Ирина Пшеничная
Основы успешного взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ посредством блогов и сообществ
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших моментов в работе педагога является взаимодействие с семьями воспитанников. Оно может проходить в разных форматах, и, безусловно, предпочтение отдается личным беседам, встречам, собраниям, консультациям. Но также важным является взаимодействие с семьями воспитанников в детском саду в дистанционном формате. Сначала это нужно было сделать сделать из-за наступления пандемии, и такие способы прижились и продолжали использоваться. Помимо традиционных форм взаимодействия через чаты в различных мессенджерах, эффективно можно использовать собственный экспертный блог в социальных сетях.
Публикация «Основы успешного взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ посредством блогов и сообществ» размещена в разделах
Экспертный блог в любой социальной сети – это блог педагога, который тот ведет лично, где публикуются различные материалы по взаимодействию с детьми и родителями, по опыту своей профессиональной практики, а также личные мысли педагога по = вопросам, которые могут касаться или не касаться вопросов дошкольного образования.
Экспертный блог можно вести на разных платформах: ВКонтакте, Одноклассники и другие. В чем отличие этой формы взаимодействия от чатов?
1. В отличие от чатов, экспертный блог направлен не только на родителей, чьи дети уже посещают детский сад, но и на тех родителей, которые планируют дошкольное образование для своего ребенка. Даже если не в конкретный детский сад и не к конкретному педагогу, такие блоги позволяют создать благоприятное впечатление о дошкольном образовании в целом.
2. Чаты больше предназначены для размещения новостей, обсуждения разных насущных вопросов и фото-видео текущего дня. В блоге можно размещать информацию, которая может быть полезна не только в данный момент в детском саду – например, те важные вещи, которые размещаются обычно на стендах, но родителям неудобно их читать из-за отсутствия времени (переодели ребенка и ушли). Это может быть информация о том, как провести день с ребенком, чем заниматься, о важных правилах – но в менее формальной форме.
3. Экспертный блог помогает показать педагога с разных сторон, в том числе с тех, которые родители не могут видеть, т. к. не находятся в группе вместе с детьми. Например, это может быть дополнительное образование педагога, его навыки, его хобби. Таким образом, родители чувствуют себя ближе к педагогу, больше доверяют.
4. В блоге педагог может рассказывать о важных моментах в отношениях с детьми из собственной практики в форме рассказов или больших видеосюжетов. Заинтересованные родители смогут прочитать или посмотреть в любой момент, им не нужно будет искать по чату, интересные посты и видео можно сохранять в своей подборке в любой социальной сети.
5. Через раскрытие личности педагога, его хобби, его занятий вне работы, даже тех, которые не имеют отношения к детям, формируется наибольшее доверие. Родители видят педагога не только как специалиста, но и как человека, а это важно, поскольку дети находятся с воспитателями большую часть дня.
6. Помимо работы с родителями педагогический экспертный блог помогает найти коллег и быть в новом профессиональном сообществе, делиться своим опытом и успешно применять опыт коллег прямо сейчас (сегодня увидел игру – сегодня же ее применил с детьми). И постоянное развитие помогает чувствовать себя уверенней и беспрерывно расти в профессиональном плане.
Материалы, которые можно размещать в экспертном педагогическом блоге :
1. Разбор занятий с видео/фото (предварительно необходимо согласие родителей, живые видео детской свободной деятельности с пояснениями – интересно будет и тем родителям, чьи дети непосредственно участвуют, и тем, кто смотрит со стороны и может представлять, как проводятся занятия в детском саду, и чем вообще занимаются дети.
2. Важные аспекты, которые касаются детского сада и могут помочь родителям. Например, это могут советы о том, что нужно взять ребенку в детский сад (какая одежда будет удобнее всего, правила успешной и мягкой адаптации и т. д. Это поможет и родителям группы (кто-то только-только придет в сад, у кого-то есть младшие дети, и остальным родителям, которые будут наблюдать за блогом.
3. Советы по воспитанию детей. Например, хорошо воспринимаются советы, косвенно связанные с детским садом, такие как правило 3-х минут, которое гласит, что первые 3 минуты после встречи с ребенком необходимо сесть на его уровень и обсудить важные детали сегодняшнего дня. Всего 3 минуты, которые позволят сделать отношения с ребенком ближе.
4. Личное обучение и становление как педагога, показывает родителям, что педагог постоянно растет, не стоит на месте, использует современные методы воспитания и образования.
5. Интересные игры и поделки, которые можно сделать как в саду, так и дома. В Интернете много идей, но когда у педагога есть пошаговые мастер-классы «бери и делай», родители с детьми участвуют охотно, когда выдается свободная минута. Также родители всегда знают, где можно найти полезные идеи для игр с ребенком.
6. Цели и задачи всех мероприятий в саду. Можно использовать менее формальные, но более понятные формулировки для целей и задач. Родители, большая часть из которых далеки от педагогики, не всегда могут оценить развивающий и образовательный потенциал какой-то даже самой простой игры. Если педагог в блоге будет это пояснять, родители все больше будут узнавать о том, что развивающие игры могут быть веселыми и интересными, могут увидеть, как формируется начальный интерес к чтению, как стимулируется желание ребенка научиться читать через поддержку его инициативы.
Инструменты для донесения всей этой информации можно использовать разные, те, которые наиболее близки педагогу: посты, истории (короткие видео, видео обычного размера, репортажи, сюжеты. Желательно использовать разные методы, чтобы родители могли найти наиболее удобный для себя (кто-то лучше воспринимает видео, кому-то проще прочитать).
Такой формат взаимодействия сближает педагога с аудиторией родителей. Мной был проведен опрос родителей, которые наблюдали за моим блогом в одной социальной сети. Родители подчеркнули, что им интересно смотреть за тем, как проходит день детей и понимать, для чего каждая игра и поделка, они любят наблюдать за тем, что придумывают их дети в самостоятельной деятельности – и их инициатива всегда находит поддержку. Они повторяют многие игры дома и в компании своих друзей и их детей. Родители стали знать гораздо больше о дошкольном образовании и внутренней работе в саду, и честно признаются, что не догадывались, что педагоги так много учатся – практически каждый день.
Опыт взаимодействия с родителями через экспертный блог в социальных сетях оказался очень полезным как для педагогов, так и для родителей. Педагоги получают возможностью совершенствоваться и строить отношения с родителями, используя свои личные блоги, а родители получают полную и интересную информацию о жизни своих детей в дошкольных учреждениях.