МААМ-картинки

Особенности общей и мелкой моторики у детей с дизартрией

Елена Филиппова
Особенности общей и мелкой моторики у детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы

Речевая функция явлется одной из важнейших психических функций человека. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызвать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивость, нерешительность, замкнутость, чувство неполноценности). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.

Публикация «Особенности общей и мелкой моторики у детей с дизартрией» размещена в разделах

Современный этап логопедии характеризуется повышенным вниманием к изучению детей с дизартрией, так как количество детей, имеющих этот диагноз, увеличивается (подавляющая масса детей с нарушениями речи).

Дизартрия – нарушение фонетической стороны речи, которая возникает из-за нарушений иннервации органов речевого аппарата.

В отечественной логопедии нарушения моторики органов речевого аппарата не рассматриваются в отрыве от нарушений всей моторной сферы (Кольцова Л. С., Мастюкова Е. М., Лурия А. Р. и др., таким образом, у детей с дизартрией наблюдается отставание в развитии не только артикуляционной моторики, но и в ручной и общей.

В основе нарушений общей моторики – запаздывание в угасании безусловных рефлекторных двигательных автоматизмов, среди которых наибольшее значение имеют так называемые позотонические рефлексы.

Позотонические рефлексы – врожденные рефлексы, проявляющиеся в изменении позы и мышечного тонуса в зависимости от положения тела человека.

Сохранение даже отдельных элементов этих рефлексов препятствует развитию произвольных движений. Несмотря на то, что у детей данной категории не наблюдаются выраженные параличи и порезы, как правило, общая моторика их отмечается общей неловкостью, недостаточной координированностью, скованностью, отсутствием легкости, грациозности при выполнении упражнений. Также у детей с дизартрией можно наблюдать затруднения при необходимости удерживать равновесие, в пробах темпоритмического характера, вялость (паретичность) движений, а иногда напряженные (спастические) движения.

Кроме отставания в развитии общей моторики, как правило, у дошкольников с дизартрией наблюдается несформированность тонких движений пальцев рук. Она проявляется при выполнении противоположных действий каждой рукой, в аритмичности, нечеткости пальцевых движений, в моторной истощаемости (замедление темпа, смазанность, неточность движений, различных синкинезиях (содружественных движениях, в низком уровне ручной ловкости на манипулирование с мелкими предметами.

Руководствясь методами обследования детей, с нарушениями речи, предложенными Левиной Р. Е., Спировой Л. Ф., Чиркиной Г. В., тестами по исследованию двигательных функций я разработала способы диагностики состояния общей и ручной моторики. С помощью их исследую двигательную память, переключаемость движений, самоконтроль при выполнении двигательных проб, статическую и динамическую координацию движений, пространственную организацию двигательного акта, ритм. Данные обследования заношу в общий мониторинг развития речи, подвергаю количественному и качественному анализу.

Надо отметить, что просматривается четкая прямая зависимость между уровнем развития речи детей и состоянием их моторной сферы – у детей с нетяжелыми речевыми диагнозами нарушения состояния общей моторики менее выражены, чем у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Стойкость отклонений в двигательной сфере детей с диагнозом «дизартрия» требует специальной коррекционной работы в системе комплексного подхода к преодолению речевых нарушений, которая должна быть направлена на совершенствование общей, ручной и артикуляционной моторики, на параллельную работу коррекции речи.

В частности, для решения поставленных задач коррекцию общей моторики мы проводим по следующим направлениям:

• регулирование мышечного тонуса;

• совершенствование основных видов движения;

• совершенствование статической и динамической координации движений;

• совершенствование пространственной организации двигательного акта;

• развитие глазомера и меткости;

• преодоление темповых и ритмических нарушений;

• тренировка точности и ловкости движений при выполнении упражнений по словесной инструкции.

Коррекционная работа проводится на физкультурных занятиях, во время проведения физкультурных минуток, на музыкальных занятиях, во время проведения организационных моментов, на прогулках

Публикации по теме:

План работы по самообразованию «Особенности развития мелкой и общей моторики у детей младшего дошкольного возраста» МДОУ детский сад № 5 «Ромашка» п. Советский Республики Марий Эл План по самообразованию на 2015-2016 учебный год Рябининой Элины Викторовны.

Картотека упражнений по развитию общей моторики Картотека упражнений для развития общей моторики старшая группа Мир вокруг Дождик Раз, два, три, четыре, пять – Вышел дождик.

Консультация для воспитателей «Развитие общей моторики у детей при обучении плаванию» Цель: совершенствование знаний педагогов и сотрудничество с инструктором по плаванию в вопросах развития крупной моторики у детей при обучении.

Консультация «Особенности развития мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с ОНР» Движения детей с ОНР отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит.

Коррекция мелкой моторики рук у детей с дизартрией Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо,.

Особенности развития мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития В статье рассматриваются актуальные проблемы развития мелкой моторики у детей раннего возраста; описываются особенности развития детей раннего.

Особенности синтаксического строя речи дошкольников со стертой дизартрией Особенности синтаксического строя речи дошкольников со стертой дизартрией Многие авторы, изучавшие стёртые дизартрии, обнаруживают у детей.

Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством техник рукоделия В работе с дошкольниками основным показателем работы считается успешное обучение детей в школе. Одним из показателей интеллектуальной готовности.

Развитие мелкой моторики у детей с дизартрией в художественно-творческих видах детской деятельности Учитывая такие особенности детей с общим недоразвитием речи, обусловленным дизартрией, как нарушения лексико-грамматической стороны речи.

Развитие мелкой моторики у детей 2–3 летРазвитие мелкой моторики у детей 2–3 лет для развития мелкой моторики у детей я провожу со своими воспитанниками следующие игры-занятия: бутылочки - копилочки; очень интересно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности общей и мелкой моторики у детей с дизартрией
Опубликовано: 6 февраля 2016 в 09:02
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности общей и мелкой моторики у детей с дизартрией» (включая файлы) размещена пользователем Елена Филиппова (УИ 42530) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД