Получи документы

Особенности мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста

Оксана Гурова
Особенности мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Работая в подготовительной к школе группе, приходилось слышать озадаченных родителей дошкольников. Чаще всех звучали следующие вопросы: «С какого возраста отдавать в школу? Как подготовить ребенка к школе? Достаточно ли подготовлен его ребенок к восприятию школьной программы?». И это естественно, ведь начало обучения в школе – сложный этап в жизни ребенка, который требует определенный уровень готовности к этому новому виду деятельности - учебному.

Публикация «Особенности мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Сейчас в первом классе предъявляются к школьнику высокие требования : должен читать, считать, уметь связно рассказывать и формулировать грамотно вопросы. Но надо понимать, что готовность ребенка к обучению в школе заключается не только в этом. Понятие готовности к учению значительно шире. Ребенок готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую позицию в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.

Самое главное при переходе на новую ступень развития- психологическая готовность к учебе, то есть сформированность всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, а также личности дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и обучения в начальной школе. Психологическая готовность к обучению понятие многогранное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенную систему основных элементов готовности : волевая, умственная, социальная, а также мотивационная готовности.

Вот на мотивационной готовности я как практикующий воспитатель, и хочу остановиться. Именно отсутствие мотивационной готовности влечет за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному систематическому обучению ребенка в школе, поэтому особую роль в подготовке своих воспитанников отвожу повышению интереса к учению. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности, познавательного и коммуникативного, позволяет принимать ребёнка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывание в школе, интерес к учению непременно появиться. Но как показывает практика, интерес может появится, а может и пропасть.

Мотив в психологии – это то, что отражаясь в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности. Мотив к обучению у будущего школьника может быть социальный, позиционный, учебный, оценочный, игровой и внешний.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, с помощью которой можно развить интерес к учению, но это должен быть особый вид игры - дидактическая игра, то есть обучающая, в основе которой лежит учебная задача и познавательный мотив. Занятия в детском саду проводятся в различных интересных игровых формах. Это викторины, путешествия, соревнования, но с четкими правилами, которые необходимо выполнять и соблюдать дисциплину.

Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала и формировании учебной деятельности. Если ребенка мотивировать только игрой, в последующем такие школьники делают на уроке не то, что задано, а то, что им хочется: не принимают школьных правил поведения, на уроке могут ходить по классу, комментировать действия учителя и одноклассников; не понимают обязательности выполнения учебных заданий, в том числе и домашних.

Для воспитанников с преобладающим социальным мотивом характерно ответственное отношение к учебе, такие дети принимают положение школьника, имеющего круг важных обязанностей, они старательны, их не нужно заставлять делать уроки, они успешно усваивают материал. Но при недостаточном развитии мышления, памяти, мелкой моторики, даже при ответственном отношении к учебе, возникают трудности с учебой. Если такому ученику не помочь вовремя, в последующих классах он станем слабоуспевающим. Отгадывание загадок, занимательных задач, задания на развитие мелкой моторики рук с элементами творчества - все это способствует развитию необходимых качеств будущего школьника.

Основу позиционных мотивов учения составляет интерес к новой ситуации и новой социальной роли, таких детей в школе привлекает внешняя атрибутика. На таких детей следует обратить особое внимание и работу по формированию мотивов учения необходимо начинать задолго до поступления в школу. Этот мотив преобладает почти у всех будущих школьников. Такие дети хотят идти в школу потому, что купили красивую школьную форму, модный портфель и пенал.

Оценочный мотив основан на свойственной детям потребности в социальном признании и одобрении взрослого. Ориентация на оценку взрослого в учебном процессе является одним из условий формирования действий самооценки и самоконтроля. Недостаточное развитие оценочного мотива проявляется в том, что учащийся не обращает внимание на оценку и замечания педагога. Оценка со стороны педагога должна быть положительной. В случае доминирования внешних мотивов (такие дети хотят в школу, потому что так решили взрослые) при недостаточном развитии познавательной и социальной мотивации, велика вероятность формирования негативного отношения к школе и учению. Для учащихся с доминирующим познавательным мотивом характерна высокая учебная активность, такие дети активны, задают много вопросов, стремятся узнать больше. Если при этом недостаточно развит социальный мотив, то возможны спады учебной деятельности. Такие дети учатся в начальной школе на среднем уровне, а к старшим классам успеваемость повышается.

Полноценная учебная мотивация должна включать в себя не только познавательные, социальные мотивы, но индивидуальность каждого ребенка, которая проявляется в доминировании какого- то из указанных мотивов внутри учебной деятельности.

У воспитателей подготовительных групп стоит задача : сформировать интерес к учебе. Беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, рисунок школы будущего, рисунок «В какой школе я хочу учиться» и др.) и игра в школу все это формирует мотивацию к обучению в школе. Замечено, что в формировании у дошкольника интереса к учению, решающую роль играет еще и семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства и формируется главным образом в условиях семейного воспитания.

Отношение ребёнка к процессу обучения наряду с другими развитыми психологическими признаками составляет основу для заключения - готов или не готов ребёнок учиться в школе.

Даже если всё в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребёнке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Но, мотивацию к обучению можно повысить. И ответственные за это мы - взрослые: родители, педагоги и учителя.

Публикации по теме:

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа)Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа) Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 января 2021 в 05:21
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Гурова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД