Получи документы

Организация игр, активизирующих речь младших дошкольников (5 фото)

Наталья Назарукова
Организация игр, активизирующих речь младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Тема консультации:

«Организация игр, активизирующих речь младших дошкольников»

Составила: Назарукова Наталья Юрьевна

МАДОУ д/с 133 г. Тюмень

Организация игр, активизирующих речь младших дошкольников

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трём годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят всё ещё недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство, особенно в 1 младшей группе. Их наиболее типичными ошибками являются

Публикация «Организация игр, активизирующих речь младших дошкольников» размещена в разделах

пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов Нарушение слоговой структуры ( сокращение слов: «апипед» вместо «велосипед», неправильное ударение и др. Все эти несовершенства в основном временные и в ходе общего речевого развития постепенно исчезают.

В этом возрасте у детей начинает появляться особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, выяснить их происхождение (например, почему трамвай назвали трамваем, создают свои слова, т. е. занимаются словотворчеством (например «копатки» вместо «лопатки»). Дети всё чаще обращают внимание на звуковое оформление слов. Не редко это выражается в том, что малыши пытаются исправлять плохо говорящих сверстников, предлагают им свой (хотя и не всегда верный) образец произнесения слова.

Младшие дошкольники уже воспринимают слово как смысловую единицу. Со словом они соотносят конкретный предмет, качество предмета, действие, которое с ним совершается.

ИГРЫ:

1. «Назови как можно больше предметов».

Детям предлагается посмотреть вокруг себя и назвать то, что они видят – предметы. Можно задавать наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т. д.

2. Кто это, что делает?».

Наглядный материал: карточки. Детям предлагается рассмотреть внимательно карточки и ответить,

кто нарисован и что он (она) делает.

3. «У кого такой предмет?».

Наглядный материал: предметные картинки (большие и маленькие) на одну тему. Например: «посуда», «одежда» и т. д. Воспитатель показывает ребёнку большую карточку и просит показать такую же, но маленькую (перед ребёнком маленькие карточки разложены произвольно) и назвать её.

4. «Два мешочка»

Наглядный материал: Два одинаковых мешочка, наполненных одинаковыми предметами (два киндер – яйца, две большие пуговицы, две шишки и т. д.). Из одного мешочка достаёт предмет воспитатель, а из другого просит достать ребёнка такой же предмет и назвать его.

Книги:

«Школа семи гномов». Издательство «Мозаика – синтез».

«Мой первый словарик». Издательство «Росмен».

Тесты для детей 2 – 3, 3 – 4лет.

Младшие дошкольники ещё не могут самостоятельно определить из каких звуков состоит слово. Подготавливать их к этому необходимо, поскольку в будущем умение детей производить звуковой анализ очень поможет при обучении их грамоте. На данном возрастном этапе нужно учить малышей прежде всего четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах при этом очень важен образец речи воспитателя. Например, интонационного выделения голосом отдельного звука.

ИГРЫ:

1. «Можно ездить или нет».

Наглядный материал: Картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов, имеющих в названии звук с (сь). Воспитатель просит рассмотреть картинки и назвать их.

В ходе игры проговаривает с детьми на чём можно ездить. Голосом выделяется звук с (сь).

2 «Все спят».

Наглядный материал: фланелеграф и картинки с изображением спящих животных и детей.

Вос. – Спят ли волки? Дети: - Спят. Спят. И т. д.

В конце: Вос. – А все дети? Дети: - Спят. Спят.

Вос. – Все на свете? Дети: - Спят. Спят.

Неустойчив ещё и голос младших дошкольников; некоторые дети, особенно 1 младшей группы говорят очень тихо, чуть слышно, а другие – крикливо. Не все могут управлять своим голосовым аппаратом, регулировать громкость своего голоса, скорость произнесения слов.

Обращаю внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко) и в различном темпе (быстро, умеренно, медленно).

ИГРЫ:

1. «Гусь и гусята».

Наглядный материал: фигурки гуся и гусят.

