ББ
Особенности организации деятельности экспериментирования с детьми дошкольного возраста
«Расскажи- и я забуду,
покажи- и я запомню,
дай попробовать- и я пойму».
Китайская пословица
В процессе обучения, поддерживая познавательную активность, мы создаём детям условия для самостоятельного поиска. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание (Л. А. Парамонова). Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с детьми. В связи с введением ФГОС, мы стараемся создавать условия для развития детской инициативы. Воспитатели делают большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». В своем выступлении мне хотелось бы более подробно остановиться на особенностях организации детского экспериментирования.
Публикация «Особенности организации деятельности экспериментирования с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Экспериментирование является основным видом ориентировочно-исследовательской деятельности. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
С самого рождения ребё нка окружают различные явления природы: летним днем на прогулке наблюдаем за солнцем и ощущаем теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрим на луну из окна группы, темное небо в звездах, чувствуем, как мороз пощипывает щеки. Собираем камни, рисуем на асфальте мелом, играем с песком, водой- предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений. И для того, чтобы ребенок как можно лучше познал мир, в нашей группе ведется работа по экспериментальной деятельности. Наша задача- на отдельных темах, наблюдениях сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.
Технологию экспериментальной деятельности мы разбили по месяцам, а в ряде случаев и по неделям: ее особенность- максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка- теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с Луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе- в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т. д.
Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить.
Для поиска ответов на этот вопрос мы проводим ряд опытов:
• мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)
• у нас есть вдох и выдох.
• сколько весит воздух?
• можно ли поймать воздух?
• бывает ли воздуху холодно?
• вдунь шарик в бутылку.
• может ли воздух быть сильным?
Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Продолжаем знакомить детей с песком и глиной, их свойствами. Вместе с ними экспериментируем с песком :
• песчаный конус (течения песка)
• свойства насеянного песка.
• свойство мокрого песка.
• песочные часы.
Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное -ребята всё проделывают сами.
Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даем детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.
Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.
Вода один из главных источников жизни на Земле. Воды на планете очень много - суша занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода - в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Рассказываем и показываем где в природе есть вода и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты :
«Прозрачная вода» ;
«Вода принимает форму» ;
«Замёрзшая вода» ;
«Тающий лёд» ;
«Где вода» ;
«Водяная мельница» ;
«Звенящая вода» ;
«Что растворяется в воде» ;
«Фонтанчики» .
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых
впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать воспитательно образовательный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
В непосредственной образовательной деятельности дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если. ", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство мы стараемся научить. Дети стараются самостоятельно задумывать опыт, продумывают шаги и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Итак, мы считаем, что подобная работа является действенным средством развития познавательной активности ребенка, помогает расширять кругозор, развивает самостоятельность инициативность и творчество.
И наша главная задача - как это требует ФГОС, создавать качественные условия.