Алла Богданова
Особенности коррекционной работы учителя-логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
РАС — сложное нарушение, которое влияет на ребенка в целом. Это и особенности восприятия информации, и особенности реагирования на разные ситуации (социальные ситуации, требования со стороны родителей или педагогов, и умение обрабатывать поступающую сенсорную информацию, и многое другое.
Особенно ярко это серьёзное нарушение проявляется при социальном взаимодействии с окружающими людьми, в эмоционально-волевой сфере, в развитии речи и всех психических процессов.
Публикация «Особенности коррекционной работы учителя-логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах
В настоящее время достигнуты большие успехи по разработке и внедрению программ, позволяющих детям с данной особенностью психического развития адаптироваться к социуму, посещать детские сады или школы, участвовать в совместной (коллективной) деятельности, получать образование и в конечном итоге максимально быть адаптированным к жизни в обществе.
Огромное значение для включения для адаптации такого ребенка имеет развитие способности к коммуникации и формирование речи на максимально возможном уровне.
Развитие речевых и коммуникативных способностей является наиболее значимым и сквозным в обучении детей с расстройствами аутистического спектра. Именно поэтому ребенку необходима логопедическая помощь. У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и очень часто именно логопед является тем человеком, который должен провести первичную диагностику развития аутичного ребенка и скоординировать семью для дальнейших действий.
Основные задачи логопедической работы при аутизме :
установление эмоционального контакта с ребенком;
активизация речевой деятельности;
формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре; развитие речи в обучающей ситуации;
дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами.
Этапы коррекционно-развивающей работы :
1 этап – диагностический, основная цель которого определить возможности и потребности каждого ребёнка.
2 этап – составление плана работы и индивидуальной программы коррекционного воспитания и обучения и дальнейшая их корректировка в течение учебного года.
3 этап – коррекционные занятия
4 этап – подведение итогов воспитания и обучения в конце учебного года.
Исследуя сферу общения, важно обратить внимание на:
визуальный контакт, узнавание близких, реакция на нового человека,
реакция на словесные обращения, на имя, на речь,
наличие или отсутствие адекватных жестов,
поведенческие особенности,
отношение к окружающему,
состояние речи (артикуляционная моторика, фонематическое восприятие, словарный запас, грамматический строй речи, связные высказывания).
Направления логопедической коррекции при аутизме.
Развитие понимания речи (эмоционально-смысловой комментарий). Эмоционально-смысловой комментарий - необходимый элемент занятий. Это единственный адекватный путь, чтобы добиться включенности ребенка в реальность, осознания происходящего вокруг, понимания им речи. Необходимо «поймать» внимание ребенка, сосредоточить его на чем-то для того, чтобы добиться осмысления происходящего, осознания сказанного. Важно привязать комментарий к опыту самого ребенка, вносить смысл даже, на первый взгляд, на его бессмысленную активность; фиксироваться на приятных для ребенка ощущениях и сглаживать неприятные; прояснять причинно-следственные связи, давать представление об устройстве предметов и сути явлений. На этом этапе очень важна роль взаимодействия специалистов и родителей. Они могут прокомментировать чувства ребёнка, его поведенческие реакции. Используем различные сенсорные игры, проведение которых даёт также новые прекрасные возможности для установления контакта (всё зависит от предпочтений – вода, песок, вкладыши Монтессори и т. д.)
Для формирования у аутичного ребенка способности понимать речь мы используется в работе сюжетное рисование. Рассказывая и рисуя, привлекаем внимание каждый день за счёт любимых сюжетов. А когда ребенок уже сможет дольше удерживать внимание на рисунке, будет лучше понимать рассказ, можно постепенно создавать из рисунков целые серии. Так получаются «истории в картинках», где главным героем является сам ребенок. Такие рисунки складываются в альбом или развешиваются дома на стене.
Развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание внешней речи). При аутизме в большей степени, чем при любых других нарушениях, заметна разница между тем, что понимает ребенок, и тем, что он может произнести. Но причина здесь совершенно особая : это отсутствие или снижение речевой инициативы, которую мы должны восстановить и развить. Наиболее сложной, трудоемкой и наименее предсказуемой по темпу и результатам является работа с «неговорящими» детьми.
