Олеся Загреба
Особенности либерального стиля воздействия. Плюсы и минусы
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности либерального стиля воздействия. Плюсы и минусы.
Особенности либерального стиля воздействия :
Практически полное отсутствие методов воздействия на ребенка (ребенок не знает что будет за проступок. Принимает безнаказанность как должное)
Ребёнок обретает самостоятельность. Чаще всего, намного раньше необходимого и в гораздо большем объёме, чем может вынести.
Отсутствует конструктивная помощь со стороны взрослых. Реальная же помощь подменяется уходом от проблемы.
Публикация «Особенности либерального стиля воздействия, Плюсы и минусы» размещена в разделах
Есть доверие к родителям, уверенность, что тебя поймут и примут таким, какой ты есть. Также возможность делиться и обсуждать все беспокоящие темы. Пожалуй, единственный плюс такого типа воспитания.
Предоставленный самому себе, без ориентиров и помощи взрослых, ребёнок легко теряется в жизни. Вынести груз свободы маленькому человеку бывает сложно, что расшатывает психику. Отсутствие чётких правил, расписания и режима приводит к повышению тревожности, что может проявляться истериками.
Такой вид воздействия взрослых на детей, как либеральный, имеет свои плюсы и минусы.
К плюсам можно отнести :
Отсутствие стереотипов. Становление детской личности происходит без влияния чужих убеждений (часто ложных) и мыслей. Маленький человечек не знает «стадных чувств», он видит мир по-своему и формирует личную позицию.
Доверие. Тёплая семейная атмосфера с отсутствием критики и принуждения порождает в ребёнке искренность, формируя доверительные отношения.
Самостоятельный выбор. Дитя само определяет режим дня, свои увлечения и предпочтения. Вы не должны давить и заставлять. Это позволяет крохе в будущем быстрее и легче осознать своё жизненное предназначение.
Отсутствие комплексов. У ребёнка не возникает мыслей о неполноценности либо о неправильном поведении, ведь его безоговорочно любят. Он уверен в правильности своих поступков и слов, наслаждается своей идеальностью.
Открытость окружающему миру. Дети общительны, коммуникабельны, с охотой выражают собственные мысли, идеи. Любят принимать участие во всевозможных соревнованиях, конкурсах. В будущем ребёнок с лёгкостью поднимется по карьерной лестнице и завоюет общественное признание.
Творческая жилка. Отсутствие запретов и навязывания родительского мнения позволяют самореализоваться. Малыш быстро осознаёт, что ему ближе, свободно совершенствуя заложенные природой задатки.
Индивидуальность подхода. Малютка воспринимается как неповторимый уникальный индивид. Взрослые должны прислушиваться к мнению своего чада.
Отсутствие принуждения. Это подразумевает не наставлять, не поручать, не критиковать, не наказывать. У крохи зарождается любовь к окружающим, так как он не видит насилия и жестокости.
Эмоциональная стабильность. Здоровая психологическая атмосфера порождает корректное становление детской психики. Ребёнок не испытывает стрессов, страхов, нервозности.
Вольное воспитание способствует повышению самооценки, а возможность высказать свои мысли и самостоятельно принять решение увеличивают собственную значимость, достоинство.
Такие дети легко добиваются успеха, ведь у них сомнений и внутренних преград.
Но так же, либеральный стиль воздействия имеет множество недостатков, таких как :
Избалованность. Отсутствие запретов ведёт к бесконтрольному баловству. Дети переходят все грани, даже не подозревая об этом (ведь его не ругают). Настоящая проблема возникает в детском саду, когда малыша начнут критиковать и воспитывать по-иному.
Отсутствие требовательности к себе. Когда от детей ничего не требуют, они не осознают, чего от них хотят. А нормы и правила позволяют крохе сориентироваться во «взрослом» мире и понять, как себя вести.
Трудности в социализации. Свободно взрослеющий индивидуум воспринимает как должное любовь и обожание к себе, ведь он не испытывал ничего другого. Когда он сталкивается с сопротивлением, отторжением и непринятием, начинает замыкаться в себе, развиваются первые комплексы.
Отсутствие ответственности. Малыши поступают как им заблагорассудится, и при этом не несут никакой ответственности. Родители всегда стабильно терпеливы и не требовательны. Но когда от детей начинают требовать в школе – они не знают, как выполнить задачу (ведь это не входило в их планы).
Завышенная самооценка. Если чадо находится наравне с родителями, он переоценивает свою значимость, становится ложно уверенным в собственных возможностях. Ребёнка не будут принимать в социуме, он ощутит разочарование и безысходность.
Падение родительского авторитета. Равноправие порождает вседозволенность. Малыш может начать унижать вас, но вы ведь не в праве его наказывать.
Либеральные взаимоотношения трудно реализовать даже в современном социуме. Вы можете практиковать этот стиль некоторое время в домашних условиях.
Но в детских учреждениях образования, куда ребёнок неизбежно попадёт, практикуются совсем иные методы воспитания. Педагоги не станут поощрять высокомерия и нежелания выполнять требуемое, что вызовет бурю негодования в малыше.
При либеральном стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:
1 вариант – свободный, но безучастный:
неспособность к близости и привязанности;
безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»)
отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;
мало «душевного тепла».
2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов» :
хамство и вседозволенность;
воровство, враньё, распущенность;
безответственность, не умение «держать слова».
Заключение.
При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», "Нельзя", указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем воздействия на ребёнка, характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.
Либеральные родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Они дают возможность ребёнку проявить себя, показать свои способности, открыть творческие способности, индивидуальность. Родители искренне считают, что таким образом научат их различать, что правильно", что "неправильно". Либеральным родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей. Они частенько поощряют через чур раскованное и неуместное поведение своего ребенка.
При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает ребенку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности. Либеральный стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями либерального и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.
Можно сделать вывод, что в либеральном воспитании детям предоставляется много свободы и мало ограничений, что может осложнить их адаптацию в коллективе.