Ольга Жонина
Особенности гендерного воспитания в ДОУ и семье
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ И СЕМЬЕ
Период дошкольного детства - это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
Публикация «Особенности гендерного воспитания в ДОУ и семье» размещена в разделах
Современный этап развития образования характеризуется тем, что одним из наиболее значимых направлений в его реформировании и модернизации является замена традиционных ценностей обучения ребёнка на ценности развития личности. В комментариях Дороновой Т. Н. к ФГОС говорится, что одной из актуальных задач повышения качества дошкольного образования на современном этапе является задача по формированию у детей гендерной принадлежности. Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Более 60% семей в России находятся в разводе, и мальчики в семьях живут рядом только с женщинами (мать, бабушка). В результате ребенок присваивает женскую манеру поведения и лишается мужского влияния. Особую опасность для мальчиков представляет то, что женщины не имеют опыта проживания периода дошкольного детства в роли мальчика. Не осознают потребность мальчика в движении, в проявлении активности в общении друг с другом. Опасность представляет поток замечаний и указаний в адрес мальчиков, который связан с упреками в отсутствии у них мужественности. Дети этого возраста во многом воспитываются по подражанию.
Процесс гендерной социализации детей дошкольного возраста протекает более благоприятно при соблюдении следующих педагогических условий:
- организация совместной и самостоятельной деятельности, направленной на поддержку гендерной принадлежности ребенка;
- организация предметно-пространственной развивающей среды, способствующей реализации половой принадлежности ребенка;
- организация взаимодействия всех участников образовательного процесса (ребёнок, педагог, родитель).
Свою работу я начала с рассмотрения теоретической базы по данной проблеме.
Я изучила, как протекают психические и физиологические процессы у мальчиков и девочек, насколько развита моторика, как ведут себя мальчики и девочки во время организации непосредственно - образовательной деятельности, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми. В результате была составлена сравнительная таблица, на которую удобно опираться при организации образовательной деятельности детей.
Для успешного воспитания и обучения детей дошкольного возраста необходимо тесное сотрудничество с родителями. Моя задача состоит в том, чтобы заинтересовать родителей, объяснить им важность формирования гендерной идентификации мальчиков и девочек именно с малых лет, научить их сотрудничать с детьми, не бояться играть с ними, беседовать, рисовать, лепить, т. е. научить занимать позицию не «над» ребенком, а «рядом» с ним. Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали меня». Было установлено, что положительное влияние на родителей оказывает обсуждение с ними вопросов о роли матери и отца при воспитании ребенка.
Совместно с родителями мы создали такие условия, которые способствуют усвоению детьми первых нравственных идеалов мужественности и женственности.
В своей работе я использовала простейшие маркеры гендерных различий : дифференциация на шкафах одежды для девочек и мальчиков, салфеток для обеда, спортивной формы для девочек и мальчиков; в старшей группе на дверях туалетной комнаты планирую поместить таблички с условными знаками, которые позволят определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам или девочкам.
В группе выделены игровые зоны, специально оборудованные для мальчиков и девочек. Микропространство девочек представляет собой модель уютного домашнего уголка, в котором размещаются куклы со всеми необходимыми атрибутами для ухода за ними, игрушечная мебель, различные аксессуары, способствующие выполнению различных ролей в сюжетноролевых играх. Содержание уголков для мальчиков представлено предметами «мужского мира» : машинами, конструкторами, солдатиками, железной дорогой. Также в группе оборудован уголок ряженья, есть настольный театр, позволяющий детям проигрывать различные социальные роли.
В работе с детьми были запланированы и проведены различные дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, целью которых было формирование гендерной устойчивости и интереса к взаимодействию с противоположным полом. Например, сюжетно-ролевые игры («Семья», «Больница», «Детский сад», «Магазин», «Парикмахерская», дидактические («Кто кем был?», «Одень куклу», «Благородные поступки», «Кем я буду и каким?», подвижные («Ласточки и ястребы» и другие). В итоге создана картотека игр по гендерному воспитанию.
Овладению традиционными свойствами личности: мужественности - у мальчиков и женственности - у девочек - помогают и такие средства воздействия, как художественное слово. Книжный уголок дополнен книгами сказок, былин, стихов, рассказов, которые демонстрируют детям привлекательность героев как женского, так и мужского пола.
Для того чтобы сформировать представления у детей, какими должны быть мужчины и женщины, использовала беседы, создание проблемных ситуаций, близких жизненному опыту детей. Например, проблемная ситуация для девочек. У Димы неправильно застёгнуты пуговицы. Ты: а) поможешь Диме правильно застегнуться; б) скажешь об этом воспитателю; в) сделаешь вид, что не заметила этого.
Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы (помочь принести стульчик, девочки - с аккуратностью (разложить красиво салфетки).
При общении с детьми при каждой возможности использую не слово «дети», а девочки и мальчики. В продуктивных видах деятельности (рисовании, аппликации, конструировании, лепке) стараюсь организовывать пары детей: мальчик-девочка. При организации и проведении образовательной деятельности учитываю психологические особенности мальчиков и девочек : девочкам даю типовые и шаблонные задания, мальчикам - ориентированные на поисковую деятельность, с девочками подробно проговариваю инструкции по выполнению заданий, а мальчикам сообщаю лишь принцип их выполнения.
Различные виды музыкальной деятельности проводятся с учетом гендерных особенностей детей. Разучивая танцы (кадриль, полька, вальс, мальчики получают навыки ведущего партнера, девочки учатся изящным и грациозным элементам танца.
С целью актуализации полученных представлений в реальном поведении и повседневном общении использовала методику Ш. А. Амонашвили «Секретные совещания». Так, на одном из секретных совещаний с мальчиками решили соблюдать основные правила тайного мужского общества, а именно: -
1. не обижать девочек;
2. всегда пропускать девочек вперед;
3. более тяжелую мужскую брать на себя;
4. не садиться за стол, пока не сядут девочки;
5. совершать добрые дела.
С девочками решили:
1. помогать всем поддерживать красоту и порядок;
2. помогать тому, кому плохо;
3. благодарить мальчиков за проявленную заботу и внимание;
4. не ябедничать.
Работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Выросла культура поведения и общения детей: мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки -доброжелательными по отношению к мальчикам.
Изменилось и отношение родителей к детям: родители более обдуманно относятся к подбору игр, развлечений, учитывая индивидуальные и гендерные особенности своих детей.