Мешалкина Ирина
Особенности организации и проведения подвижных игр с детьми шестого года жизни в современных условиях
▼ Скачать +Заказ
МБОУ «Средняя образовательная школа №6 с углубленным
изучением отдельных предметов», г. о. Реутов
Ассоциированная школа ЮНЭСКО
Мешалкина Ирина Васильевна, воспитатель
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
ПОДВИЖНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Публикация «Особенности организации и проведения подвижных игр с детьми шестого года жизни в современных условиях» размещена в разделах
Сегодня вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.
В соответствии с данными Всероссийских диспансеризаций доля здоровых детей в различных субъектах РФ насчитывается от 4% до 15-18%, страдающих хроническими заболеваниями свыше 16%, а вот тех, у кого отмечаются функциональные отклонения в состоянии здоровья более половины. Особую категорию из числа таких детей составляют ослабленные дети, которые в силу особенностей своего физического развития не имеют возможности без ущерба для здоровья или общего развития учувствовать в конкретных видах деятельности, ограничены в общении со сверстниками, нуждаются в специальных условиях.
Сегодня, в сложных социально-экономических условиях вопросам здоровья детей придается особое значение, так как только здоровый ребенок способен к полному раскрытию всех своих потенциальных возможностей и природных задатков. Именно поэтому, вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любой дошкольной организации.
Подвижные игры выделяют как одно из основных средств физического воспитания детей. Свою потребность в движении дети стремятся удовлетворить именно в играх.
Подвижная игра – сознательная активная двигательная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач и соблюдение игровых правил. Отличительной особенностью или спецификой подвижной игры является мгновенная ответная реакция ребенка на сигнал («Замри!», «Лови!», «Догоняй!» (Степаненкова Э. Я., Семенова Т. А. и др.).
Подвижные игры необходимы дошкольникам для хорошего овладения движениями, они развивают активность и создают предпосылки для дальнейшего совершенствования двигательных умений.
Игра является методом физического воспитания, так как в процессе игры совершенствуются двигательные навыки детей. В игре ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует в соответствии с игровыми условиями, проявляя ловкость и тем самым, совершенствуя движения, оттачивает сенсорные коррекции. Это позволяет ему не растеряться в дальнейшем от неожиданного изменения игровой задачи или обстановки и суметь сразу к ней приспособиться.
Работы Э. Я Степаненковой, А. В. Кенеман показывают, что благодаря игровой деятельности ребенок практически осваивает пространство и предметную действительность, вместе с тем значительно совершенствуется и сам механизм восприятия пространства.
В работах отечественных психологов и педагогов подвижная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников. Существует обширная отечественная литература, в которой рассматриваются: роль игры, ее распространение, сходство и различие игрового фольклора у разных народов, методические особенности и т. д. Крупнейшие педагоги и ученые считали игру весьма полезной для народного воспитания. По утверждению отечественных педагогов: Е. Н. Водовозовой, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, Е. А. Покровского, К. Д. Ушинского, Э. Я. Степаненковой и др., подвижные игры являются наиболее эффективным средством физического воспитания.
Подвижные игры занимают особенное и даже, можно сказать, центральное место в системе средств дошкольного физического воспитания.
Их педагогическое значение выражается в том, что в ходе игры происходит не избирательное, а комплексное развитие физических качеств, что способствует комплексному совершенствованию всего двигательного аппарата, всех систем организма.
Несомненное преимущество каждой подвижной игры перед другими физическими упражнениями заключается в отсутствии монотонности, разностороннем влиянии на различные системы и функции организма, а также в возможности непрерывно изменять как интенсивность, так и вид движения в процессе смены водящего и введения дополнительных заданий.
В процессе игры используются движения преимущественно в развлекательной ненавязчивой форме и включают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, прыжки, бег, борьбу, лазанье, метание, бросание, ловлю и т. п., и потому они представляют собой самое уникальное и незаменимое средство физического воспитания детей.
Помимо этого, «универсальность» подвижных игр как средства дошкольного физического воспитания выражается еще и в отсутствии жесткой зависимости их проведения от погодных условий, наличия материально-технической базы и т. п., то есть имеется возможность использовать их на занятиях круглогодично.
Подвижная игра – это сознательная, активная двигательная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач и выполнение игровых правил. В отличие от физических упражнений подвижная игра – это не совокупность двигательных действий, а форма поведения. Она имеет цель, а также действие и эффект эмоционального наслаждения. Современные дети много времени проводят за развивающими компьютерными играми и электронными образовательными ресурсами. Такие занятия хоть и являются полезными, но не удовлетворяют одной из самых главных потребностей детей дошкольного возраста – потребности в движении. Подвижные игры способствуют удовлетворению этой потребности, а также развитию интеллектуальных способностей детей, в том числе их познавательной активности. При этом, как показывает практика работы дошкольных образовательных организаций, потенциал подвижных игр мало используется для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Подвижная игра наиболее естественная форма физических упражнений, соответствующих психологическим особенностям детей. Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, своё тело, свои возможности, изобретают, творят, при этом развиваясь гармонично и целостно.
Таким образом, всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если:
- подобрать подвижные игры, оптимально способствующие познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста;
- использовать методику проведения подвижных игр, направленную на осознанное выполнение детьми физических упражнений;
- активизировать познавательную деятельность детей во время проведения подвижных игр и после их окончания.
При этом необходимо подчеркнуть, что работу по физическому воспитанию в дошкольной образовательной организации следует проводить во взаимодействии с семьей, используя разнообразные формы работы, такие как: дни открытых дверей, семейные клубы, совместные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности с участием детей и родителей, семинары – практикумы и т. д. Все это позволит активно вовлекать и педагогов, и родителей в воспитательно-образовательный процесс, повышая их педагогическую компетентность и культуру. Важно понимать и правильно оценивать неисчерпаемые возможности, заложенные в игре.
Список литературы
1. Валова Н. В. Подвижная игра как средство физического развития дошкольника // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М. : Буки-Веди, 2014. - С. 139-142.
2. Власова С. В. Проблемы игры в дошкольников в современном обществе // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 10. С. 5-6.
3. Иванова М. Ю. Игра как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста // Вопросы педагогики. - 2018. - № 1. - С. 35-37.
4. Рунова М. А, Двигательная активность ребенка в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений М. А. Рунова – М. : Мозаика синтез, 2012. – 207 с.
5. Шатило А. А. Проблемы игры современных дошкольников // Игровая культура современного детства : Материалы I Международной научно-практической конференции. Московский городской педагогический университет. 2017. С. 325-329.