Людмила Атаханова
Особенности логопедических занятий в период адаптации ребёнка к условиям детского дома (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Ноябрь 2014 г.
Работа логопеда на первом этапе с вновь прибывшим ребенком начинается с наблюдения за поведенческими реакциями ребенка, его адаптацией в условиях детского дома, чтобы можно было проанализировать историю его развития. На втором этапе определяется приоритетная задача индивидуальной программы ребенка. Анализирую, что ребенок может делать, а в чем испытывает затруднения. На третьем этапе логопед решает, чему новому нужно научить в первую очередь, а что необходимо закрепить на занятиях и в повседневной жизни. На четвертом этапе определяю задачи, какие будут реализовываться на занятиях у логопеда, а какие на занятиях у воспитателя. Пятый этап - логопед вводит новое постепенно, двигается маленькими шаЖками, чтобы ребенок освоил новый материал без стрессов и напряжения. На шестом этапе, когда ребенок овладел одной из задач программы, вношу в неё изменения и дополнения. Далее составляю индивидуальную программу развития (адаптационную или коррекционно развивающую). Это поможет логопеду и воспитателю максимально эффективно реализовать программное содержание, разумно использовать рабочее время. В адаптационный период важно выявить факты, характеризующие поведение ребенка на занятиях, устойчивость, целенаправленность его внимания, интересы и склонности. В беседе надо выявить общий кругозор ребенка, возможностей связного высказывания, какими пользуется ответами (однословными или фразами, на сколько они развернуты. При работе с вновь прибывшим ребенком занятия необходимо распределять таким образом, чтобы были эмоциональные моменты, интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости. В процессе работы, у ребенка могут возникнуть трудности и ошибочные ответы. В таких случаях логопед не должен делать замечании, способных вызвать у ребенка негативную реакцию. Возможны разные варианты исправления ошибок: а) деликатно, по ходу занятия, исправить ответ ребенка; б) предложить кому-то из детей исправить ошибку; в) повторить правильный ответ хором, а затем индивидуально с ребенком, который допустил ошибку. Важно на протяжении всего занятия поддерживать стимуляцию общения с вновь прибывшим ребенком. Этому способствуют четкая и логичная система подбора вопросов, адресованных подгруппе и отдельно ребенку (вновь прибывшему, который только начинает адаптироваться к условиям жизни в детском доме). Умелый подбор тематики занятии, способной заинтересовать не только вновь прибывшего ребенка, но всех детей, красочные и разнообразные пособия, а также предварительная подборка материала для занятия. Успех в работе с вновь прибывшим ребенком, а также со всеми детьми будет в том случае, если логопед будет ориентироваться на общие интересы вновь прибывшего ребенка, а также на общие интересы всех детей. Правильная дифференцированная оценка деятельности каждого ребенка является необходимым условием эффективности каждого занятия.
Публикация «Особенности логопедических занятий в период адаптации ребёнка к условиям детского дома (из опыта работы)» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Опыт работы, практика
- Темочки
Рекомендации:
Работа педагогов детского дома должна быть ориентирована на гумманизацию педагогической деятельности, ориентацию на создание в группе положительного микроклимата, гуманное отношение к ребенку:
- усиление внимания к вопросам индивидуального общения с ребенком, что обеспечит развитие его индивидуальных способностей, интересов и потребностей. Все занятия педагогов детского дома должны быть, ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Необходимо проводить с детьми детского дома сюжетно - тематические занятия, разнообразие в преподнесении учебного материала способствую спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.