Яковлева Ирина
Особенности художественного творчества дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности художественного творчества дошкольников
Творчество дошкольника имеет свои особенности.
Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т. п. (Е. А. Флёрина, Г. В. Лабунская, М. П. Сакулина, К. И. Чуковский, Дж. Родари, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества.
Темочки:
При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, О. А. Христ и др.). И это - вторая особенность детского творчества.
Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам (Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, Г. В. Урадовских). И даже в музыкальном творчестве ребенка наблюдается одновременность сочинительства и исполнения (К. В. Тарасова). И это третья особенность детского творчества, безусловно, связанная с первыми двумя, и особенно со второй.
Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этом возрасте. И учет этих особенностей необходим в организации развивающего обучения детей.
Существенно значимым является и понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, ориентированным на «зону ближайшего развития» ребенка (Л. С. Выготский).
В формировании творчества особая роль отводится воображению (Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко, В. Т. Кудрявцев и др.). Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.
Э. В. Ильенков рассматривает воображение как универсальную функцию, присущую человеку всегда и проявляющуюся в разных видах деятельности независимо от того, на каком содержании оно было сформировано. В качестве особого механизма воображения он видел перекомбинирование образов, прежде всего такое, когда признаки одного предмета переносятся на другой, что позволяет раскрыть существенные характеристики и взаимосвязи действительности.
В. В. Давыдов, развивая эту мысль, указывает на то, что пере-несенное свойство выступает как некая главенствующая часть, влияющая на изменение других частей, что собственно и позволяет получить новые целостности.
Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.
А. В. Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует», и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Нельзя забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода : искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость).
Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.
Формирование психических процессов и основных видов дея-тельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка, развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту ребенка.
Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения. Следующей задачей является формирование восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
Работая в детском саду, наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. С этими мыслями принялась изучать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. И мне удалось найти то, что нужно. В настоящее время использую новые и довольно интересные программы и педтехнологии, стараясь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а дать им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Основная программа, по которой я работаю -это новая авторская программа И. А. Лыковой «Цветные ладошки». Она стала открытием и опорой в дальнейшей моей работе.
В программе представлен новый подход к художественно-творческому развитию детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное. Всё в ней оригинально и увлекательно и для детей, и для меня меня-преподавателя, ведь главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребёнка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребёнка была успешной, и это будет подкреплять его уверенность в собственнные силы.
Все занятия по программе И. А. Лыковой не просто содержательны, но и увлекательны тем, что содержат очень много занятий с использованием нетрадиционных техник: например, рисование по мокрому, рисование ватными палочками, рисование пальчиками, нитками, щёткой, аранжировки из цветов и листьев.
На занятиях по изодеятельности рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребёнка, развивает уверенность в своих силах, развивает пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел, развивает мелкую моторику рук.
Использование тематической литературы, музыкального сопровождения, фольклорного и игрового материала позволяет сделать занятия доступными, познавательными и содержательными.
Всё это позволяет всесторонне развивать личность ребёнка, учить его выражать своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства. Те знания и умения, которые дети получают в детском саду, позволяют им без особых затруднений выполнять в школе любые задания творческого характера.