Ольга Кылосова
Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в письменной речи.
▼ Скачать + Заказать документы
Нужно очень сильно любить ребенка, чтобы позволить ему развиваться самостоятельно.
А. Маслоу
К сожалению, приходится констатировать, что дисграфия - новая болезнь российских школьников. (Новоторцева Н. В. - 32% учащихся, Парамонова Л. Г. – 55, 5 % детей, в 50 – е годы, по данным проф. пед. наук Хватцева В. С., в младших классах было всего 6 % детей с нарушением письменной речи).
Публикация «Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в письменной речи,» размещена в разделах
Большинство авторов (Бессонова Т. П. ; Левина Р. Е. ; Драникова Э. А. ; Ястребова А. В. и другие) связывают неуспеваемость по русскому языку этих детей прежде всего с уровнем недоразвития речи, а так же с не умением детей контролировать свои действия в процессе выполнения учебной деятельности (самоконтроль). Низкий самоконтроль при письме приводит к тому, что дети не замечают ошибок ни по ходу записи, ни при проверке ее результатов. Письменные работы таких детей изобилуют разнообразными ошибками. Несформированность самоконтроля при письме также отрицательно влияет на сроки и эффективность логопедической работы по устранению дисграфии.
Исходя из этого, коррекционная работа логопеда будет направлена на (цель) развитие эффективного внимания, саморегуляции и самостоятельности у учащихся с нарушениями письменной речи. При этом опирается на (принципы) учет индивидуальных способностей; онтогенетический; личностоно-деятельностный; системности. Достигается через (средства) :
1. Диагностика психо-речевых свойств личности.
2. Поэтапное формирование умственных действий.
3. Использование психокоррекционных приёмов.
Все это приводит к снижению количества дисграфических ошибок за счет развития способности личности к самостоятельной организации и регуляции учебной деятельности.
Диагностика психо-речевых свойств личности
1. Традиционная методика логопедического обследования.
2. Изучение основных психических процессов, обеспечивающих формирование навыков самоконтроля в письменной речи.
- Изучение свойств внимания (объем, концентрация, устойчивость). (Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант).
- Изучение сформированности самоконтроля. (Методика Домашенко И. О., специ-альные тексты с ошибками, разработанные П. Я. Гальпериным и С. Л. Кабыльницкой).
- Изучение саморегуляции, организации деятельности. (Тест «Простые поручения» (Адаптированный вариант теста для взрослых).
- Изучение уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности. (Методика «Уровень волевой регуляции»).
- Изучение умения следовать правилам, самостоятельно воспроизводить способ действия, заданный взрослым, уровень развития произвольной сферы. (Методика «Графический диктант» (Эльконин Д. Б.)
Анализ данных, полученных при обследовании внимания детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей : неустойчиво; низкий уровень развития произвольного внимания; трудности планирования своих действий; с трудом сосредотачивают внимание на анализе условии, поиске различных способов и средств в решении задач; труд-нее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной; преобладают речевые реакции уточняющего и констатирующего характера; не замечают свои ошибки и не находят их в текстах; не владеют системой операций, необходимых для обнаружения ошибок в тексте; с трудом анализируют образец, сопоставляя написанное с печатным текстом; при монотонной деятельности дети с нарушением речи быстро устают, допускают много ошибок, недочетов.
Поэтапное формирования умственных действий
Эффективным методом развития внимания является концепция поэтапного формирования умственных действий, разработанная С. Л. Кабыльницкой, П. Я. Гальперином, Н. П. Карпенко, А. И. Подольским. (1974)
Последовательность работы по формированию контроля осуществляется в соот-ветствии с общим порядком поэтапного формирования умственных действий. Сначала действия разъясняются ребенку, он наблюдает за образцом выполнения задания. Затем сам выполняет действия в следующей последовательности: с опорой на карточку с правилом и проговаривая вслух действия контроля; без карточки, с проговариванием вслух действий (этап «громкой речи»); с постепенным сокращением внешней речи и переходом её в шепот, в речь «про себя»; выполнение действий контроля молча, то есть в умственном плане.
Использование психокоррекционных приёмов
Психотехнические приемы коррекции внимания также являются эффективными средствами развития самоконтроля у детей с нарушением речи.
1. Концентрация внимания - длительное сосредоточение на задании.
Корректурные задания
Оборудование: секундомеры, специальные бланки, вырезки из текстов, карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет- тексты с крупным шрифтом.
Корректурные упражнения с детьми должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2- 4 месяцев. Ребенку обязательно предлагаются домашние задания.
Инструкция: «Вот тебе шифровка, ты разведчик и должен как можно быстрее вы-черкнуть отдельные буквы. От результата твоей работы зависит очень многое. После быстрого выполнения задания ты должен передать этот бланк своему товарищу, и он должен быстро найти допущенные ошибки».
Такая установка оптимизирует процесс работы ребенка, дает ему возможность развивать состояние внутреннего сосредоточения. По мере овладения заданием правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы; по- разному зачеркиваются и др. ; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается.
Графические диктанты.
Опыт нашей работы показал высокую эффективность таких упражнений для детей с дисграфией. В связи с этим необходимо соблюдение принципа от простого к сложному. На первых этапах логопед предлагает ребенку наиболее доступные для него задания, правильное выполнение которых обязательно должно поощряться. (Например, 1 клеточка вправо, 1- вверх, 1- вправо, 1- вверх, 1- вправо, 1- вниз, 1- вправо, 1- вниз, 1- вправо, 1- вниз).
Рисование бордюров.
Занятия полезно завершать рисованием цветных бордюров. Эта работа эффективно формирует и развивает умение соблюдать заданный алгоритм действий, распределять внимание между несколькими условиями, самоконтроль, оперативную память. Кроме того, работа с цветом, который выбирает ребенок самостоятельно, по мнению психологов, благоприятно влияет на его эмоциональное состояние, позволяет выражать свои чувства, в том числе и отношение к уроку.
Количество цветов в орнаменте должно быть кратным трем (3, 6, 9 и т. д.). Но на-до, чтобы число цветных карандашей всегда несколько большим, тогда у ребенка будет возможность выбора цвета.
к к с с ж ж з з о о
2. Распределение внимания — это способность ребенка выполнять две работы одновременно. Для его формирования можно использовать следующие упражнения.
Задание 1 Например, ребенку предлагается чтение небольшого предложения. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен за-помнить текст и сосчитать количество ударов.
Задание 2 Ребенку предлагают вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки.
Задание 3 Упражнение «Найди слова».
Оборудование: Карточки с написанными словами, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.
На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.
Пример задания:
ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧИЛОЬИРЪ ГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУРФРШУБАТВВГДИЖСЯ ГТУМ
3. Объем внимания — это количество элементов, одновременно воспринятых за один акт восприятия.
Оборудование: карточки каждого задания показываются в порядке возрастания количества букв в течение определенного времени. Задача детей запомнить и воспроизвести как можно большее количество знаков. На занятии можно использовать как одно задание из этой серии, так 2 и 3.
Задание 1 Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:
РКБЛ КТЦМ ЖКПРЧДЗНТК
КПТНСД ШРВ'ГБЧ ДИВ ШГС
Задание 2 Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, например: СТОЛ, ЧАШКА, МАШИНА, КОНФЕТА, КАРАНДАШ, ТЕЛЕВИЗОР, МАГНИТОФОН, МОТОЦИКЛИСТ, КОМАНДИРОВКА.
4. Переключение внимания — это способность ребенка к более или менее легкому переходу от одного вида деятельности к другому.
Задание 1 Для занятий мы использовали «Красно-черные таблицы», предложенный К. К. Платоновым. Занятие включает три этапа:
1 этап — рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12;
2 этап — рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке;
3 этап — необходимо поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке, а красного — в обратном.
Задание 2 Корректурные задания с чередованием правил вычеркивания букв. Например, первые пять минут ребенок вычеркивает букву С, следующие пять минут - З, затем поочередно вычеркивает букву С вертикальной линией, а З горизонтальной, еще через пять минут - наоборот.
Реализация перечисленных видов работ осуществлялась на подгрупповых занятиях по преодолению дисграфии. Положительный опыт проводимой коррекционной работы свидетельствует о широких возможностях использования данных направлений в логопедической практике по преодолению нарушений письменной речи с детьми младшего школьного возраста.