Бронникова Ольга Леонидовна
Особенности логопедической работы в процессе воспитания чистой речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка. Предметом исследования фонетики являются звуки, способы их образования, их акустические и артикуляционные свойства, закономерности звуковых изменений в потоке речи.
В русском языке количество звуков неопределенное множество. Говоря об их количестве, следует разграничивать звуки речи и звуки языка. Каждый из говорящих произносит каждый звук несколько иначе, отлично от других, в соответствии с особенностями собственной артикуляции: протяжно или коротко, громко или тихо, отчетливо или менее отчетливо. В этом случае говорят о звуках речи, т. е. звуках, произносимых конкретным человеком в конкретной ситуации.
Звук языка – это «звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих… Звук языка уже не конкретный звук, абстракция»
При образовании согласных звуков воздух обязательно встречает преграду на своем пути в ротовой полости. При преодолении этой преграды воздушной струей образуется шум, но может присутствовать и голос.
Классификация согласных звуков проводится по четырем признакам:
1) по соотношению в их образовании голоса и шума;
2) по месту образования шума;
3) по способу образования шума;
4) по дополнительной артикуляции (наличию или отсутствию палатализации).
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.
Формирование у детей навыков правильного звукопроизношения происходит под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной, т. е. и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно.
Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом.
Большой эффект дает использование шуток-чистоговорок. Дети с интересом слушают их, запоминают и повторяют.
Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лошадки, цокают копытами; жужжат, как пчелы; тикают, как часики; мяукают, как кошки, и т. п. Дети с удовольствием повторяют за воспитателем, как звучит дудочка (ду-ду-ду, маленький колокольчик (дзинь-дзинь, большой колокол (дон-дон-дон).
Система коррекционной работы
Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на два этапа:
I этап — подготовительный. Основными его задачами являются:
а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.
II этап — формирование произносительных умений и навыков. В задачи этого этапа входит:
а) устранение неправильного звукопроизношения;
б) развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию;
в) формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.
Применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников.
Одним из преимуществ компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Литература
Беккер К. -П., Совак М. Логопедия. — М., 1981. — С. II--84.
Гриншпун Б. М., Ляпидевский С. С. О классификации речевых расстройств//Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969.- С. 40- 59.
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.
Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.- С. 7 30.
Правдина О. В. Логопедия. - М., 1973. С. 5-20.