Папки-передвижки

Особенности организации игровой деятельности при проведении занятий на уроках адаптивной физической культуры

Обухов Сергей Александрович
Особенности организации игровой деятельности при проведении занятий на уроках адаптивной физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации основаны на понимании одного из видов педаго-гической деятельности, такой как игровая деятельность, направленная, в первую оче-редь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся с умственной отста-лостью (интеллектуальными нарушениями). Соответственно, цели, задачи и принципы деятельности, связанной с игровой деятельностью, определяются базовыми целями и принципами воспитания, социализации и развития личности обучающихся с умствен-ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Общие положения

Публикация «Особенности организации игровой деятельности при проведении занятий на уроках адаптивной физической культуры» размещена в разделах

В проведении игровой деятельности на уроках адаптивной физической культу-ры, в спортивных мероприятиях, в самостоятельной деятельности педагог руковод-ствуется:

действующими нормативно-правовыми документами по вопросам выполняемой работы;

должностной инструкцией;

уставом образовательной организации.

Педагог должен знать:

нормативные документы по вопросам обучения и воспитания учащихся с ум-ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

требование ФГОС и рекомендации по их реализации, а также теорию и методику воспитательной работы, отвечающую ФГОС;

современные формы и методы воспитания;

основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии, психологии отношений;

требования к оснащению и оборудованию спортивного зала, спортивной площад-ки согласно действующим СанПиН для работы с учащимися с умственной отста-лостью (интеллектуальными нарушениями);

нормы профессиональной этики;

правила по охране труда и пожарной безопасности, требования антитеррористи-ческой безопасности для образовательной организации, правила оказания первой помощи.

Педагог должен уметь:

реализовывать программы воспитания и социализации обучающихся;

выбирать эффективные педагогические формы и методы достижения результатов в данной педагогической деятельности, духовно-нравственного воспитания и разви-тия личности обучающегося;

устанавливать четкие правила поведения в классе;

эффективно управлять классом с целью вовлечения обучающихся в процесс обу-чения и воспитания, мотивируя их образовательную деятельность;

организовывать спортивные мероприятия (эстафеты, спортивные праздники, Весё-лые старты);

содействовать формированию межличностных отношений в среде обучающихся класса;

защищать достоинство и интересы детей, помогать учащимся, оказавшимся в кон-фликтной ситуации или неблагоприятных условиях;

осуществлять эффективное взаимодействие с родителями (законными представи-телями) обучающихся с целью повышения их педагогической компетентности.

Цели:

• создание условий для формирования, сохранения и укрепления физического, пси-хического и социального здоровья обучающихся с ограниченными возможностя-ми здоровья;

• создание воспитывающей среды, обеспечивающей осознанное стремление и прак-тические навыки здорового и безопасного образа жизни через организацию игро-вой деятельности, отличающуюся оздоровительным характером, активным про-живанием ребёнка данной деятельности, прочувствованием действий и сознатель-ным применением их в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

• создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе игровой деятельности, социокультурных, духовно-нравственных ценностей и при-нятых в обществе правил и норм поведения;

• формирование способности обучающихся реализовывать свой личностный потен-циал в условиях активной игровой деятельности;

• формирование здорового образа жизни;

• обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка;

• развитие физической компетентности через развитие интереса и желания вести здоровый образ жизни на основе регуляции двигательной активности;

воспитание положительных черт характера: организованность, дисциплинирован-ность, самостоятельность, чувство товарищества, взаимопомощь, бережное отно-шение к спортивному инвентарю;

• формирование навыков общения обучающихся, недопустимость любых форм и видов насилия, проявления жестокости.

Особенности организации игровой деятельности

Игра – способ, форма проявления жизнедеятельности ребёнка. Эта особенность детства, по словам Л. Н. Толстого, состоит в 2силе веры». Уровень развития физиче-ских качеств определяется не только функциональными возможностями организма ребёнка, но и волевыми качествами. Для их развития игра, как вид деятельности, представляет большие возможности. Формирование игровой деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит в условиях проведения специально организованных занятий, и лишь затем полученные навыки переносятся в свободную деятельность детей. Без специального обучения игра огра-ничивается простейшими однообразными манипуляциями с предметами, как правило, не имеющими игрового содержания. Это обусловлено задержкой сенсомоторного развития.

Необходимость соблюдения игровых правил помогает развитию мыслительных способностей учащихся, воспитанию их волевых качеств, что особенно важно. Обяза-тельно нужно использовать интересы ребёнка. Дети с умственной отсталостью (ин-теллектуальными нарушениями) зачастую не испытывают особой тяги к занятию, к изучению окружающего мира. Надо придумать, чем их заинтересовать, исходя из склонностей и их интересов. Начиная обучение новому, сначала нужно использовать простые и лёгкие задания, а затем повышать уровень их сложности. Следить за уров-нем развития каждого ребёнка. Предлагать только такие задания, которые он в силах выполнить. Если ребёнку предлагать задания, в которых у него мало шансов на успех, он испытывает досаду, начинает скучать и скоро теряет интерес к игре, занятию. Необходимо добиться того, чтобы ребёнок сам захотел принять участие в предложен-ной игре. Заставляя, мы можем вызвать чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись ребёнок сам включается в игру. Многократное повторение игр является необходимым условием развивающего эффекта, так как дети по-разному и в разном темпе принима-ют и усваивают новое. Педагог должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает её важной и значимой для них.

• Игра является средством обогащения и уточнения представлений, создаёт условия для освоения жизненных ситуаций, способствует формированию произволь-ного поведения – ребёнок учится выполнять определённые действия и правила, под-чинять свои желания и интересы требованиям роли.

• Без специального обучения учащиеся с умственной отсталостью (интеллекту-альными нарушениями) не обнаруживают потребности в игре, длительное время не проявляют интереса к игровому процессу.

• В более старшем возрасте учащиеся с умственной отсталостью (интеллекту-альными нарушениями) могут воспроизводить определенные игровые действия, при этом не обогащая их и не умея привнести в игру нечто новое от себя.

• Для развертывания игры, воспроизведения игровых действий и отношений дети должны овладеть разнообразными знаниями и практическими умениями.

• Операционную сторону игры составляют игровые действия, характер которых определяется содержанием отражаемой действительности.

• Уровень развития игровых действий является основным показателем уровня развития ребёнка.

Особое место в игре отводится речи, которая не только сопровождает игру, но и выполняет в ней специфическую функцию замещения воображаемых в мысленном плане действий, предметов, образов.

• Последовательное включение ребёнка в игру, его обучение в игре обеспечива-ют формирование всех компонентов игровой деятельности – целевого, операционно-го, потребностно-мотивационного, содержательного.

• В процессе обучения проводится целенаправленная работа по обогащению жизненного опыта детей, формирование у них практических умений, навыков, необ-ходимых для использования в разных жизненных ситуациях.

• Овладение ребёнком прочными знаниями, умениями и навыками – длительный процесс, который требует большого количества упражнений, разнообразных по со-держанию, используемому материалу, форме, проводимый систематически в различ-ных вариантах, и должен постепенно усложняться.

• Для того чтобы увлечь учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальны-ми нарушениями) игровой деятельностью нужно создать высокий эмоциональный фон, игра должна быть тщательно продумана педагогом.

• Каждая игра должна доставлять ребенку удовольствие и радость, поэтому она должна проходить легко, весело, без упрёков в адрес ребёнка и нравоучений. Ни в ко-ем случае ребёнок не должен переживать ситуацию неуспеха. В игре он должен чув-ствовать себя комфортно и уверенно.

• В процессе обучающих игр необходимо учить детей, сопровождая игровые действия речью, мимикой, жестами.

• Медленно, с большими трудностями, но всё же можно сформировать у боль-шинства детей выразительные изобразительные игровые действия.

• Важным компонентом подхода в обучении игре детей с выраженной умствен-ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является организация предмет-но-игровой среды, которая позволяет использовать игру как средство коррекции не-достатков физического развития.

• Должен быть достаточный комплект спортивного инвентаря, обеспечивающий возможность одновременного участия в игре всех детей.

• Для стимулирования ребёнка к действиям с принадлежностями спортивного инвентаря, он должен уметь их использовать, знать, что и как можно с их помощью изображать, где применить.

• Педагогу необходимо демонстрировать с учащимися всевозможные варианты выполнения действий с тем или иным предметом (с/инвентарём).

• У учащихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нару-шениями) имеются разнообразные нарушения двигательной сферы, в частности у них плохо развита координация движений и зрительно-двигательная координация. Это за-труднит овладение операционно-технической стороной игры.

• Прежде чем осуществлять какое-либо игровое действие нужно научить ребёнка выполнять необходимые движения, касающиеся этой игры. При правильной организа-ции работы все эти действия имеют большое коррекционное значение.

• В каждом конкретном случае учитываются индивидуальные особенности детей, замечания выражаются исключительно в форме советов, не требуя жёсткого следова-ния им.

• Игра комментируется эмоционально, заинтересованно со стороны педагога, чтобы затронуть чувства детей. Дети должны быть заинтересованы игрой, дружелюб-ны, соблюдать правила, добры друг к другу и внимательны.

Игровая деятельность важна не только для двигательного развития детей, но также для развития эмоционально-волевой сферы, формирования ориентировки в пространстве, умения действовать сообща со сверстниками, подчинять своё поведе-ние правилам игры.

Проведение подвижных игр следует чётко планировать и тщательно готовить.

• Каждая игра должна быть оснащена необходимыми атрибутами (спортивным инвентарём, которые позволяют учащимся с умственной отсталостью (интеллекту-альными нарушениями) более глубоко понять её содержание.

• Учитывая двигательные и интеллектуальные возможности детей, простейшие игры типа «Ловишки с ленточками», «Пятнашки», «Самолёты», «Солнце – дождик» можно использовать на занятиях. Эти простейшие игры требуют от ребят большей са-мостоятельности, ловкости и быстроты движений, ориентировки в пространстве.

• Вдохновителем и организатором подвижных игр является учитель, задача ко-торого организовать игру, вызвать у детей интерес, желание участвовать в ней, со-здать у детей положительный эмоциональный настрой, по ходу игры напоминать пра-вила, поощрять участие в ней учащихся.

• Существуют две полезные методики, называемые «прямая и обратная последо-вательность». Это означает, что вы поощряете ребёнка выполнить первый шаг в зада-нии и заканчиваете эти действия сами, обратная последовательность – ребёнок закан-чивает действие, которое начали вы. Постепенно надо увеличивать участие, пока, наконец, он не начнёт выполнять задание всё целиком.

• Постоянный контроль за нравственной атмосферой игры, создание в процессе игры нестандартной ситуации, предоставление каждому участнику игры выбрать себя, проявить свои интересы и способности.

• Наблюдая за игровой деятельностью своих обучающихся, педагог отмечает ка-ких результатов они достигли в своём развитии, и что ещё надо предпринять для до-стижения наибольшего эффекта коррекционно-воспитательного процесса.

• Важно заботиться об усложнении, видоизменении содержания игры, чтобы она развивалась, обогащая как практический, так и нравственный опыт.

• Нарушения в психофизическом развитии таких детей проявляются весьма раз-нообразно, поэтому в процессе обучения необходимо осуществлять индивидуальный подход.

• В организации работы с учащимися с умственной отсталостью (интеллектуаль-ными нарушениями) следует учитывать не только проявления имеющихся у ребёнка отклонений, но и характер медикаментозного лечения, получаемого в данный момент, так как оно оказывает сильное влияние на состояние психических процессов эмоцио-нально-волевой сферы.

• Ещё одной особенностью работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является преодоление проблем, связанных с непроизвольными движениями и скованностью движений. Данные нарушения не позволяют ребёнку принимать ак-тивное участие в подвижных коммуникативных играх. Для осуществления полного погружения ребёнка без ущерба для развития других детей педагог может изменить правила некоторых подвижных игр, сделать их более статичными, что поможет ре-бенку адаптироваться в коллективе.

• Залогом успешного обучения игре учащихся с умственной отсталостью (ин-теллектуальными нарушениями) является наличие тесной взаимосвязи в работе всех педагогов, работающих с ними.

• Только при правильной организации двигательной игровой деятельности мож-но удовлетворить естественную потребность детей в движении, развивать у них врож-дённую мотивацию к двигательной активности.

Критерии эффективности игровой деятельности

Эффективность игровой деятельности определяется достигаемыми за опреде-лённый период времени конечными результатами деятельности и их соответствием ключевым целям воспитания и социализации:

Положительная динамика в коррекции недостатков развития детей с умствен-ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством игровой деятель-ности.

В двигательном развитии: позитивная динамика в развитии мелкой моторики.

В психическом развитии: повышение интереса, появление потребности к любо-му активному действию.

В речевом развитии: умение связно рассказывать выполняемые действия и их результат.

Положительная динамика развития познавательных способностей обучающих-ся :

уровень концентрации и устойчивости внимания;

уровень учебной мотивации;

уровень развития общего интеллекта;

уровень развития образного и логического мышления;

уровень речевого развития;

уровень развития долговременной памяти.

Гипотеза: Организация игровой деятельности, двигательной активности на уроках адаптивной физической культуры, внеклассной работы как формы учебно-воспитательного процесса, сочетающего многообразие способов, приёмов обучения и воспитания, будет способствовать активизации познавательной деятельности и значи-тельно повысит эффективность обучения и воспитания. Главным критерием проверки гипотезы является продуктивность деятельности обучающихся с умственной отстало-стью (интеллектуальными нарушениями, их активность при проведении спортивных мероприятий, игр, олимпиад, фестивалей.

Ожидаемые результаты

Достижение эмоциональной устойчивости, способности самовыражения в про-цессе игровой деятельности;

формирование и развитие коммуникативных умений и навыков;

проявление собственной игровой, коммуникативной активности учащихся в процессе двигательной активности;

повышение уровня самостоятельности и активности, достижение эмоциональ-ной устойчивости, способность самовыражения в процессе игровой деятельности;

повышение функциональных возможностей организма учащихся и приоритеты здорового образа жизни.

Критерии оценки результативности

Сформирование знаний, умений навыков, представление об игровой деятельно-сти;

сформирование позитивной внутренней позиции личности обучающегося с ум-ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в отношении ценностей гражданина России;

наличие опыта игровой деятельности;

проявление собственной игровой, коммуникативной активности учащихся;

проявление самостоятельности и активности, способности самовыражения в процессе игровой деятельности.

Вывод: Игровая деятельность – это набор игровых методик, средств, ситуаций, через которые происходит реабилитация. Являясь уникальным средством реабилита-ции, игровая деятельность (игротерапия) может выполнять функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации. Игры и игровые движения, упражнения – естественные спутники жизни детей, обладающие великой воспитатель-ной силой, формирующие физические и личностные качества ребёнка. Игровая дея-тельность с учётом особенностей двигательной сферы учащихся с ОВЗ способствует совершенствованию двигательных навыков, активности, развитию и совершенствова-нию физических качеств, физической работоспособности и закреплению общеучеб-ных умений и навыков, связанных с произвольной регуляцией деятельности. Игровая деятельность позволяет повысить уровень адаптивной работы и обеспечить в даль-нейшем успешную социализацию и участие в жизни общества детей с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталость (интеллектуальными нарушения-ми).

Публикации по теме:

Конспект занятия по организации свободной игровой деятельности во второй младшей группе детей с ОНР Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Развивающие игры из ничего. Фотоотчет об организации игровой деятельности на летней прогулкеРазвивающие игры из ничего. Фотоотчет об организации игровой деятельности на летней прогулке Уважаемые коллеги! Наверное каждый воспитатель очень любит наблюдать за играющими детьми. И сегодня у меня была такая возможность! Я разложила.

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Картотека игр по интеграции видов детской деятельности и физической культуры. Речевая деятельность РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Речевые упражнения со спортивным инвентарём. «Назови спортсмена» (с мячом). Цель: Закреплять знания детей о спорте.

Выносное оборудование для организации игровой деятельности детей на прогулкеВыносное оборудование для организации игровой деятельности детей на прогулке В нашем детском саду прошел конкурс выносного оборудования для организации игровой деятельности детей на прогулке "Погуляем, поиграем".

Консультация для воспитателей «Обеспечение безопасности при проведении занятий по физической культуре в ДОУ» Детство – маленькая удивительная страна. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное.

Кукла-ёлочка — помощница в организации и проведении музыкальных занятий. Мастер-класс. ВидеоКукла-ёлочка — помощница в организации и проведении музыкальных занятий. Мастер-класс. Видео Кукла - ёлочка, помощница в организации и проведении музыкальных занятий. Мастеркласс. К новогоднему утреннику подготовка долгая. Порой.

Пособие из ткани и поролона для игровой деятельности по физической культуре «Мягкие осьминожки» для детей 5–7 летПособие из ткани и поролона для игровой деятельности по физической культуре «Мягкие осьминожки» для детей 5–7 лет Пособие изготовлено в соавторстве с Карпенко. В. Д Возраст: 5-7 лет Цель: Познакомить детей с нестандартным оборудованием «Мягкие осьминожки».

Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности»Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации игровой деятельности при проведении занятий на уроках адаптивной физической культуры
Опубликовано: 25 января 2022 в 14:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации игровой деятельности при проведении занятий на уроках адаптивной физической культуры» (включая файлы) размещена пользователем Обухов Сергей Александрович (УИ 1349094) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД