Елена Филиппова
Особенности общей и мелкой моторики у детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая функция явлется одной из важнейших психических функций человека. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызвать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивость, нерешительность, замкнутость, чувство неполноценности). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.
Публикация «Особенности общей и мелкой моторики у детей с дизартрией» размещена в разделах
Современный этап логопедии характеризуется повышенным вниманием к изучению детей с дизартрией, так как количество детей, имеющих этот диагноз, увеличивается (подавляющая масса детей с нарушениями речи).
Дизартрия – нарушение фонетической стороны речи, которая возникает из-за нарушений иннервации органов речевого аппарата.
В отечественной логопедии нарушения моторики органов речевого аппарата не рассматриваются в отрыве от нарушений всей моторной сферы (Кольцова Л. С., Мастюкова Е. М., Лурия А. Р. и др., таким образом, у детей с дизартрией наблюдается отставание в развитии не только артикуляционной моторики, но и в ручной и общей.
В основе нарушений общей моторики – запаздывание в угасании безусловных рефлекторных двигательных автоматизмов, среди которых наибольшее значение имеют так называемые позотонические рефлексы.
Позотонические рефлексы – врожденные рефлексы, проявляющиеся в изменении позы и мышечного тонуса в зависимости от положения тела человека.
Сохранение даже отдельных элементов этих рефлексов препятствует развитию произвольных движений. Несмотря на то, что у детей данной категории не наблюдаются выраженные параличи и порезы, как правило, общая моторика их отмечается общей неловкостью, недостаточной координированностью, скованностью, отсутствием легкости, грациозности при выполнении упражнений. Также у детей с дизартрией можно наблюдать затруднения при необходимости удерживать равновесие, в пробах темпоритмического характера, вялость (паретичность) движений, а иногда напряженные (спастические) движения.
Кроме отставания в развитии общей моторики, как правило, у дошкольников с дизартрией наблюдается несформированность тонких движений пальцев рук. Она проявляется при выполнении противоположных действий каждой рукой, в аритмичности, нечеткости пальцевых движений, в моторной истощаемости (замедление темпа, смазанность, неточность движений, различных синкинезиях (содружественных движениях, в низком уровне ручной ловкости на манипулирование с мелкими предметами.
Руководствясь методами обследования детей, с нарушениями речи, предложенными Левиной Р. Е., Спировой Л. Ф., Чиркиной Г. В., тестами по исследованию двигательных функций я разработала способы диагностики состояния общей и ручной моторики. С помощью их исследую двигательную память, переключаемость движений, самоконтроль при выполнении двигательных проб, статическую и динамическую координацию движений, пространственную организацию двигательного акта, ритм. Данные обследования заношу в общий мониторинг развития речи, подвергаю количественному и качественному анализу.
Надо отметить, что просматривается четкая прямая зависимость между уровнем развития речи детей и состоянием их моторной сферы – у детей с нетяжелыми речевыми диагнозами нарушения состояния общей моторики менее выражены, чем у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Стойкость отклонений в двигательной сфере детей с диагнозом «дизартрия» требует специальной коррекционной работы в системе комплексного подхода к преодолению речевых нарушений, которая должна быть направлена на совершенствование общей, ручной и артикуляционной моторики, на параллельную работу коррекции речи.
В частности, для решения поставленных задач коррекцию общей моторики мы проводим по следующим направлениям:
• регулирование мышечного тонуса;
• совершенствование основных видов движения;
• совершенствование статической и динамической координации движений;
• совершенствование пространственной организации двигательного акта;
• развитие глазомера и меткости;
• преодоление темповых и ритмических нарушений;
• тренировка точности и ловкости движений при выполнении упражнений по словесной инструкции.
Коррекционная работа проводится на физкультурных занятиях, во время проведения физкультурных минуток, на музыкальных занятиях, во время проведения организационных моментов, на прогулках