Ольга Ткацкая
Особенности детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Группы детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью неоднородны по своему составу. Отличительной особенностью является разная степень выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития в пределах одного возраста. Уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен.
Публикация «Особенности детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Наряду с выраженными диффузными поражениями отмечается наличие локальной церебральной патологии, которая проявляется в стойких нарушениях двигательной сферы, познавательных процессах, речи. Для этой категории детей, как никакой другой, развитие произвольности всей психической деятельности чрезвычайно затруднено.
Нередко эти особенности начинают проявляться уже в первые месяцы жизни ребенка и в дальнейшем ведут к невыразительности, «смазанности» основных периодов развития и возрастных кризов.
Замедленный и неравномерный темп развития обнаруживается во всем.
Прежде всего, следует отметить позднее формирование моторных функций. Такие дети поздно начинают переворачиваться, садиться, вставать и занимать вертикальное положение. Ходить они начинают лишь в 1,5-2 года (иногда только после двух лет).
Тонкая моторика остается неразвитой. Особенно затруднено формирование общей программы действий, что влияет на их переключаемость и динамику. Двигательная недостаточность сохраняется в течение всей жизни.
Предоставленные сами себе дети, практически не способны ни к какой целенаправленной и созидательной деятельности. Уже на первом году жизни ребенка выявляются особенности, характеризующие его эмоциональное состояние, интерес к окружающему миру. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью долго не узнают близких людей, у них не выражен или совсем отсутствует так называемый «комплекс оживления», не наблюдается адекватных реакций на внешние раздражители разных модальностей, они не проявляют интереса к игрушкам, не пытаются их взять, совершать с ними какие-либо действия.