Растормаживание речи у таких детей идет одновременно в трех направлениях:
Провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого.
Такое непроизвольное подражание может стать предпосылкой подражания произвольного – звукового, а затем и словесного.
Важно добиться того, чтобы неговорящий ребенок как можно чаще смотрел на лицо педагога, на рот в момент произнесения звуков и слов.
У большинства аутичных детей есть трудности артикуляции (от стёртых форм дизартрии до апраксии). Поэтому, чтобы облегчить ребенку формирование правильной артикуляции, важно сосредоточить его взгляд на лице взрослого ещё и в то время, когда мы поем ему песни, читаем стихи, что-то рассказываем.
Провоцирование ребенка на непроизвольные словесные реакции.
Этого мы добиваемся с помощью отхлопывания, отстукивания и другой передачи ритмов. Мы используем, например, те моменты, когда он прыгает, приговаривая в такт прыжкам: «Как зайчишка, как зайчишка, как зайчишка, поскакал», «Прыг-скок, прыг-скок, провалился потолок». Помогают в такой работе песенки Железновых. На группе есть муз. центр, который используем для пропевания и прослушивания в разных режимных моментах.
С помощью стихотворных ритмов, с помощью рифмы и мелодии мы также стимулируем вокализации, словесные реакции аутичного ребенка. Когда мы читаем хорошо знакомые ему стихи или поем песни, то оставляем паузу в конце строфы, провоцируя его на договаривание нужного слова.
Повторение за ребенком и обыгрывание его звуковых реакций (аутостимуляция)
В игре, и на занятиях, и, по возможности, в течение всего дня, родители и специалисты, работающие с ребенком, подхватывают его вокализации, повторяют их с его интонацией, а затем обыгрывают и превращают их в реальные слова, связывая с ситуацией (ПА – падает, ША – шарики, Е – едет).
Можно просто по созвучию подобрать подходящее к данной ситуации слово.
Особенности подхода к обучению навыкам чтения, письма. Существует ряд приемов, помогающих в формировании у аутичного ребенка основных учебных навыков. Так, при обучении чтению можно вначале ориентироваться на хорошую непроизвольную память ребенка, на то, что он, играя с магнитной азбукой или с кубиками с буквами, может быстро механически запомнить весь алфавит. Символы звуков легче соотнести с предметом или картинкой. Поэтому нам с детьми нравится использовать пособия монтессори-педагога Н. Пятибратовой. Дети пропевают звуки по этим картинкам, используют жесты для оречевления звуков, проговаривают слова с опорой на эти картинки. На занятиях используются цветные предметные карточки с подписанным внизу словом. Как известно, некоторые дети запоминают предметы используя методику «глобального чтения», т. е. чтения целыми словами. Эта методика представляется нам более адекватной при обучении аутичных детей, чем побуквенное или послоговое чтение. Кроме того, научить аутичного ребенка читать целыми словами легче и быстрее, чем по буквам и по слогам, так как он, с одной стороны, с большим трудом воспринимает фрагментированную информацию (поступающую в виде букв, слогов и т. д., а, с другой стороны, способен моментально запоминать, «фотографировать» то, что находится в его зрительном поле.
Коррекционные логопедические занятия носят характер сопровождения. Работа педагога в этом требует гибкости, умения быстро перестроиться.
Обучение аутичных детей требует от всех коррекционных педагогов не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической энергии, большого терпения, интуиции и любви, постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания.
Таким образом, на логопедических занятиях с говорящими и неговорящими детьми-аутистами решаются следующие задачи :
развитие мелкой моторики,
формирование понимание речи,
комплексное развитие речи и предметной деятельности, а также обучение жестам,
развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания,
вызывание вокализации, стимуляция звукоподражания и речи,
развитие активного и пассивного словарного запаса.
В работе с такими детьми важно соблюдать последовательность и систематичность логопедических занятий. Каждое правильное выполнение задания поощряется теми средствами, которые привлекают ребенка (наклейка, любимая игрушка, книга, настольная игра).