МААМ-картинки

Особенности игровой деятельности детей раннего возраста

Оксана Палаткина
Особенности игровой деятельности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт курсового проекта

Раздел программы Игра

Тема Особенности игровой деятельности детей раннего возраста.

Тематическое поле Особенности игровой деятельности детей раннего возраста с использованием предметов окружающего мира.

Название Сюжетно – ролевые игры для детей раннего возраста.

Тип проекта Информационно-практический, долгосрочный, игровой.

Авторы проекта (авторский коллектив) Палаткина Оксана Евгеньевна, воспитатель МДОУ «Детский сад №98 комбинированного вида»

Публикация «Особенности игровой деятельности детей раннего возраста» размещена в разделах

Проблема Для организации игровой деятельности детей значимым является осознание педагогом того, что простое копирование за взрослым игровых действий не приводит ребенка к самостоятельному, творческому отображению жизненных ситуаций. Его важно научить решать игровые задачи, где он будет ставить цель, создавать условия для ее достижения, усваивать новые способы действия. Таким образом, для ребенка необходимо создавать проблемную игровую ситуацию, которая интересна и находится «в зоне ближайшего развития» (термин Л. С. Выготского, которую ребенок может решать сам, прибегая к помощи взрослого.

Цель Формирование игровых умений детей раннего возраста.

Задачи

• Активизировать игровую деятельность.

• Заинтересовать игровым материалом.

• Увлечь ребят.

• Овладение предметно-игровыми действиями с сюжетно-образными игрушками.

• Осуществление игровых действий с воображаемыми предметами.

Мероприятия Формы работы с детьми формы работы с родителями

• Индивидуальная работа.

Игровые занятия по подгруппам.

• Поощрение самостоятельных поисков игровых действий.

• Стимулирование творческой инициативы.

• Диагностика. • Консультация

• Картотека «Занимательные игры».

/Развивающие, обучающие, дидактические, подвижные/.

Методы и приемы работы Беседы, консультации для родителей.

Результат

• Развито творчество

• Активирована игровая деятельность

• Развиты качества, необходимые для мастерства.

Критерии

• Обладают предметно-игровыми действиями с сюжетно-образными игрушками.

• Осуществляют игровые действия с воображаемыми предметами.

Ресурсы

Игровой материал

• Организация предметно-развивающей среды

• Создание картотеки игр различных видов.

Формы презентации

• Консультация «Разнообразие игр для детей раннего возраста»

• Картотека дидактических игр занимательного характера.

• Показ творческой игровой деятельности детей.

