Приложение МААМ

Особенности методической поддержки в условиях детского сада

Елена Воробьева
Особенности методической поддержки в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая поддержка в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях выстраивается с учетом новых подходов к организации образовательного процесса, использованию результативных образовательных технологий, оказанию помощи педагогу в повышении его профессиональной компетенции, в формировании потребности к постоянному самосовершенствованию, обеспечению информационного сопровождения; объединения усилий педагогов и семьи по развитию личности ребенка; мониторинга результатов образовательной деятельности.

Публикация «Особенности методической поддержки в условиях детского сада» размещена в разделах

В литературе значительное место отводится проблемам методической поддержки и определению ее содержания. Понятие «методическая поддержка» рассматривалось в исследованиях ученых:

Ю. К. Бабанский: «… система взаимосвязанных мер, «направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя» [3, с. 248];

В. П. Симонов: «… специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя» [8, с. 83];

Н. В. Немова: «… деятельность по обучению и развитию педагогических кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного педагогического опыта, а также созданию собственных методических разработок» [7, с. 56];

Анализ приведенных определений позволяет сделать вывод о том, что методическая поддержка – это организационно-педагогическая система реализации задач государственной политики в организации с учетом специфики и условий ее деятельности, направленная на развитие профессиональной компетенции педагогических работников.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ в ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» отмечено, что педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; систематически повышать свой профессиональный уровень [1, с. 54].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) обозначил обязательные требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. В п. 3.2.6 определено, что должны быть созданы условия для профессионального развития педагогических работников, консультативной поддержки по вопросам образования и здоровья детей [2, с. 11].

В п. 3.4.2 указано, что педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей [2, с. 14].

Все это обеспечивается при компетентном управлении и действенной методической поддержке в первую очередь в образовательном учреждении. Педагогический коллектив всегда неоднороден, поэтому при планировании системы методических мероприятий учитываются индивидуальные качества педагогов, их профессиональный уровень, организационные умения, психологическая готовность к той или иной деятельности, достигнутые результаты.

Ежегодно в МКДОУ «Куртамышский детский сад №6» в начале учебного года проводится оценка квалификации педагогических кадров с помощью анкетирования, изучения документации педагогов. Анализ полученных результатов позволяет с учетом запросов педагогов и выявленных «точек роста», планировать методическую работу на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Наиболее эффективными формами методической работы на современном этапе, на наш взгляд, являются: семинар-практикум, круглый стол, методическая декада, методический фестиваль, мастер-класс, практические консультации, дискуссия, методический ринг, деловая игра, тренинг, родительский клуб, педагогические чтения, профессиональная выставка, защита проекта, открытый показ, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития [4, с. 48].

Одной из наиболее эффективных форм повышения квалификации педагогов являются семинары-практикумы, основная цель которых направлена на повышение уровня не только теоретической, но в первую очередь практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. [4, с. 51]. Содержание мероприятий определяется методической темой и годовыми задачами МКДОУ.

В 2015-2016 учебном году в МКДОУ «Куртамышский детский сад №6» были рассмотрены следующие темы: «Современный ребенок. Современный детский сад»; «Организация дополнительного образования в ДОУ», «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»; «Познавательные психические процессы-ведущие ориентиры педагогики развития дошкольника», «Организация и планирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС», «Игровая деятельность дошкольника - ведущий вид деятельности», «Использование нетрадиционных методов оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста», «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР», «Специфика организации индивидуального подхода».

Для МКДОУ «Куртамышский детский сад №6» является актуальной проблема поддержки молодых педагогов и формирования у них интереса к педагогической деятельности. Так как период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, в ДОУ создана «Школа молодого педагога». Занятия Школы планируются 1 раз в месяц, ее цель – оказание помощи начинающим и вновь прибывшим педагогам в повышении их профессиональной компетентности. Адаптация начинающего воспитателя, формирование его профессионализма проводится по разработанным индивидуальным планам старшим воспитателем совместно с наставниками – педагогами высшей квалификационной категории. С учетом возникающих трудностей – в план работы «Школы молодого педагога» вносятся необходимые коррективы. Также в годовом плане отражаются такие мероприятия с начинающими педагогами, как посещение открытых занятий у педагогов - стажистов, мастер-классы учителя-логопеда, тренинги педагога-психолога.

