Екатерина Шатохина
Особенности логопедической работы с детьми с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС
Шатохина Екатерина Юрьевна, учитель – логопед
МБДОУ ЦРР д/с № 21 Кавказский район п. им. М. Горького
На сегодняшний день согласно исследованиям, наблюдается увеличение численности детей, имеющих расстройства аутистического спектра. Опираясь на это, можно сделать вывод о том, что аутизм как явление распространяется достаточно быстро.
Публикация «Особенности логопедической работы с детьми с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Аутизм (от латинского слова autos — погружение в себя) — нарушение психического развития. Характеризуется расстройствами речи и моторики. Данное расстройство выражается в стереотипности деятельности и поведения, что приводит к нарушениям социального взаимодействия.
Расстройство аутистического спектра (РАС) является серьёзным, и в тоже время недостаточно изученным заболеванием.
В психиатрии изначально РАС рассматривали в диагнозе «шизофрения», что в переводе означает расщепление. Говорить о расщеплении того, что не сформировано, в детском возрасте невозможно. Поэтому было принято решение отказаться от этого термина. В настоящее время, это заболевание выделено отдельно и в классификации МКБ 10 имеет код F 84.0-детский аутизм и код F 84.1-атипичный аутизм.
Аутизм, характеризуется триадой нарушений:
• нарушениями социального взаимодействия (в норме социальная интуиция присуще ребенку с рождения);
• нарушениями коммуникации (дети могут научиться выражать эмоции, но понимание этих эмоций остаётся для них недоступным);
• неспособностью воображения (добавления значения к восприятию).
Остановимся непосредственно на логопедической работе с детьми данной категории. Логопеды в работе с детьми с аутизмом часто сталкиваются со следующими проблемами:
• мутизмом – полным отсутствием речи;
• эхолалиями – повторением сказанных окружающими людьми слов, фраз;
• использованием слов и фраз-штампов;
• фонографичностью речи, то есть запоминанием и воспроизведением слов, фраз, даже целых стихотворений, песен и отрывков прозаических текстов без понимания их смысла;
• неспособностью вести диалог, отсутствием обращений даже при развитой монологической речи;
• поздним появлением в речи личных местоимений и неумением их правильно использовать (например, ребенок может говорить о себе «ты», а о других «я»);
• автономностью речи – общением ребенка на «своем» языке, который строится по отличным от языка взрослых принципам;
• проблемами с семантической стороной речи: использованием неологизмов, сужением или расширением смыслового наполнения слов и т. д. ;
• нарушениями в произношении звуков;
• нарушениями связности речи, неумением строить словосочетания, предложения;
• неправильной постановкой ударений, проблемами с интонацией и т. д.
Главная задача работы специалиста - выработать систему коммуникации для данного ребенка. При планировании работы с аутичными детьми на первое место выступает именно оно. Под планированием понимается знание определенной последовательности выполнения заданий. Педагогу необходимо помнить, что для данной категории детей, в отличие от детей с другими видами нарушений, нежелательно предлагать разнообразные задания.
Работа логопеда с детьми с аутизмом из-за глубины и сложности РАС не может начинаться без предварительной подготовки, в которой участвуют специалисты разных профилей. Активное участие во всех этапах логопедической коррекции принимают все специалисты: педагоги, психологи и дефектологи. Безусловно, в процессе участвуют родители или опекуны.
На начальном этапе работы устанавливается с ребенком эмоциональный контакт. За эту задачу отвечает психолог, он развивает способности к контакту с людьми, формирует первоначальные навыки социального взаимодействия. Когда с ребенком налажен контакт с окружающими, в работу постепенно включается учитель-логопед. Сначала он может просто присутствовать на занятиях с психологом, а затем начинает общаться с ребенком.
На следующем этапе логопед и психолог формируют у ребенка навык взаимодействия со взрослыми, но уже в более формальных ситуациях. Его учат работать за столом, использовать разные материалы, выполнять задания. Обязательно учитываются интересы и предпочтения ребенка, каждое действие сопровождается эмоционально-смысловыми комментариями. Необходимо помнить о том, что на этом этапе ребенок учится выполнять простые просьбы, в том числе «дай» и «покажи». Без этого не получится, к примеру, познакомить малыша с названиями предметов на карточках.
Прежде, чем начать работать над речевыми навыками ребенка, логопед анализирует текущий уровень их развития. Специалисту нужно продумать не только процесс обучения речи, но и процесс переноса каждого навыка в повседневную жизнь. В первую очередь ребёнка обучают тем словам, которые используются в жизни ежедневно. После знакомства с названиями предметов ребенок учится понимать названия простых движений, действий. Для этого используются картинки, фотографии, наглядные примеры.
После того, как у ребенка появляются начальные навыки понимания речи, его можно обучать экспрессивной речи. Специалист начинает работу с подражания звукам и артикуляционным движениям. Из отработанных звуков в дальнейшем формируют первые слова.
Когда у ребенка есть нарушения в строении речевого аппарата, в том числе вторичные, возникшие из-за многолетнего молчания, логопед задействует артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.
Для выражения эмоций логопед обучает ребёнка использовать указательный жест, затем прибавлять к нему название нужного предмета, а потом и вовсе обходиться в просьбах без жестикуляции. Обязательно идет обучение словам, с помощью которых ребенок может попросить у окружающих помощь: «помоги», «дай», «открой/закрой» и т. д. Если степень аутистического расстройства очень сильная, речь ребенка сводится только к вокализациям, его учат выражать согласие или несогласие.
Не всех детей с РАС можно научить читать. Это зависит от степени расстройства, индивидуальных особенностей характера, обучаемости. Когда логопед видит, что ребенок способен овладеть этим навыком, то можно вести работу по трем направлениям: осваивать аналитико-синтетическое (побуквенное, послоговое и глобальное чтение.
7 принципов логопедической работы с детьми с аутизмом :
1. Логопедическая работа ведется последовательно и длительно.
2. Программа коррекции речевых нарушений разрабатывается логопедом вместе с врачами, педагогами, психологами.
3. Работу логопеда всегда предваряют направленное и спонтанное наблюдение за ребенком, анализ, беседы со специалистами и родителями.
4. Занятия начинаются только после установления эмоционального контакта между ребенком и специалистом.
5. Логопедическая коррекция ведется в кабинете, где нет отвлекающих предметов и объектов, создана безопасная развивающая среда.
6. При составлении программы занятий и ее последующих изменениях всегда учитываются индивидуальные особенности ребенка.
7. После закрепления каждого нового навыка и его переноса в повседневную жизнь сразу начинается новый этап обучения.
В заключении мне бы хотелось затронуть вопрос интегрированного образования детей с данным нарушением. По определению, интеграция – это включение одного или нескольких детей со специальными образовательными нуждами в обычный класс, группу.
В книге известного бельгийского учёного Т. Питерса, переизданную в 2002 г., включены выдержки из дневников людей, страдающих аутизмом, имеющих высокий уровень интеллектуального развития. В них описаны трудности, с которыми они сталкивались, будучи интегрированы в общеобразовательные классы, дословно, это является результатом того, что называют «наивным представлением об интеграции» [3, с. 144]. Автор книги пишет о том, что произошло в Италии – в результате очень наивной политики интеграции в этой стране фактически не осталось специальных школ. Все дети с особыми нуждами были интегрированы в обычные школы. То же самое происходит и у нас через 17 лет. Будем надеяться, что в нашей стране для детей с РАС будут созданы специальные условия образования, в результате чего ими будут обретены те навыки, которые реально помогут им адаптироваться в социуме.
Список литературы:
1. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Ульянова Р. К., Морозова Т. И. Дети с нарушением общения. — М., 1989.
2. Морозова Т. И., Морозов С, А. Мир за стеклянной стеной. — 2002.
3. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребё нок: пути помощи. — М., 1997.
4. Питерс Т., Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов - дефектологов / Тео Питерс; пер. с англ. М. М. Щербаковой; под науч. ред. Л. М. Шипицыной; Д. Н. Исаева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 240с. – (Коррекционная педагогика).