Актуальность

Игра – сложный социокультурный феномен, неотъемлемая часть жизни человека от рождения до последних дней. В Российской педагогикой энциклопедии дается такое определение: «Игра – это один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними… одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания». Для ребенка дошкольного возраста игра, по мнению К. Д. Ушинского, представляет собой «посильный способ войти во всю сложность окружающего его мира». Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, развитие игры в этот период проходит путь от предметной игры к ролевой, окружающей отношения между людьми. Игровая деятельность, как отмечено А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. А. Коротковой, Д. В. Менджерицкой, Н. Я. Михайленко и др., не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Осваивая их, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит их в другие ситуации. Как следствие, игра дошкольника приобретает творческий, управляемый им самим и согласуемый с другими ее участниками характер. При таком развитии она максимально выполняет свои функции (воспитательную, развивающую, дидактическую, коррекционную, коммуникативную, социальную, психотерапевтическую и др.). Ранний возраст - период создания предпосылок становления игровой деятельности в широком ее понимании. Воображаемая ситуация, являющаяся показателем сюжетно-ролевой игры, вырабатывается у детей к 3 годам. Взрослый постепенно учит ребенка действовать в воображаемом, условном плане начиная с 1 года. Это происходит в процессе усвоения детьми первого и второго года жизни действий с предметами-игрушками (перевозка кукол, кубиков; кормление, укладывание спать кукол, животных и т. п.). Действия ребенка с сюжетно-образными игрушками основаны на реальном опыте маленького человека и уже несут элемент условности (кукла «ест» из пустых тарелок, «спит», «пьет» из пустой кружки и т. п.). С расширением реального (жизненного) и игрового опыта, манипуляции с игрушками становятся обобщеннее, сокращается количество вспомогательных действий, они приобретают все большую условность. В игре отражается эмоциональный и интеллектуальный опыт, представления об окружающем мире, заинтересовавшие ребенка события. На втором и третьем годах жизни дети отражают действия с игрушками, предметами в соответствии с их назначением, передают знакомые им ситуации (кормление, лечение, прогулку, поездки на транспорте, катание в машине кукол, животных, занятие в ДОУ и др.); на втором году жизни учатся переносить в игру знакомые бытовые ситуации; на третьем году – понятные им фрагменты трудовой, общественной жизни, элементы хорошо знакомых сказок. Сначала дети учатся воплощать действия с помощью игрушек, затем с предметами – заместителями и воображенными предметами. Для детей третьего года жизни характерны игры, возникающие по ассоциации (разговаривают по телефону, катаются на коньках, заменяя их кирпичиками, слушают тиканье часов, поднося к уху колечко, и т. п.). К 3 годам ребенок осознает условность в игре, обозначая ее словами «как будто», «понарошку». В игре часть игрушек заменяется предметами-заместителями, предметы окружающего мира также несут особый смысл (подушка – кровать; упаковка от телевизора – машина и т. д., действие направлено на выполнение понятной условной цели (накормить куклу, уложить спать, построить кроватку для мишки и др.). дети передают не только отдельные действия, но и элементы поведения близких и знакомых им людей. Сначала появляется «роль в действии», когда ребенок выполняет действия, присущие какой-либо роли (мамы, но она не осознает и не обозначается словом. Ребенок, подражая другому лицу, действует от своего имени. Осознание и словесное обозначение своей роли соотносятся с годами и выходит за рамки раннего детства. Появление этого новообразования делает возможным возникновение ролевых игр детей друг с другом. Они отображают знакомые трудовые, семейные, а затем и общественные отношения, взаимодействуют в реальном и ролевом планах. Совместные игры ситуативно, строятся на основе объединений вокруг заинтересовавшей игрушки, игрового действия сверстника. Распределение ролей происходит по ходу игры, действия просты, повторяются несколько раз (ребенок начинает кого-то лечить, к нему походят другие «больные»). Для детей 2 и 3 лет характерно наличие самостоятельной игровой деятельности, в которой они проигрывают знакомые им действия, на третьем году ставят и решают простые задачи. Значительное место в игровой деятельности детей раннего возраста занимают сюжетные игры со строительным материалом. В основе их лежат конструктивные умения детей. Такие игры разворачиваются вокруг простых построек (дорожка, по которой идут куклы, едут машины; забор, за которым живут животные; поезд, на котором едут разные герои; ворота, домик, башенка, мебель, которые обыгрываются с куклами, соразмерными строительному материалу; гараж для машин и др.). Для организации игр на третьем году жизни педагог использует крупный, средний, мелкий строительный материал, крупные и средние по величине конструкторы, дополняет его игрушками (куклы, животные, машины и др., различными атрибутами для оформления построек (флажки, деревья и др.). Сюжетные игры со строительным материалом включают в себя два этапа: создание постройки (взрослым, детьми совместно со взрослым, самими детьми) и ее обыгрывание (создание вокруг постройки цепочки игровых действий). Игры детей раннего возраста в основном не устойчива, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игр, объединений детей, наличие конфликтов по поводу игрушки, роли. Они требуют четкого, системного руководства ими, целенаправленного формирования у детей игровых, коммуникативных, организаторских и других умений. Таким образом, изобразительный (первый год жизни) и сюжетно-отобразительный этап (второй и третий год жизни, первые сюжетные игры детей (третий год жизни) создают предпосылки развития творческих игр в дошкольный период.

Цель:

Формирование игровых умений детей раннего возраста.

Задачи:

• Активизировать игровую деятельность.

• Заинтересовать игровым материалом.

• Увлечь ребят.

• Овладение предметно-игровыми действиями с сюжетно-образными игрушками.

• Осуществление игровых действий с воображаемыми предметами.

Работа с родителями:

Консультации: «Разнообразие игр для детей раннего возраста»

Публикации по теме:

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Планирование работы методического объединения на год (первая младшая группа) Цель: создание условий для роста педагогического и методического мастерства воспитателей групп раннего возраста. Задачи: 1. Повысить информационный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности игровой деятельности детей раннего возраста
Опубликовано: 19 октября 2014 в 12:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности игровой деятельности детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Палаткина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД