Папки-передвижки

Особенности общей моторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Юлия Бушуева
Особенности общей моторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы

Интенсивное двигательное развитие ребёнка продолжается в раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте. У ребёнка появляются и развиваются предметные действия и оформляются все основные локомоторные движения (ходьба, бег, прыжки, двусторонняя координация ног. Развитие локомоторных движений продолжается на фоне общей высокой двигательной активности детей.

Публикация «Особенности общей моторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах

Период первых трёх лет жизни детей, у которых обнаруживается умственная отсталость или задержка психического развития, в современной литературе отражён мало. Развитие ребенка с нарушением интеллекта с первых дней жизни отличается. Однозначно установлено что все они имеют в большей или меньшей степени выраженную задержку психомоторного развития. Прежде всего, выявлено запаздывание в развитии двигательных функций. Как правило, такие дети начинают держать голову только в возрасте примерно шести месяцев, а сидеть – к году. Среди них немало и таких, у кого функция удерживания головы формируется после полугода, функция сидения – лишь на втором году жизни, а в нередких случаях и позже. Эти запаздывания задерживают сроки начала ходьбы.

Примерно половина детей с умственной отсталостью начинает ходить в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет, а более чем у трети детей самостоятельная ходьба начинается после достижения им 1-3 – летнего возраста.

У детей с интеллектуальной недостаточностью раннего возраста отсутствует активное хватание, не формируются зрительно – двигательная координация. Угнетён или отсутствует комплекс оживления, нет узнавания матери. У некоторых детей даже к концу 6 месяцев жизни не сформированы навыки эмоционального реагирования, социального поведения. У большинства детей комплекс оживления появляется к 1 году 6 месяцам, однако даже тогда он недостаточно выраженный. Не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками, не возникает новая форма общения – жестовая.

У дошкольников с задержкой психического развития имеются только некоторые незначительные качественные различия в беге, так как эти дети двигаются более свободно по сравнению с дошкольниками с лёгкой умственной отсталостью. Бег дошкольников с умеренной и некоторых с лёгкой умственной отсталостью напоминает ходьбу мелким семенящим шагом.

При ходьбе, беге и прыжках дошкольники с интеллектуальной недостаточностью излишне напрягают мускулатуру всего тела, чрезмерно размахивают руками, плохо координируют движения рук и ног. Все их движения являются плохо координированными, неточными, не всегда целесообразными. При перемещении в пространстве дети с интеллектуальной недостаточностью не умеют удерживать дистанцию относительно друг друга и окружающих предметов. Это нередко может являться причиной столкновений, а в крайних случаях падений.

Вследствие несформированности самоконтроля дети не замечают неправильного выполнения действий, самостоятельно не улавливают ошибки и нуждаются в поддержке взрослого.

Большие трудности дошкольники с интеллектуальной недостаточностью испытывают в овладении произвольными движениями. При повторении взрослым образца действий они допускают неточности, не выдерживают заданной амплитуды, угла наклона, ритма и темпа движения. Процесс автоматизации требует длительного времени и большого количества упражнений.

Выделяя особенности общей моторики у дошкольников с задержкой психического развития Т. А. Власова указывает на запаздывание у них, по сравнению с детьми с нормальным развитием, становления произвольных двигательных и статических функций.

Для детей с ЗПР двигательная активность в ходе выполнения физических упражнений может стать мощным фактором коррекции и компенсации нарушенных функций.

Поскольку у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью есть нарушения общей моторики, то эти дети нуждаются в организации специально организованной работы по преодолению недостатков развития двигательной сферы, укреплению общего состояния здоровья детей, развитию движений. При организации работы необходимо учитывать структуру дефекта и степень развития моторной сферы.

Характерным для детей с интеллектуальной недостаточностью является также недоразвитие выразительных движений. Жестикуляция отличается скудностью, невыразительностью, а мимика – слабой дифференцированностью и бедностью.

Уровень развития ручной моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью ниже, чем у детей с нормальным интеллектуальным развитием. Менее сформированным у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – умение согласованно выполнять круговые движения. Для дошкольников с задержкой психического развития и с умственной отсталостью характерна низкая степень координированности движений обеих рук, требующие зрительного контроля за ними, точности, плавности и ритмичности в выполнении движений.

У детей с интеллектуальными нарушениями в развитии мелкой моторики основным нарушением является нескоординированность движений и соотносящих действий, что в сочетании с общей психофизиологической незрелостью ведет к несформированности ручных умений, развиваются симптомы «писчего спазма», что в 5-6-летнем возрасте препятствуют правильному моторному развитию кисти руки для подготовки ее к овладению начальными навыками письма.

Наличие особенностей в развитии мелкой моторики большинства детей с интеллектуальной недостаточностью свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности развития психической и двигательной сфер. Необходимость развития моторики рук у детей, а особенно тех, у кого отмечаются не только интеллектуальные, но и речевые нарушения, определена ролью мелкой моторики в становлении и работе многих психических процессов – восприятия, речи, внимания, ее значением в графической и трудовой деятельности.

Особенности ручной моторики у дошкольников с нарушением интеллектуального развития проявляются как в ручном труде, так и в игровой, досуговой деятельности. По инструкции детям сложно самостоятельно воспроизводить двигательные задания, они нарушают последовательность действий, упускают его составные части. В игровой деятельности сверстники стараются не принимать в игры детей, которые затрудняются с точной манипуляцией игрушек, мяча, не успевают за другими детьми, не могут быстро играть в команде, передавая палочку или мяч в эстафетах.

Важным является и недостаточность самоконтроля детей при манипуляциях с предметами. Довольно часто моторные нарушения находятся в прямой зависимости от таких процессов как неустойчивость внимания, недостаточная гибкость переключения, повышенная возбудимость ребенка или его заторможенность.

Таким образом, можно сделать вывод, что недостатки развития моторики у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью заключаются в нарушениях быстроты, точности, переключаемости движений рук. Манипуляции с предметами дети выполняют в замедленном темпе, с нарушениями плавности. Движения вялые, сложности с переключением внимания на другие манипуляции. Отмечается несформированность механизмов серийной организации движений, недостаточная способность к дифференцированным движениям, несформирован моторный гнозис и праксис.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Фотоотчёт об интеллектуальной мини-олимпиаде для старших дошкольниковФотоотчёт об интеллектуальной мини-олимпиаде для старших дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мне хочется поделиться с Вами приятной новостью. В декабре прошлого года в нашем детском саду проводилась.

Фотоотчёт об интеллектуальной олимпиаде дошкольников «Задания от дедушки Мороза»Фотоотчёт об интеллектуальной олимпиаде дошкольников «Задания от дедушки Мороза» Фотоотчёт об интеллектуальной олимпиаде дошкольников «Задания от дедушки Мороза» 15 декабря в нашем детском саду «Золотая рыбка» проходил.

Конспект занятия «Связная речь дошкольников и ее особенности» Связная речь дошкольников и ее особенности Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Особенности сюжетного рисования старших дошкольниковОсобенности сюжетного рисования старших дошкольников Особенности сюжетного рисования старших дошкольников Основной целью сюжетного рисования является обучение ребенка передавать свои впечатления.

Развитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школеРазвитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школе «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» Эстер Селсдон Одной из основных.

Социальные особенности общения дошкольниковСоциальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Занятие по развитию речи по теме «Семья» для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения) Занятие по развитию речи для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения). Тема «Семья». Задачи: - Расширять представления.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности общей моторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Опубликовано: 2 декабря 2022 в 15:31
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности общей моторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Бушуева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД