Коршунова Ольга
Особенности физического развития детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности физического развития детей с общим недоразвитием речи.
Физическое развитие детей – важный показатель состояния здоровья, который характеризуется совокупностью морфологических и функциональных параметров, обусловленных наследственными факторами и условиями окружающей среды. Как правило, отклонения в речевом развитии сопровождаются нарушениями и в физическом развитии.
Темочки:
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Всестороннее обследование двигательной сферы детей с ОНР позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития. К ним относятся:
гипер- и гиподинамия;
мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;
нарушение общей моторики, особенности ациклических движений (лазанье, прыжки в длину, метание);
нарушение ручной моторики;
общая скованность и замедленность в выполнении движений;
дискоординация движений;
несформированность функций равновесия;
недостаточное развитие чувства ритма;
нарушение ориентировки в пространстве;
замедленность процесса освоения новых движений;
нарушение осанки, плоскостопие;
заметное отставание в показателях основных физических качеств : силы, ловкости, скорости.
Отставание в физическом развитии у детей с общим недоразвитием речи приводит, как правило, к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости.
Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются, многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе.
Для детей с нарушениями речи характерны скованность, плохая переключаемость. Отрицательно сказывается на их здоровье и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. По мере овладения двигательными навыками развивается и координация движений, а формируется последние при участие речи. Точное динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы совершенствует движение артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Для детей с речевыми нарушениями проговаривание стихов и другого речевого материала одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной.
Установлено, что на формирование речи влияют : моторика мелких мышц кисти, координационные способности, дыхание, осанка, фонематический слух (четкое представление ребенком звуковой структуры слова, четкость артикуляции (или звукопроизношения, зрительно-двигательная координация. Для успешной коррекции речевых нарушений недостаточно усилий логопеда. Здесь необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.
Поэтому привлечение детей с общим недоразвитием речи к активным занятиям физкультурой должно рассматриваться как важное звено в физическом развитии ребенка.
Инструктор по физической культуре
Коршунова О. Ю.