (геометрических форм, цвета, величин, времени, мер веса и т. д.). Восприятие всегда является ориентировочной основой практической деятельности и поэтому развивается в тесной связи с ней.
По данному направлению я использую различные игры с сыпучими предметами, это различные игры с крупой, рисование песком, тряпочные лабиринты, выложи по образцу, угадай что в мешке, звуковые коробочки, сенсорные мешочки. (Слайд 13).
Таким образом, сенсорное развитие у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями способствует формированию представлений об окружающем мире, обогащает детский опыт, развивает интерес к взаимодействию с окружающим, происходит накопление жизненного опыта, дети осознают себя и свое место в окружающем мире. (Слайд 14).
Правильно организованная коррекционно-развивающая работа, используемая в воспитательном процессе, для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями может служить средством коррекции нарушений познавательной деятельности, развитию знаний и представлений об окружающем мире, развитию эмоционально-волевой сферы, повышения мотивации к обучению, формирования качеств характера, необходимых для успешной социализации воспитанников.
Литература
1. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Знаете ли вы нас? Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – М. : В Секачев, 2012.
2. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. – М. : Институт общегуманитарных исследований. В Секачев, 2002.
3. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. № 3, 4, 5, 6. –М. ,2010г.
4. Малер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2003г.
5. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М, 1992г.
6. Маклер А. Р. Педагогическая этика в работе с семьей ребенка-инвалида//Дефектология. – 1995. - №5
7. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаров ой. — М. : Издательский центр «Академия», 2005. — 400 с.
8. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии : педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / М. В. Жигорева. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2008. — 240 с.