Воспитатель: - Вывел гусь гусят на лужайку. Разбежались гусята, щиплют травку. Гусь зовё т гусят: «га – га – га, идите ко мне!» (громко! дети повторяют)

Гусята маленькие, они не могут громко кричать, они отвечают: «га – га – га» (тихо! дети повторяют). Следующее задание: отгадать кто кричит гусь или гусята? (произносить то громко, то тихо).

2. «Животные и их детёныши».

Наглядный материал: карточки животных и их детёнышей. Взрослые животные говорят громко, а детёныши тихо. Предложить детям угадать кто кричит. Большое значение имеет образец речи воспитателя, громкое или тихое, быстрое или медленное произношение отдельных слов или фраз и последующее воспроизведение их детьми с заданной громкостью или в определённом темпе.

3. «Угадай кто (что) это?».

Наглядный материал: игрушки: коза, овечка, мышка, машина.

Сначала показать детям козу и овечку; напомнить как они говорят: коза – меее, овечка – беее. Затем на слух отгадать кто кричит. После этого аналогично показать машину (биии) и мышку (пиии).

Для закрепления правильного произношения звуков, для развития слухового восприятия я использую дополнительный речевой материал: потешки, небольшие стихи, считалочки и пр. Это приучает детей внимательно слушать, подбирать рифмующиеся слова. Особо хочу выделить пальчиковые игры. Они помогают ощутить радость от общения со взрослым, сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику.

КНИГИ:

«Страна пальчиковых игр». М. С. Рузина.

«Большая книга логопедических игр». С. Н. Овчинников.

«Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки». И. Г. Сухин.

Развитию слухового внимания очень способствует отгадывание загадок. Начиная с 1мл. гр. можно предлагать детям небольшие загадки, построенные на звукоподрожании, помогающем найти ключ к отгадке. Тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом детей.

Эти загадки о предметах, с которыми ребёнок чаще всего сталкивается многократно, и которые оказывают на него эмоциональное воздействие: загадки об игрушках, о домашних животных, о продуктах питания.

Малышам следует предлагать загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида, отличны те качества и свойства, которые дети хорошо знают.

Например: Маленькие пёрышки Мохнатенькая, усатенькая,

Красный гребешок Молочко пьёт, песенки поёт.

Кто это на колышке? Мягкие лапки, а в лапках царапки.

Детство – пора, когда все впечатления, особенно ярки и значительны. Прочитанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление, что остаётся в памяти на всю жизнь.

Уже в раннем детстве ребёнок охотно слушает чтение взрослых, легко запоминает короткие стихи и сказки, живёт вместе с героями книг. Сочувствует одним, и по – детски осуждает других. Под влиянием книг, разнообразных худ – дидактических игр возникает детская художественно – речевая деятельность с начальными формами словесного творчества.

ИГРЫ:

«Назови противоположности».

Фото №1 Тема консультации Организация игр активизирующих речь младших дошкольников Составила Назарукова Наталья Юрьевна МАДОУ д с г

"Составь рассказ по картинке"

Фото №2 Таких детей большинство особенно в младшей группе

"Логический поезд"

Фото №3 Их наиболее типичными ошибками являются Публикация Организация игр активизирующих речь младших дошкольников размещена в разделах Игры для детей Развитие речи

"Скажи уменьшительно - ласкательно"

Фото №4 Речевое развитие детей Развитие речи
Публикации по теме:

«Тюмень в сердце моём!» Фотоотчет о детском утреннике, посвященном Дню города«Тюмень в сердце моём!» Фотоотчет о детском утреннике, посвященном Дню города Мои слова (воспитателя): Мы собрались в этом зале,чтобы отметить радостное событие-день рождения нашего города!Такой день бывает у каждого.

Мастер-класс «Открытка для мамы к 8 Марта в стиле оригами»Мастер-класс «Открытка для мамы к 8 Марта в стиле оригами» Мастер – класс «Подарок на 8 Марта» (средняя группа). «Всё хожу, всё думаю, смотрю, что я завтра маме подарю… Может куклу? Может быть конфет?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация игр, активизирующих речь младших дошкольников
Опубликовано: 1 апреля 2015 в 11:02
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация игр, активизирующих речь младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Назарукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД