Елена Киселёва
Особенности организации физкультурного занятия в форме круговой тренировки в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Н. А. Бернштейн, изучая биомеханику движений, доказал, что простое двигательное действие, даже доведенное до автоматизма, в своих конкретных реализациях всегда неповторимо.
В моторном поле отсутствуют идентичные, повторяющиеся линии – движение никогда не осуществляется одинаково, а каждый раз строится заново. Поэтому двигательное действие – это повторение без повторения.
Бесспорным для всех педагогов (Лесгафта П. Ф., Степаненковой Э. Я., Алямовской В. Г. и др.) является правило, что для повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста при планировании физкультурного занятия преимущество должны иметь физические упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на организм, и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия.
Публикация «Особенности организации физкультурного занятия в форме круговой тренировки в ДОО» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Большинство педагогов, организующих физическое развитие и воспитание в ДОО применяют проведение физкультурных занятий: тренировку и в форме круговой тренировки. Однако, многие педагоги и сегодня не видят большой разницы между тренировкой и круговой тренировкой.
Занятие-тренировка – направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Состоит из трёх частей вводной, основной, заключительной
Отличается от физкультурного занятия в форме круговой тренировки – в основной части включаются разные виды одного (иногда двух) основного движения, например, отбивание мяча об пол, перебрасывание мяча в парах, забрасывание мяча в кольцо и подвижная игра «Не оставайся без мяча». Чаще всего применяются фронтальный способ организации, групповой и поточный.
Важно, что занятие-тренировка является обучающим, включает от 3 до 4 основных движений, где одно основное движение разучивается на первом или втором этапе обучения, остальные - на третьем этапе.
У этих занятий много общего: высокая моторная плотность, индивидуализация педагогического воздействия; относительно точное дозирование физической нагрузки
Методической основой "круговой тренировки" является многократное выполнение определенных движений, в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. Поэтому круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму образовательной деятельности, направленной в основном на комплексное развитие двигательных качеств.
Суть метода в серийном выполнении знакомых, технически не сложных упражнений, подобранных и объединённых в комплексы по определённой схеме. Подбор упражнений предполагает соблюдение разнообразия и последовательности в нагрузке на разные группы мышц и системы организма.
Отличие от занятия-тренировки - на занятии «круговой тренировкой» не проводится разучивание новых движений, все применяемые движения находятся на третьем этапе обучения.
Упражнения каждой станции воздействуют на определённую группу мышц - ног, рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины. Таким образом, основные мышечные группы получают нагрузку, которая изменяется при выполнении каждого упражнения, в то время как одна группа мышц получает импульс для развития, другая - активно отдыхает.
С. Шарманова предлагает три методических варианта круговой тренировки:
• Круговая тренировка по типу непрерывного длительного упражнения (непрерывно-поточный вариант). При этом круговая тренировка строится в режиме непрерывной длительной работы с умеренной интенсивностью, без пауз отдыха.
• Круговая тренировка по типу интервального упражнения с напряженными интервалами отдыха – в режиме интервальной работы субмаксимальной и переменной интенсивности: с очень короткими интервалами между «станциями».
• Круговая тренировка по типу интервального упражнения с ординарными (полными) интервалами отдыха, когда серийное выполнение упражнений чередуется с полными интервалами отдыха между ними.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста рекомендуется применять упрощенные варианты круговой тренировки, предусматривающие дифференцирование нагрузки посредством последовательного использования на «станциях» однотипных упражнений, отличающихся друг от друга различной степенью трудности.
С целью реализации дифференцированного подхода к занимающимся в процессе круговой тренировки их распределяют по подгруппам на основании результатов анализа данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Каждую подгруппу составляют дети со сходными показателями физической кондиции.
Детей различных подгрупп отмечают каким-либо отличительным знаком или эмблемой (например, использовать нарукавные повязки или пояса разных цветов, не стесняющие движений).
Стандартные черты круговой тренировки
o Последовательное выполнение упражнений в процессе прохождения «станций», расположенных по кругу.
o Использование хорошо освоенных упражнений.
o Последовательное включение в работу различных мышечных групп.
o Регламентация работы и отдыха на каждой «станции».
o Индивидуализация тренировочной нагрузки.
o Систематическое и постепенное повышение тренировочных требований.
Эффективность круговой тренировки:
o Высокая моторная плотность физического развития;
o Индивидуализация педагогического воздействия;
o Относительно точное дозирование физической нагрузки;
o Согласование содержания упражнений на «станциях» с программными задачами;
o Применение в различных частях НОД, в зависимости от содержания упражнений и поставленных задач;
o Одновременное и самостоятельное выполнение упражнений большим числом занимающихся с использованием максимального количества оборудования и инвентаря.
Дифференцировать нагрузку в процессе образовательного процесса можно следующим образом:
o Изменить темп упражнений;
o Изменить интервалы отдыха;
o Ввести дополнительные «станции» с облегченной или, наоборот, более высокой нагрузкой;
o Варьировать способы и условия выполнения упражнений.
Для убедительности в установлении разницы занятия-тренировки и занятия в форме круговой тренировки - ПРИМЕР непрерывно-поточного варианта сюжетного комплекса круговой тренировки, приведеного в пособии С. Б. Шармановой, А. И. Федорова, Е. А. Черепова.
Комплекс «Матросы на корабле»
Создание у детей игровой мотивации
Дети надевают поверх спортивных костюмов матросские воротнички, не стесняющие движений, но помогающие им ощутить себя в роли матросов, а преподаватель – фуражку капитана. Преподаватель включает фонограмму с записью шума морского прибоя и приглашает детей отправиться в плавание на старинном парусном корабле.
1-я станция «По мачтам и реям»
Оборудование и инвентарь: гимнастическая стенка, наклонная доска, маты.
Программная задача – совершенствовать навыки лазанья по гимнастической стенке чередующимся шагом и перехода с пролета на пролет приставным шагом, в сочетании со спуском по наклонной доске.
Описание упражнения: влезть чередующимся шагом на первый пролет гимнастической стенки, приставным шагом перейти на соседний пролет, спуститься вниз, используя чередующийся шаг; то же самое повторить на третьем-четвертом пролетах; влезть на пятый пролет, приставным шагом перейти на шестой и скатиться вниз по наклонной доске.
Примечание. Преподаватель оказывает страховку при спуске по наклонной доске.
Организационно-методические указания: при лазанье не пропускать перекладин; сохранять правильный хват кистями – четыре пальца сверху, большой – снизу; переходить с пролета на пролет, переступая приставными шагами в сторону и перехватывая руки с перекладины на перекладину в горизонтальном направлении; при спуске вниз доходить до последней перекладины и сходить вниз, не спрыгивая; при скатывании по наклонной доске приземляться на ноги, мягко сгибая колени.
Способы дифференцирования нагрузки:
1) варьировать число пролетов гимнастической стенки (от 3–4 до 8–10);
2) ограничивать нагрузку за счет уменьшения высоты лазанья (переход с пролета на пролет на третьей-четвертой перекладине).
2-я станция «Спуск в трюм»
Оборудование и инвентарь: дорожка для ползания длиной 6–8 м; дуги высотой 40 см, установленные туннелем.
Программная задача – совершенствовать навык ползания на четвереньках в сочетании с подползанием под дугами.
Описание упражнения: ползание на коленях и ладонях в сочетании с подползанием под дугами.
Организационно-методические указания: ползти по дорожке заданным способом; подползая под дугами, не задевать их.
Способы дифференцирования нагрузки:
1) варьировать способы ползания – с опорой на стопы и ладони, с опорой на колени и предплечья;
2) варьировать число преодолеваемых препятствий.
3-я станция «Из трюма на палубу»
Оборудование и инвентарь: горизонтальная лестница, приподнятая от пола на 25–30 см.
Программная задача – совершенствовать функцию равновесия.
Описание упражнения: перешагивание через рейки лестницы.
Организационно-методические указания: шагать чередующимся шагом; сохранять положение правильной осанки; не опускать голову, смотреть вперед.
Способы дифференцирования нагрузки:
1) варьировать положение рук: в облегченных вариантах упражнения дети могут свободно балансировать руками, в усложненных – руки фиксируются в заданном положении – в стороны, вверх, на пояс, за спину и др. ;
2) варьировать количество перешагиваний.
4-я станция «По скользкой палубе в шторм»
Оборудование и инвентарь: гимнастическая скамейка.
Программная задача – совершенствовать навык ползания по скамейке на животе, подтягиваясь руками.
Описание упражнения: ползание по скамейке на животе, подтягиваясь руками.
Организационно-методические указания: держаться сбоку за края скамейки; правильный хват кистями – четыре пальца снизу, большой – сверху; ползти, подтягиваясь на руках.
Способы дифференцирования нагрузки: варьировать количество подтягиваний.
5-я станция «Переход на соседнюю мачту»
Оборудование и инвентарь: канат.
Программная задача – совершенствовать функцию равновесия.
Описание упражнения: ходьба по канату.
Организационно-методические указания: выполнять упражнение в спокойном темпе; сохранять положение правильной осанки; не опускать голову, смотреть вперед на конец каната; не ступать на пол.
Способы дифференцирования нагрузки:
1) варьировать положение рук: в облегченных вариантах упражнения дети могут свободно балансировать руками, в усложненных – руки фиксируются в заданном положении – в стороны, вверх, на пояс, за спину и др. ;
2) изменять расположение каната – прямо или волнообразно;
3) варьировать способы ходьбы – приставляя пятку одной ноги к носку другой, приставными шагами правым и левым боком и т. д.
6 Станция «Между подводными рифами»
Оборудование и инвентарь: лестница, установленная боком на полу.
Программная задача – совершенствовать навык ползания на четвереньках в сочетании с проползанием «змейкой» между перекладинами поставленной на бок лестницы.
Описание упражнения: ползание на четвереньках с опорой на колени и ладони, проползая между перекладинами лестницы.
Организационно-методические указания: ползти заданным способом; проползая между перекладинами, не задевать их.
Способы дифференцирования нагрузки:
1) ограничивать нагрузку за счет уменьшения количества преодолеваемых препятствий;
2) варьировать способы ползания – с опорой на предплечья и ладони.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Гуревич И. А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. - 2-ое изд. - Минск: Высшая школа, 2010. - 253 с.
2. Учебно-методическое пособие / С. Б. Шарманова, А. И. Федоров, Е. А. Черепов. –М. : Советский спорт, 2004. – 120 с.
3. Кряж B.Н Круговая тренировка в физическом воспитании детей. - М. : Высшая школа, 2012. - 120 с.