Важнейшей функцией методической работы является изучение и внедрение опыта педагога, который является основой его педагогического мастерства, образцом для образовательной деятельности, отвечающей современным запросам. Анализ анкет педагогов по выявлению внешних и внутренних мотивов повышения собственной педагогической компетентности показал, что ведущим внутренним мотивом для 75% педагогов является осознание необходимости в повышении квалификации как средстве, способствующем достижению больших профессиональных успехов, ведущим внешним мотивом для 25% педагогов – желание получить признание, укрепить свое положение в коллективе.

Самообразование педагога – это процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности [5, с. 28].

Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта, профессионального мастерства и интереса каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Организация самообразования педагогов является гибкой, что позволяет каждому педагогу активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс ДОУ.

Такая форма работы, как мастер-класс, с защитой своего наработанного творческого материала, проведением самоанализа и обозначением перспектив, стала традицией в МКДОУ, его распространение является сильным стимулом для дальнейшего творческого роста педагога.

Методическая поддержка является очень важным звеном в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров. В МКДОУ составлен поэтапный план карьерного роста каждого педагога независимо от имеющейся квалификационной категории с перспективой на пять лет, план повышения квалификации педагогов, предусматривающий формы и сроки профессиональной подготовки и переподготовки.

Большую роль в методической поддержке играет система взаимодействия специалистов, имеющихся в ДОУ. Взаимодействие реализуется через коррекционно – развивающую работу, включающую: административную группу (заведующая ДОУ, старший воспитатель, выполняющих контрольно-диагностическую, координирующую функции; профилактическая группа (медсестра, инструктор по физвоспитанию, музыкальный руководитель, осуществляющих здоровьесбережение; социально-педагогическую группу (воспитатели, реализующих воспитательно - образовательный процесс; психологическая группа (педагог – психолог и учитель-логопед, социальный педагог, занимающихся вопросами успешной социализации воспитанников. Взаимодействие всех участников в педагогическом процессе успешно помогает детям легко адаптироваться в обществе, к школьному обучению.

Ежегодно в конце учебного года проводится обследование профессиональной деятельности, которое основывается на самооценке, самоанализе педагогов и анализе педагогической деятельности родителями (лицами, их заменяющими, в форме анкетирования. При этом выявляются реальные затруднения, нерешенные проблемы, намечаются перспективы. Такой подход позволяет облегчить проведение самообследования деятельности учреждения за учебный год, найти новые эффективные формы взаимодействия с детьми, педагогами и семьей.

Проводимая в дошкольном учреждении методическая работа помогает педагогам быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющем создавать атмосферу профессионализма и творчества в коллективе единомышленников, вырабатывать единое педагогическое кредо в реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Список литературы:

Нормативные документы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, - опубликован 04.01.2013 года на сайте минобрнауки. рф/документы/2974.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки РФ; ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган, 2015. – 24 с.

Книги

3. Бабанский, Ю. К. Педагогика. М. Просвещение 1988 .479 с.

4. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие – М., ТЦ Сфера, 2004. 64 с.

5. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ : Анализ, планирование, формы и методы. – М. : ТЦ Сфера, 2006. 96 с.

6. Лосев, П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ / П. Н. Лосев. – М. : ТЦ Сфера, 2005. 160 с.

7. Немова, Н. В. Управление методической работой в школе/ Н. В. Немова- М. : 1999.-176 с.

8. Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Учебное пособие. Мпа, м., 1995. - с. 164-174.

Публикации по теме:

Из опыта работы «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» Из опыта работы: «Обучение детей плаванию в условиях детского сада». В нашем детском саду занятия по обучению плаванию проводятся 2 раза.

Конкурс пословиц в условиях детского санатория для детей 9–10 летКонкурс пословиц в условиях детского санатория для детей 9–10 лет Цель конкурса: вызвать интерес к пословицам как яркой, образной форме народного творчества. Предварительно проводилась выставка книг с.

Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада»Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ, родителей, гувернёров. • К вам в группу поступает слабослышащий ребёнок. 1. До поступления.

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима»Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима» Лэпбук "Зима" Воспитатель: Назарова Т. А. Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Лэпбук «Зима» предназначен.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС» … Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются.

Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Всеобуч для родителей на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Подготовила Красикова Д. И., МДОАУ №107 г. Оренбурга.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского садаЭффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности методической поддержки в условиях детского сада
Опубликовано: 19 сентября 2020 в 19:28
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности методической поддержки в условиях детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Елена Воробьева (УИ 68996) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД