Елена Воробьева
Особенности методической поддержки в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая поддержка в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях выстраивается с учетом новых подходов к организации образовательного процесса, использованию результативных образовательных технологий, оказанию помощи педагогу в повышении его профессиональной компетенции, в формировании потребности к постоянному самосовершенствованию, обеспечению информационного сопровождения; объединения усилий педагогов и семьи по развитию личности ребенка; мониторинга результатов образовательной деятельности.
Публикация «Особенности методической поддержки в условиях детского сада» размещена в разделах
В литературе значительное место отводится проблемам методической поддержки и определению ее содержания. Понятие «методическая поддержка» рассматривалось в исследованиях ученых:
Ю. К. Бабанский: «… система взаимосвязанных мер, «направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя» [3, с. 248];
В. П. Симонов: «… специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя» [8, с. 83];
Н. В. Немова: «… деятельность по обучению и развитию педагогических кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного педагогического опыта, а также созданию собственных методических разработок» [7, с. 56];
Анализ приведенных определений позволяет сделать вывод о том, что методическая поддержка – это организационно-педагогическая система реализации задач государственной политики в организации с учетом специфики и условий ее деятельности, направленная на развитие профессиональной компетенции педагогических работников.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ в ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» отмечено, что педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; систематически повышать свой профессиональный уровень [1, с. 54].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) обозначил обязательные требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. В п. 3.2.6 определено, что должны быть созданы условия для профессионального развития педагогических работников, консультативной поддержки по вопросам образования и здоровья детей [2, с. 11].
В п. 3.4.2 указано, что педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей [2, с. 14].
Все это обеспечивается при компетентном управлении и действенной методической поддержке в первую очередь в образовательном учреждении. Педагогический коллектив всегда неоднороден, поэтому при планировании системы методических мероприятий учитываются индивидуальные качества педагогов, их профессиональный уровень, организационные умения, психологическая готовность к той или иной деятельности, достигнутые результаты.
Ежегодно в МКДОУ «Куртамышский детский сад №6» в начале учебного года проводится оценка квалификации педагогических кадров с помощью анкетирования, изучения документации педагогов. Анализ полученных результатов позволяет с учетом запросов педагогов и выявленных «точек роста», планировать методическую работу на ближайшую и долгосрочную перспективу.
Наиболее эффективными формами методической работы на современном этапе, на наш взгляд, являются: семинар-практикум, круглый стол, методическая декада, методический фестиваль, мастер-класс, практические консультации, дискуссия, методический ринг, деловая игра, тренинг, родительский клуб, педагогические чтения, профессиональная выставка, защита проекта, открытый показ, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития [4, с. 48].
Одной из наиболее эффективных форм повышения квалификации педагогов являются семинары-практикумы, основная цель которых направлена на повышение уровня не только теоретической, но в первую очередь практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. [4, с. 51]. Содержание мероприятий определяется методической темой и годовыми задачами МКДОУ.
В 2015-2016 учебном году в МКДОУ «Куртамышский детский сад №6» были рассмотрены следующие темы: «Современный ребенок. Современный детский сад»; «Организация дополнительного образования в ДОУ», «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»; «Познавательные психические процессы-ведущие ориентиры педагогики развития дошкольника», «Организация и планирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС», «Игровая деятельность дошкольника - ведущий вид деятельности», «Использование нетрадиционных методов оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста», «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР», «Специфика организации индивидуального подхода».
Для МКДОУ «Куртамышский детский сад №6» является актуальной проблема поддержки молодых педагогов и формирования у них интереса к педагогической деятельности. Так как период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, в ДОУ создана «Школа молодого педагога». Занятия Школы планируются 1 раз в месяц, ее цель – оказание помощи начинающим и вновь прибывшим педагогам в повышении их профессиональной компетентности. Адаптация начинающего воспитателя, формирование его профессионализма проводится по разработанным индивидуальным планам старшим воспитателем совместно с наставниками – педагогами высшей квалификационной категории. С учетом возникающих трудностей – в план работы «Школы молодого педагога» вносятся необходимые коррективы. Также в годовом плане отражаются такие мероприятия с начинающими педагогами, как посещение открытых занятий у педагогов - стажистов, мастер-классы учителя-логопеда, тренинги педагога-психолога.
Важнейшей функцией методической работы является изучение и внедрение опыта педагога, который является основой его педагогического мастерства, образцом для образовательной деятельности, отвечающей современным запросам. Анализ анкет педагогов по выявлению внешних и внутренних мотивов повышения собственной педагогической компетентности показал, что ведущим внутренним мотивом для 75% педагогов является осознание необходимости в повышении квалификации как средстве, способствующем достижению больших профессиональных успехов, ведущим внешним мотивом для 25% педагогов – желание получить признание, укрепить свое положение в коллективе.
Самообразование педагога – это процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности [5, с. 28].
Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта, профессионального мастерства и интереса каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Организация самообразования педагогов является гибкой, что позволяет каждому педагогу активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс ДОУ.
Такая форма работы, как мастер-класс, с защитой своего наработанного творческого материала, проведением самоанализа и обозначением перспектив, стала традицией в МКДОУ, его распространение является сильным стимулом для дальнейшего творческого роста педагога.
Методическая поддержка является очень важным звеном в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров. В МКДОУ составлен поэтапный план карьерного роста каждого педагога независимо от имеющейся квалификационной категории с перспективой на пять лет, план повышения квалификации педагогов, предусматривающий формы и сроки профессиональной подготовки и переподготовки.
Большую роль в методической поддержке играет система взаимодействия специалистов, имеющихся в ДОУ. Взаимодействие реализуется через коррекционно – развивающую работу, включающую: административную группу (заведующая ДОУ, старший воспитатель, выполняющих контрольно-диагностическую, координирующую функции; профилактическая группа (медсестра, инструктор по физвоспитанию, музыкальный руководитель, осуществляющих здоровьесбережение; социально-педагогическую группу (воспитатели, реализующих воспитательно - образовательный процесс; психологическая группа (педагог – психолог и учитель-логопед, социальный педагог, занимающихся вопросами успешной социализации воспитанников. Взаимодействие всех участников в педагогическом процессе успешно помогает детям легко адаптироваться в обществе, к школьному обучению.
Ежегодно в конце учебного года проводится обследование профессиональной деятельности, которое основывается на самооценке, самоанализе педагогов и анализе педагогической деятельности родителями (лицами, их заменяющими, в форме анкетирования. При этом выявляются реальные затруднения, нерешенные проблемы, намечаются перспективы. Такой подход позволяет облегчить проведение самообследования деятельности учреждения за учебный год, найти новые эффективные формы взаимодействия с детьми, педагогами и семьей.
Проводимая в дошкольном учреждении методическая работа помогает педагогам быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющем создавать атмосферу профессионализма и творчества в коллективе единомышленников, вырабатывать единое педагогическое кредо в реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Список литературы:
Нормативные документы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, - опубликован 04.01.2013 года на сайте минобрнауки. рф/документы/2974.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки РФ; ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган, 2015. – 24 с.
Книги
3. Бабанский, Ю. К. Педагогика. М. Просвещение 1988 .479 с.
4. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие – М., ТЦ Сфера, 2004. 64 с.
5. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ : Анализ, планирование, формы и методы. – М. : ТЦ Сфера, 2006. 96 с.
6. Лосев, П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ / П. Н. Лосев. – М. : ТЦ Сфера, 2005. 160 с.
7. Немова, Н. В. Управление методической работой в школе/ Н. В. Немова- М. : 1999.-176 с.
8. Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Учебное пособие. Мпа, м., 1995. - с. 164-174.