Юлия Бушуева
Особенности общей моторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы
Интенсивное двигательное развитие ребёнка продолжается в раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте. У ребёнка появляются и развиваются предметные действия и оформляются все основные локомоторные движения (ходьба, бег, прыжки, двусторонняя координация ног. Развитие локомоторных движений продолжается на фоне общей высокой двигательной активности детей.
Публикация «Особенности общей моторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах
Период первых трёх лет жизни детей, у которых обнаруживается умственная отсталость или задержка психического развития, в современной литературе отражён мало. Развитие ребенка с нарушением интеллекта с первых дней жизни отличается. Однозначно установлено что все они имеют в большей или меньшей степени выраженную задержку психомоторного развития. Прежде всего, выявлено запаздывание в развитии двигательных функций. Как правило, такие дети начинают держать голову только в возрасте примерно шести месяцев, а сидеть – к году. Среди них немало и таких, у кого функция удерживания головы формируется после полугода, функция сидения – лишь на втором году жизни, а в нередких случаях и позже. Эти запаздывания задерживают сроки начала ходьбы.
Примерно половина детей с умственной отсталостью начинает ходить в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет, а более чем у трети детей самостоятельная ходьба начинается после достижения им 1-3 – летнего возраста.
У детей с интеллектуальной недостаточностью раннего возраста отсутствует активное хватание, не формируются зрительно – двигательная координация. Угнетён или отсутствует комплекс оживления, нет узнавания матери. У некоторых детей даже к концу 6 месяцев жизни не сформированы навыки эмоционального реагирования, социального поведения. У большинства детей комплекс оживления появляется к 1 году 6 месяцам, однако даже тогда он недостаточно выраженный. Не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками, не возникает новая форма общения – жестовая.
У дошкольников с задержкой психического развития имеются только некоторые незначительные качественные различия в беге, так как эти дети двигаются более свободно по сравнению с дошкольниками с лёгкой умственной отсталостью. Бег дошкольников с умеренной и некоторых с лёгкой умственной отсталостью напоминает ходьбу мелким семенящим шагом.
При ходьбе, беге и прыжках дошкольники с интеллектуальной недостаточностью излишне напрягают мускулатуру всего тела, чрезмерно размахивают руками, плохо координируют движения рук и ног. Все их движения являются плохо координированными, неточными, не всегда целесообразными. При перемещении в пространстве дети с интеллектуальной недостаточностью не умеют удерживать дистанцию относительно друг друга и окружающих предметов. Это нередко может являться причиной столкновений, а в крайних случаях падений.
Вследствие несформированности самоконтроля дети не замечают неправильного выполнения действий, самостоятельно не улавливают ошибки и нуждаются в поддержке взрослого.
Большие трудности дошкольники с интеллектуальной недостаточностью испытывают в овладении произвольными движениями. При повторении взрослым образца действий они допускают неточности, не выдерживают заданной амплитуды, угла наклона, ритма и темпа движения. Процесс автоматизации требует длительного времени и большого количества упражнений.
Выделяя особенности общей моторики у дошкольников с задержкой психического развития Т. А. Власова указывает на запаздывание у них, по сравнению с детьми с нормальным развитием, становления произвольных двигательных и статических функций.
Для детей с ЗПР двигательная активность в ходе выполнения физических упражнений может стать мощным фактором коррекции и компенсации нарушенных функций.
Поскольку у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью есть нарушения общей моторики, то эти дети нуждаются в организации специально организованной работы по преодолению недостатков развития двигательной сферы, укреплению общего состояния здоровья детей, развитию движений. При организации работы необходимо учитывать структуру дефекта и степень развития моторной сферы.
Характерным для детей с интеллектуальной недостаточностью является также недоразвитие выразительных движений. Жестикуляция отличается скудностью, невыразительностью, а мимика – слабой дифференцированностью и бедностью.
Уровень развития ручной моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью ниже, чем у детей с нормальным интеллектуальным развитием. Менее сформированным у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – умение согласованно выполнять круговые движения. Для дошкольников с задержкой психического развития и с умственной отсталостью характерна низкая степень координированности движений обеих рук, требующие зрительного контроля за ними, точности, плавности и ритмичности в выполнении движений.
У детей с интеллектуальными нарушениями в развитии мелкой моторики основным нарушением является нескоординированность движений и соотносящих действий, что в сочетании с общей психофизиологической незрелостью ведет к несформированности ручных умений, развиваются симптомы «писчего спазма», что в 5-6-летнем возрасте препятствуют правильному моторному развитию кисти руки для подготовки ее к овладению начальными навыками письма.
Наличие особенностей в развитии мелкой моторики большинства детей с интеллектуальной недостаточностью свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности развития психической и двигательной сфер. Необходимость развития моторики рук у детей, а особенно тех, у кого отмечаются не только интеллектуальные, но и речевые нарушения, определена ролью мелкой моторики в становлении и работе многих психических процессов – восприятия, речи, внимания, ее значением в графической и трудовой деятельности.
Особенности ручной моторики у дошкольников с нарушением интеллектуального развития проявляются как в ручном труде, так и в игровой, досуговой деятельности. По инструкции детям сложно самостоятельно воспроизводить двигательные задания, они нарушают последовательность действий, упускают его составные части. В игровой деятельности сверстники стараются не принимать в игры детей, которые затрудняются с точной манипуляцией игрушек, мяча, не успевают за другими детьми, не могут быстро играть в команде, передавая палочку или мяч в эстафетах.
Важным является и недостаточность самоконтроля детей при манипуляциях с предметами. Довольно часто моторные нарушения находятся в прямой зависимости от таких процессов как неустойчивость внимания, недостаточная гибкость переключения, повышенная возбудимость ребенка или его заторможенность.
Таким образом, можно сделать вывод, что недостатки развития моторики у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью заключаются в нарушениях быстроты, точности, переключаемости движений рук. Манипуляции с предметами дети выполняют в замедленном темпе, с нарушениями плавности. Движения вялые, сложности с переключением внимания на другие манипуляции. Отмечается несформированность механизмов серийной организации движений, недостаточная способность к дифференцированным движениям, несформирован моторный гнозис и праксис.