Обухов Сергей Александрович
Особенности организации игровой деятельности при проведении занятий на уроках адаптивной физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации основаны на понимании одного из видов педаго-гической деятельности, такой как игровая деятельность, направленная, в первую оче-редь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся с умственной отста-лостью (интеллектуальными нарушениями). Соответственно, цели, задачи и принципы деятельности, связанной с игровой деятельностью, определяются базовыми целями и принципами воспитания, социализации и развития личности обучающихся с умствен-ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Общие положения
Публикация «Особенности организации игровой деятельности при проведении занятий на уроках адаптивной физической культуры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В проведении игровой деятельности на уроках адаптивной физической культу-ры, в спортивных мероприятиях, в самостоятельной деятельности педагог руковод-ствуется:
действующими нормативно-правовыми документами по вопросам выполняемой работы;
должностной инструкцией;
уставом образовательной организации.
Педагог должен знать:
нормативные документы по вопросам обучения и воспитания учащихся с ум-ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
требование ФГОС и рекомендации по их реализации, а также теорию и методику воспитательной работы, отвечающую ФГОС;
современные формы и методы воспитания;
основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии, психологии отношений;
требования к оснащению и оборудованию спортивного зала, спортивной площад-ки согласно действующим СанПиН для работы с учащимися с умственной отста-лостью (интеллектуальными нарушениями);
нормы профессиональной этики;
правила по охране труда и пожарной безопасности, требования антитеррористи-ческой безопасности для образовательной организации, правила оказания первой помощи.
Педагог должен уметь:
реализовывать программы воспитания и социализации обучающихся;
выбирать эффективные педагогические формы и методы достижения результатов в данной педагогической деятельности, духовно-нравственного воспитания и разви-тия личности обучающегося;
устанавливать четкие правила поведения в классе;
эффективно управлять классом с целью вовлечения обучающихся в процесс обу-чения и воспитания, мотивируя их образовательную деятельность;
организовывать спортивные мероприятия (эстафеты, спортивные праздники, Весё-лые старты);
содействовать формированию межличностных отношений в среде обучающихся класса;
защищать достоинство и интересы детей, помогать учащимся, оказавшимся в кон-фликтной ситуации или неблагоприятных условиях;
осуществлять эффективное взаимодействие с родителями (законными представи-телями) обучающихся с целью повышения их педагогической компетентности.
Цели:
• создание условий для формирования, сохранения и укрепления физического, пси-хического и социального здоровья обучающихся с ограниченными возможностя-ми здоровья;
• создание воспитывающей среды, обеспечивающей осознанное стремление и прак-тические навыки здорового и безопасного образа жизни через организацию игро-вой деятельности, отличающуюся оздоровительным характером, активным про-живанием ребёнка данной деятельности, прочувствованием действий и сознатель-ным применением их в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
• создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе игровой деятельности, социокультурных, духовно-нравственных ценностей и при-нятых в обществе правил и норм поведения;
• формирование способности обучающихся реализовывать свой личностный потен-циал в условиях активной игровой деятельности;
• формирование здорового образа жизни;
• обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка;
• развитие физической компетентности через развитие интереса и желания вести здоровый образ жизни на основе регуляции двигательной активности;
• воспитание положительных черт характера: организованность, дисциплинирован-ность, самостоятельность, чувство товарищества, взаимопомощь, бережное отно-шение к спортивному инвентарю;
• формирование навыков общения обучающихся, недопустимость любых форм и видов насилия, проявления жестокости.
Особенности организации игровой деятельности
Игра – способ, форма проявления жизнедеятельности ребёнка. Эта особенность детства, по словам Л. Н. Толстого, состоит в 2силе веры». Уровень развития физиче-ских качеств определяется не только функциональными возможностями организма ребёнка, но и волевыми качествами. Для их развития игра, как вид деятельности, представляет большие возможности. Формирование игровой деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит в условиях проведения специально организованных занятий, и лишь затем полученные навыки переносятся в свободную деятельность детей. Без специального обучения игра огра-ничивается простейшими однообразными манипуляциями с предметами, как правило, не имеющими игрового содержания. Это обусловлено задержкой сенсомоторного развития.
Необходимость соблюдения игровых правил помогает развитию мыслительных способностей учащихся, воспитанию их волевых качеств, что особенно важно. Обяза-тельно нужно использовать интересы ребёнка. Дети с умственной отсталостью (ин-теллектуальными нарушениями) зачастую не испытывают особой тяги к занятию, к изучению окружающего мира. Надо придумать, чем их заинтересовать, исходя из склонностей и их интересов. Начиная обучение новому, сначала нужно использовать простые и лёгкие задания, а затем повышать уровень их сложности. Следить за уров-нем развития каждого ребёнка. Предлагать только такие задания, которые он в силах выполнить. Если ребёнку предлагать задания, в которых у него мало шансов на успех, он испытывает досаду, начинает скучать и скоро теряет интерес к игре, занятию. Необходимо добиться того, чтобы ребёнок сам захотел принять участие в предложен-ной игре. Заставляя, мы можем вызвать чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись ребёнок сам включается в игру. Многократное повторение игр является необходимым условием развивающего эффекта, так как дети по-разному и в разном темпе принима-ют и усваивают новое. Педагог должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает её важной и значимой для них.
• Игра является средством обогащения и уточнения представлений, создаёт условия для освоения жизненных ситуаций, способствует формированию произволь-ного поведения – ребёнок учится выполнять определённые действия и правила, под-чинять свои желания и интересы требованиям роли.
• Без специального обучения учащиеся с умственной отсталостью (интеллекту-альными нарушениями) не обнаруживают потребности в игре, длительное время не проявляют интереса к игровому процессу.
• В более старшем возрасте учащиеся с умственной отсталостью (интеллекту-альными нарушениями) могут воспроизводить определенные игровые действия, при этом не обогащая их и не умея привнести в игру нечто новое от себя.
• Для развертывания игры, воспроизведения игровых действий и отношений дети должны овладеть разнообразными знаниями и практическими умениями.
• Операционную сторону игры составляют игровые действия, характер которых определяется содержанием отражаемой действительности.
• Уровень развития игровых действий является основным показателем уровня развития ребёнка.
• Особое место в игре отводится речи, которая не только сопровождает игру, но и выполняет в ней специфическую функцию замещения воображаемых в мысленном плане действий, предметов, образов.
• Последовательное включение ребёнка в игру, его обучение в игре обеспечива-ют формирование всех компонентов игровой деятельности – целевого, операционно-го, потребностно-мотивационного, содержательного.
• В процессе обучения проводится целенаправленная работа по обогащению жизненного опыта детей, формирование у них практических умений, навыков, необ-ходимых для использования в разных жизненных ситуациях.
• Овладение ребёнком прочными знаниями, умениями и навыками – длительный процесс, который требует большого количества упражнений, разнообразных по со-держанию, используемому материалу, форме, проводимый систематически в различ-ных вариантах, и должен постепенно усложняться.
• Для того чтобы увлечь учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальны-ми нарушениями) игровой деятельностью нужно создать высокий эмоциональный фон, игра должна быть тщательно продумана педагогом.
• Каждая игра должна доставлять ребенку удовольствие и радость, поэтому она должна проходить легко, весело, без упрёков в адрес ребёнка и нравоучений. Ни в ко-ем случае ребёнок не должен переживать ситуацию неуспеха. В игре он должен чув-ствовать себя комфортно и уверенно.
• В процессе обучающих игр необходимо учить детей, сопровождая игровые действия речью, мимикой, жестами.
• Медленно, с большими трудностями, но всё же можно сформировать у боль-шинства детей выразительные изобразительные игровые действия.
• Важным компонентом подхода в обучении игре детей с выраженной умствен-ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является организация предмет-но-игровой среды, которая позволяет использовать игру как средство коррекции не-достатков физического развития.
• Должен быть достаточный комплект спортивного инвентаря, обеспечивающий возможность одновременного участия в игре всех детей.
• Для стимулирования ребёнка к действиям с принадлежностями спортивного инвентаря, он должен уметь их использовать, знать, что и как можно с их помощью изображать, где применить.
• Педагогу необходимо демонстрировать с учащимися всевозможные варианты выполнения действий с тем или иным предметом (с/инвентарём).
• У учащихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нару-шениями) имеются разнообразные нарушения двигательной сферы, в частности у них плохо развита координация движений и зрительно-двигательная координация. Это за-труднит овладение операционно-технической стороной игры.
• Прежде чем осуществлять какое-либо игровое действие нужно научить ребёнка выполнять необходимые движения, касающиеся этой игры. При правильной организа-ции работы все эти действия имеют большое коррекционное значение.
• В каждом конкретном случае учитываются индивидуальные особенности детей, замечания выражаются исключительно в форме советов, не требуя жёсткого следова-ния им.
• Игра комментируется эмоционально, заинтересованно со стороны педагога, чтобы затронуть чувства детей. Дети должны быть заинтересованы игрой, дружелюб-ны, соблюдать правила, добры друг к другу и внимательны.
• Игровая деятельность важна не только для двигательного развития детей, но также для развития эмоционально-волевой сферы, формирования ориентировки в пространстве, умения действовать сообща со сверстниками, подчинять своё поведе-ние правилам игры.
• Проведение подвижных игр следует чётко планировать и тщательно готовить.
• Каждая игра должна быть оснащена необходимыми атрибутами (спортивным инвентарём, которые позволяют учащимся с умственной отсталостью (интеллекту-альными нарушениями) более глубоко понять её содержание.
• Учитывая двигательные и интеллектуальные возможности детей, простейшие игры типа «Ловишки с ленточками», «Пятнашки», «Самолёты», «Солнце – дождик» можно использовать на занятиях. Эти простейшие игры требуют от ребят большей са-мостоятельности, ловкости и быстроты движений, ориентировки в пространстве.
• Вдохновителем и организатором подвижных игр является учитель, задача ко-торого организовать игру, вызвать у детей интерес, желание участвовать в ней, со-здать у детей положительный эмоциональный настрой, по ходу игры напоминать пра-вила, поощрять участие в ней учащихся.
• Существуют две полезные методики, называемые «прямая и обратная последо-вательность». Это означает, что вы поощряете ребёнка выполнить первый шаг в зада-нии и заканчиваете эти действия сами, обратная последовательность – ребёнок закан-чивает действие, которое начали вы. Постепенно надо увеличивать участие, пока, наконец, он не начнёт выполнять задание всё целиком.
• Постоянный контроль за нравственной атмосферой игры, создание в процессе игры нестандартной ситуации, предоставление каждому участнику игры выбрать себя, проявить свои интересы и способности.
• Наблюдая за игровой деятельностью своих обучающихся, педагог отмечает ка-ких результатов они достигли в своём развитии, и что ещё надо предпринять для до-стижения наибольшего эффекта коррекционно-воспитательного процесса.
• Важно заботиться об усложнении, видоизменении содержания игры, чтобы она развивалась, обогащая как практический, так и нравственный опыт.
• Нарушения в психофизическом развитии таких детей проявляются весьма раз-нообразно, поэтому в процессе обучения необходимо осуществлять индивидуальный подход.
• В организации работы с учащимися с умственной отсталостью (интеллектуаль-ными нарушениями) следует учитывать не только проявления имеющихся у ребёнка отклонений, но и характер медикаментозного лечения, получаемого в данный момент, так как оно оказывает сильное влияние на состояние психических процессов эмоцио-нально-волевой сферы.
• Ещё одной особенностью работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является преодоление проблем, связанных с непроизвольными движениями и скованностью движений. Данные нарушения не позволяют ребёнку принимать ак-тивное участие в подвижных коммуникативных играх. Для осуществления полного погружения ребёнка без ущерба для развития других детей педагог может изменить правила некоторых подвижных игр, сделать их более статичными, что поможет ре-бенку адаптироваться в коллективе.
• Залогом успешного обучения игре учащихся с умственной отсталостью (ин-теллектуальными нарушениями) является наличие тесной взаимосвязи в работе всех педагогов, работающих с ними.
• Только при правильной организации двигательной игровой деятельности мож-но удовлетворить естественную потребность детей в движении, развивать у них врож-дённую мотивацию к двигательной активности.
Критерии эффективности игровой деятельности
Эффективность игровой деятельности определяется достигаемыми за опреде-лённый период времени конечными результатами деятельности и их соответствием ключевым целям воспитания и социализации:
Положительная динамика в коррекции недостатков развития детей с умствен-ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством игровой деятель-ности.
В двигательном развитии: позитивная динамика в развитии мелкой моторики.
В психическом развитии: повышение интереса, появление потребности к любо-му активному действию.
В речевом развитии: умение связно рассказывать выполняемые действия и их результат.
Положительная динамика развития познавательных способностей обучающих-ся :
уровень концентрации и устойчивости внимания;
уровень учебной мотивации;
уровень развития общего интеллекта;
уровень развития образного и логического мышления;
уровень речевого развития;
уровень развития долговременной памяти.
Гипотеза: Организация игровой деятельности, двигательной активности на уроках адаптивной физической культуры, внеклассной работы как формы учебно-воспитательного процесса, сочетающего многообразие способов, приёмов обучения и воспитания, будет способствовать активизации познавательной деятельности и значи-тельно повысит эффективность обучения и воспитания. Главным критерием проверки гипотезы является продуктивность деятельности обучающихся с умственной отстало-стью (интеллектуальными нарушениями, их активность при проведении спортивных мероприятий, игр, олимпиад, фестивалей.
Ожидаемые результаты
Достижение эмоциональной устойчивости, способности самовыражения в про-цессе игровой деятельности;
формирование и развитие коммуникативных умений и навыков;
проявление собственной игровой, коммуникативной активности учащихся в процессе двигательной активности;
повышение уровня самостоятельности и активности, достижение эмоциональ-ной устойчивости, способность самовыражения в процессе игровой деятельности;
повышение функциональных возможностей организма учащихся и приоритеты здорового образа жизни.
Критерии оценки результативности
Сформирование знаний, умений навыков, представление об игровой деятельно-сти;
сформирование позитивной внутренней позиции личности обучающегося с ум-ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в отношении ценностей гражданина России;
наличие опыта игровой деятельности;
проявление собственной игровой, коммуникативной активности учащихся;
проявление самостоятельности и активности, способности самовыражения в процессе игровой деятельности.
Вывод: Игровая деятельность – это набор игровых методик, средств, ситуаций, через которые происходит реабилитация. Являясь уникальным средством реабилита-ции, игровая деятельность (игротерапия) может выполнять функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации. Игры и игровые движения, упражнения – естественные спутники жизни детей, обладающие великой воспитатель-ной силой, формирующие физические и личностные качества ребёнка. Игровая дея-тельность с учётом особенностей двигательной сферы учащихся с ОВЗ способствует совершенствованию двигательных навыков, активности, развитию и совершенствова-нию физических качеств, физической работоспособности и закреплению общеучеб-ных умений и навыков, связанных с произвольной регуляцией деятельности. Игровая деятельность позволяет повысить уровень адаптивной работы и обеспечить в даль-нейшем успешную социализацию и участие в жизни общества детей с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталость (интеллектуальными нарушения-ми).