Елена Преснякова
Особенности формирования зрительного восприятия у детей дошкольного возраста в интеллектуальном развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 18 «Росинка» компенсирующего вида
городского округа Щелково Московской области
141100, Московская область,г. о. Щёлково, ул. Советская, д. 56
Особенности формирования зрительного восприятия у детей дошкольного возраста в интеллектуальном развитии.
Учитель-дефектолог: Преснякова Е. С.
Особенности формирования зрительного восприятия у детей дошкольного возраста в интеллектуальном развитии.
Темочки:
«Целостное восприятие - важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с нарушением интеллектуального развития, затрудняют знакомство с окружающим миром. Сенсорное развитие ребенка с нарушением интеллектуального развития в целом значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно».
«Предметность - основной результат процесса восприятия, уровень которого определяет, насколько целостно и осмысленно воспринят объект, отражена ли в восприятии его структура.
В настоящее время наиболее изученным является зрительное восприятие данной категории детей. Установлено, что восприятие носит :
предметный характер;
выделяет преимущественно наиболее яркие свойства или одно, по которому отличает предмет от других предметов.
в обозреваемом объекте "выхватываются" отдельные части (узость объема восприятия).
нарушена избирательность восприятия : не могут выделить главное, с трудом ориентируются в ситуации.
Практическая деятельность постепенно у них развивает способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
Характерным недостатком детей с интеллектуальной недостаточностью является нарушение обобщенности восприятия, что проявляется в скудности представлений, недостаточно точных, наличии частных и случайно запомнившихся. Кроме того, как показывают исследования отечественных психологов (П. Б. Шошин и др., «скорость восприятия у них становится значительно ниже при любом отклонении от оптимальных условий: малая освещенность, поворот предмета под непривычным углом, контурные, зашумленные и перекрытые изображения, частая смена сигналов (объектов, сочетание, одновременное появление нескольких сигналов (особенно при слуховом восприятии)». «Много ошибок допускается при восприятии изображения перевернутых предметов, по-разному расположенных» (К. И. Вересотская). Не всегда узнаются и часто смешиваются сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы. Данные факты означают, что более сложные формы аналитико-синтетической деятельности зрительного анализатора отстают в своем развитии от более простых форм.
И. М. Соловьев, изучая психологические особенности умственно отсталых детей, отметил: «Многопредметный участок действительности оказывается для таких детей "малопредметным". Слабость обозрения объясняется особенностями взора : то, что ребенок с нормальным развитием видит сразу, дети с интеллектуальной недостаточностью - последовательно, а значит, воспринимают меньше и больше деталей "теряют". Недостаточная активность, слабая целенаправленность у детей с нарушением интеллектуального развития проявляются в отсутствии стремления рассмотреть во всех деталях предмет или явление, разобраться во всех его свойствах. При этом отмечается снижение остроты зрения, что не позволяет выделить в объекте присущую ему специфичность».
Позже он (1966) отмечал: «Недифференцированность зрительного восприятия умственно отсталых детей отчетливо прослеживается при описании ими рассматриваемых знакомых объектов». Эти данные в известной мере могут быть объяснены бедностью словарного запаса умственно отсталых детей.
«Своеобразие зрительного восприятия детей с нарушениями интеллектуального развития отчетливо проявляется при рассматривании сюжетных картин, понимание которых оказывается неполным, поверхностным, а в ряде случаев и неадекватным» (И. М. Соловьев, Н. М. Стадненко).
Дошкольники с нарушением интеллекуального развития не умеют приспосабливать свое восприятие к переменным условиям. (Изображение перевернутых чашки с блюдцем, они узнают как гриб, которые противоречат их ответу. Причиной этого является схематичность, упрощенность восприятия, несформированность перцептивного действия.
Ж. И. Шиф отметила в своих исследованиях «Дети с интеллектуальной недостаточностью значительно позже своих сверстников начинают различать цвета, при этом характерным является соединение в одну группу несходных цветов и оттенков, неразличение промежуточных цветов и малонасыщенных цветовых оттенков» [7, с. 34-81]. Ж. И. Шиф (1965) указывает: «Старшие дошкольники с недостатками умственного развития легко и правильно различают цвета белый и черный, насыщенные красный, синий. Однако не дифференцируют цвета слабонасыщенные, не видят их сходства с насыщенными, не воспринимают оттенков. Дети в большом числе случаев не различают цвета, соседние по спектру: синий и фиолетовый, оранжевый и красный». У детей с нормальным развитием это не наблюдалось.
Недиференцированность зрительного восприятия приводит к трудностям различения предметов по цвету, форме, величине. Ж. Шиф, В. Г. Петрова, Т. М. Головина отмечают, что дети-олигофрены лучше воспринимают величину и цвет предметов и хуже материал и форму.
Зрительные образы, как и любые психические образы, многомерны и сложны, они включают три уровня отражения: сенсорно-перцептивный, уровень представлений и вербально-логический уровень. Как показывают исследования, формирование любого уровня зрительного отражения у детей с интеллектуальной недостаточностью нарушено (Э. С. Бейн, К. И. Вересотская и др.). Основные нарушения, зрительные образы у таких детей обедненные, часто деформированные и неустойчивые. В процессе узнавания объектов и явлений, знакомых по прошлому опыту, у них проявляется обобщенное узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторое сходство, искаженность и неадекватность представлений об окружающей действительности. У детей с интеллектуальной недостаточностью зрительные представления значительно отличаются от реальных предметов. Множество неточностей проявляется при восприятии в измененных условиях (новый ракурс предмета) и воспроизведении нескольких сходных объектов. Представления, возникшие у таких детей без регулирующего участия педагога, бедны, нечетки, фрагментарны, ошибочны. Исследования показывают, что страдает и описание рассматриваемых объектов, так как оно не формируется без специального обучения [2, c.85-86].
Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют эффективность формирования навыков письма и чтения. Нарушения зрительного восприятия ведут к трудностям выделения фигур, букв, цифр, их величины, соотношения частей, четкого дифференцирования различия и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов и др. При этом следует отметить, что несформированность зрительного восприятия зачастую заключается в том, что это дефицит не отдельно взятой зрительной или моторной функции, а дефицит интегративного взаимодействия этих функций.
Итак, нарушения зрительной сферы проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных образов, инертности и непрочности зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Указанные особенности являются характерными практически для любого вида восприятия, что подтверждают имеющиеся научные исследования. Относительно разных видов ощущений и восприятия логично было бы сослаться на положение В. И. Лубовского о том, что всем детям с отклонениями развития свойственны снижение темпа и качества переработки информации, ограниченность и неполнота формирования образов и понятий. Поисковые действия детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия такие дети ни использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т. д., а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Отметим, что отклонения в сенсорном развитии ребёнка дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Это говорит о том, что необходимо включать сенсорное воспитание в обучение дошкольников с нарушением интеллектуального развития.
Литература:
1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников/Под ред. JI.A. Венгера. - М., 1978.
2. Ермолаева М. В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками - 2-е изд. - М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: издательство НПО "МОДЕК", 2002.
3. Краткий психологический словарь/ Ред. - сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского - 2-е изд. - Ростов н/Д. : изд-во "Феникс", 2008.
4. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Academia, 2001.
5. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред. Ж. И. Шиф. -М., 1965.
6. https://superinf.ru/view_article.php?id=25
7. Соловьев И. М. Восприятие умственно отсталых школьников. - В сб. : Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред. Ж. И. Шиф. М., 1965.