МААМ-картинки

Особенности формирования самостоятельности первоклассников

Айсель Джабировна
Особенности формирования самостоятельности первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности формирования самостоятельности первоклассников

С введением ФГОС НОО обозначились новые цели современного образования: развитие личности, владеющей обобщенными способами учебной деятельности, умеющей учиться самостоятельно.

Актуальность темы обусловлена тем, что в современном обществе очень мало активных, инициативных и самостоятельных людей.

Для того что бы самостоятельных людей стало больше, качество самостоятельность нужно начинать формировать как можно раньше. Достаточно благоприятным для этого процесса является младший школьный возраст. В настоящее время в педагогической практике существует противоречие между необходимостью развивать у учащихся самостоятельность и недостаточностью методических материалов, как это нужно делать. Такое противоречие и побудило нас начать исследование данной проблемы.

Публикация «Особенности формирования самостоятельности первоклассников» размещена в разделах

Слайд 2

Целью данной работы являлось определение актуального уровня сформированности самостоятельности младших школьников, разработать комплекс мероприятий, способствующий формированию самостоятельности.

Объект исследования – процесс формирования самостоятельности младших школьников.

Предмет – актуальный уровень сформированности самостоятельности младших школьников.

Слайд 3

Мы предположили, что самостоятельность младших школьников характеризуется такими показателями, как независимость, решительность и инициативность, и находится на среднем уровне.

Слайд 4

С задачами исследования вы можете ознакомиться на слайде 4.

Слайд 5

Методы исследования на слайде 5.

Слайд 6

Изучая литературу, мы сделали вывод, что Одни исследователи определяют самостоятельную работу как метод обучения (В. К. Буряк, Л. В. Жарова, А. В. Усова и др., другие как форму организации учебной деятельности (Б. П. Есипов, М. М. Моро, Т. И. Шамова и др., третьи рассматривают ее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность (П. И. Пидкасистый, Н. Д. Хмель, Б. Ю. Зотов и др.) и т. д.

Слайд 7

В психолого-педагогической литературе существует много разных точек зрения на понятие самостоятельность, среди которых Селиванов и Дидора рассматривают самостоятельность как интегральное качество личности, тесно связанное с ее активностью и коллективистической направленностью, и, проявляющееся в инициативности, ответственности и относительной независимости ребенка.

Слайд 8

Психологами отмечаются такие особенности самостоятельности младших школьников, как:

1. активное стремление ребенка к самостоятельности, проявляющейся в психологической готовности к самостоятельным действиям,

2. в этом возрасте возрастает потребность в самостоятельности, они хотят обо всем иметь свое собственное мнение, быть самостоятельными в делах и оценках.

3. Самостоятельность младшего школьника, еще недостаточно устойчива и во многом носит ситуативный характер

4. самостоятельность, как волевое качество младших школьников проявляется в трудовой, игровой деятельности, в общении, в коллективе сверстников, в семье

Слайд 9

В исследовании приняли участие 25 обучающихся 1 Б класса в возрасте 6-7 лет.

Слайд 10

На основе анализа психолого–педагогической литературы нами были выделены такие критерии: независимость, решительность, инициативность и подобраны диагностические методики.

Критерий независимость определяет насколько ученики, выполняя задания обращаются за помощью к учителю и одноклассникам.

Критерий решительность определяет насколько ученики при выполнении задания быстро пи обдуманно принимают решение.

Критерий инициативность определяет насколько ученики проявляют интерес и желание решать задачи.

Именно эти критерии мы использовали при выявлении актуального уровня сформированности самостоятельности в группе первоклассников. К каждому критерию были подобраны методики: методика «Нерешаемая задача», метод наблюдения за проявлениями решительности, карта наблюдения за проявлениями инициативности.

Слайд 11

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что уровень независимости средний, ученики работают некоторое время самостоятельно, а затем бобращаются за помощью к учителю и к другим детям. Также большое количество учеников на низком уровне, это те дети, которые во время выполнения задания постоянно обращаются за помощью к учителю и к другим детям.

Слайд 12

По результатам диагностики мы выявили, что уровень решительности средний, ученики инициируют выполнение заданий, но неуверенно принимают решение, т. е. присутствует значит растерянность, неуверенность, сомнение.

Слайд 13

Анализ результатов констатирующего эксперимента по критерию инициативность показал, что доминирует средний уровень проявления инициативности у младших школьников. Это те ученики, которые задают вопросы уточнения условий выполнения задания, и получив подсказку, детям выполняют задание до общая конца, вместе что помощи свидетельствует жизни о желании мало искать баллов способы детей решения нашей задачи, баллов но совместно со рамках взрослым.

Слайд 14

На основании результатов, проведенных диагностик были сделаны выводы о сформированности самостоятельности младших школьников в целом. Нам удалось выявить, что сформированность самостоятельности у большинства первоклассников находится на среднем уровне.

Таким образом, можно заключить, что самостоятельность у младших школьников находится на стадии формирования, так как данные полученные в ходе эксперимента показывают разные уровни сформированности самостоятельности в группе младших школьников. Но уже на этом начальном этапе развития младших школьников можно утверждать, что развитию самостоятельности должно быть уделено достаточно внимания как со стороны родителей, так и со стороны учителей, и, значит, необходима работа по формированию самостоятельности младших школьников.

Поэтому можно сказать о важности комплекса мероприятий, направленных на формирование самостоятельности младших школьников.

По нашему мнению, в ходе реализации комплекса мероприятий должна проводиться разнообразная работа по формированию у учеников понятий «самостоятельность», «самостоятельный человек». (как вводное мероприятие). У младших школьников может сформироваться желание стать самостоятельными, а также выработаться понятие, что самостоятельная деятельность важна и необходима в жизни каждого человека.

Мы считаем, что в целом проведенные с детьми мероприятия должны быть не только полезными для ребят, но и интересными. Тогда каждый учащийся будет стараться участвовать во всех мероприятиях, для того чтобы внести свой вклад в жизнь класса и школы. Используемые мероприятия должны ненавязчиво, достаточно легко и увлекательно сформировать у детей младшего школьного возраста необходимый уровень независимости, решительности и инициативности.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута и гипотеза подтвердилась.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Встречая первоклассников» оформление помещения«Встречая первоклассников» оформление помещения «Встречая первоклассников»оформление помещенияРаботая в МБОУ СОШ №3 в дошкольном отделении, в этом учебном году, я получила возможность.

Консультация для родителей «Адаптация первоклассников» Уважаемые родители первоклассников! Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте МОУ СОШ № 51! Первый год обучения в школе – это своего рода.

Анкета-опросник для будущих первоклассниковАнкета-опросник для будущих первоклассников Сегодня хочу предложить вашему вниманию план беседы, направленной на изучение отношений шести – семилетних детей к обучению в школе. Данная.

Стенгазета «Родителям будущих первоклассников»Стенгазета «Родителям будущих первоклассников» Вот и пролетела беззаботная дошкольная пора, и ребята нашей группы прощаются с детским садом и готовятся к новому жизненному этапу –.

Фотоотчет «Поздравление первоклассников»Фотоотчет «Поздравление первоклассников» ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Шелехова». Отделение сопровождения замещающих семей. Сегодня порадовала.

Фотоотчет «Экскурсия в школу будущих первоклассников»Фотоотчет «Экскурсия в школу будущих первоклассников» Скоро в школу Ребята подготовительных групп «Колокольчики» и «Незабудки»(воспитатели и. В. Карабчукова, Л. М. Семенюк, детского сада № 54.

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к самостоятельности» Ребенок рождается беспомощным и зависимым от взрослых. Это абсолютно естественно. Но когда малыш подрастает, он уже и физически и психологически.

Фотоотчет «Мы в гостях у наших первоклассников!»Фотоотчет «Мы в гостях у наших первоклассников!» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! В предыдущей публикации я рассказывала вам о встрече с нашими выпускниками. В конце октября в.

Памятка для родителей «Воспитание у детей самостоятельности» Воспитание самостоятельности, культуры поведения у детей младшей возраста. Вроде бы всем знакомы эти рекомендации, но иногда взрослые забывают.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования самостоятельности первоклассников
Опубликовано: 19 января 2020 в 17:36
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования самостоятельности первоклассников» (включая файлы) размещена пользователем Айсель Джабировна (УИ 257363) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД