Валентина Спивакова
Особенности образовательной программы «Теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
Основным законом воспитания является закон
освоения детьми духовной и материальной культуры,
общественного опыта предшествующих поколений,
как необходимого условия вхождения в общественную жизнь,
осуществления взаимосвязи поколений, приобретение «человеческих»
способностей и нравственных качеств.
А. В. Запорожец.
Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет разработана в ответ на вызовы времени, изменяющие отношение взрослых к миру детства. Программа опирается на систему принципов – основных положений, которые раскрывают закономерности образовательной деятельности и определяют содержание, организационные формы, методы образовательного процесса в соответствии с целевыми ориентирами.
Публикация «Особенности образовательной программы „Теремок“» размещена в разделах
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Программа предусматривает комплексное решение задач воспитания, обучения и развития детей младенческого и раннего возраста с целью достижения целевых ориентиров образования. Воспитание раскрывается как целенаправленный процесс формирования уникальной личности в соответствии с принятыми в обществе ценностями, нормами, традициями (осуществляется семьей в партнерстве с образовательной организацией).
Обучение обосновывается как вид образовательной деятельности, в которой количество и качество освоенных знаний и умений ребенка выводятся педагогом на уровень целевых ориентиров. Развитие интерпретируется как процесс количественного и качественного (внутреннего, относительно последовательного) изменения физиологического, физического, психического, социального, духовного состояния человека, определяющего его личностный рост.
Специфика программы определяется тем, что образование осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в образовательной организации. Культурные практики и самостоятельная деятельность занимают в режиме дня ежедневно не менее 3-4 часов. В это время воспитатель организует индивидуальные игры, беседы и другие образовательные ситуации, направленные на решение задач воспитания и развития конкретного ребенка.
Программа не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности, оставляя педагогам Организации пространство для гибкого планирования образовательной деятельности, исходя из особенностей реализуемой основной образовательной программы, конкретных условий (природно-климатических, социокультурных, материальных и др., потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив воспитанников и их семей, педагогов и их сотрудников Организации.
Недопустимо требовать от Организаций, реализующих программу, жестких календарных учебных графиков и привязанных к календарю рабочих программ по реализации содержания Программы.
Одним из важнейших «элементов» образовательной среды Организации является взаимодействие взрослых. Взрослые – это педагоги, специалисты, сотрудники образовательных организаций, работающие с ребенком, а так же его родители, люди из ближайшего окружения (бабушки, дедушки). Стоит отметить два «поля» взаимодействия в системе «взрослый – взрослый» :
1- Взаимодействие сотрудников Организации с семьей воспитанника;
2- Взаимодействие педагогов, специалистов друг с другом.
Эти два «поля» взаимодействия, несомненно, связаны между собой и оказывают взаимное влияние. Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Основная задача психолого-педагогических условий развития детей по программе «Теремок» - превратить инструмент оценки из инструмента контроля в инструмент развития – развития ребенка, педагога, образовательной организации, качества образования в целом. Структура обусловлена сменой позиции оценки достижений ребенка на позицию создания обогащенных условий его развития в образовательной среде. Эти условия определяются не количеством и разнообразием проводимых занятий,
а качеством совместно проживаемых «открытий мира» (событий, спецификой взаимодействия взрослых с детьми и пр.
Проектирование образовательной области : «Художествонно-эстетическое развитие» знакомит детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и развития эстетических эмоций (радость, удивление). На примере творчества известных мастеров детской книги (Ю. Васнецова, А. Елисеева, В. Лебедева, Е. Рачева, П. Репкина и др.) знакомит с книжной иллюстрацией как видом изобразительного искусства, доступным для восприятия детей раннего возраста. Помогает детям научиться устанавливать связи (ассоциации) между предметами окружающего мира и их изображениями. В бытовых ситуациях использует простые, но при этом красивые, эстетично оформленные предметы. В лепке происходит знакомство с разнообразием пластических материалов (глина, пластилин, соленое тесто, влажный песок, снег, бумажная масса для папье-маше, с их свойствами (пластичность, величина, масса, объем, цельность массы – в отличие от рассыпчатого песка или манки). В рисовании дети совместно с педагогом развивают зрительное восприятие. Формируют четкие представления о предметах и явлениях окружающего мира, обогащения художественного опыта, на основе которого дети: замечают «след», оставленный на бумаге карандашом, фломастером, кистью с краской – на основе устойчивых ассоциаций – начинают понимать, что это образ реального предмета. Учатся держать карандаш, фломастер, мелок и оставлять свои «следы» на листе бумаги или другой поверхности. В аппликации происходит знакомство детей с бумагой как художественным материалом, экспериментальное освоение ее свойств (легкая, тонкая, красивая, яркая и т. д., способов изменения в результате различных воздействий на нее, учатся раскладывать и приклеивать готовые формы, создавая при этом выразительные образы.
«Никто не знает, каковы его силы,
пока их не использует»
И. Гете
АРТ-методики для малышей по программе «Теремок» рассматриваются как некий проверенный «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. В современном образовании методика понимается как системное описание конкретных способов, техник и приемов педагогической деятельности в образовательной среде.
АРТ-методики призваны не только гармонизировать эмоциональное состояние и повысить самооценку «растущего человека» [термин Д. И. Фельдштейна], но и художественный опыт в условиях свободной деятельности.
При выборе АРТ-методик для раннего детства, необходимо уметь определять образовательные задачи и подбирать для их успешного решения те виды искусства, который интереснее, ближе, доступнее малышу.
АРТ-методика «Тряпичная кукла пеленашка» помогает создать условия для получения детьми двух-четырех лет начального опыта проживания ценностей и смыслов материнства (родительства) в игре с традиционной игрушкой «пеленашкой» и решить задачи по социально-коммуникативному, художественно-эстетическому, речевому и познавательному развитию. Особенности данной методики заключается в том, что разработана она на основе традиционный игры с тряпичной куклой «пеленашкой».
Программа направлена на обеспечение здоровья и безопасности детей, создание социальной ситуации развития детей младенческого и раннего возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, отношения к людям и к самому себе, его личностного и познавательного развития.