Милованова Екатерина Семеновна
Основы психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – это очень важный этап становления ребёнка как личности. В это время закладываются основы поведения, привычки, моральные представления. Умение совместно со сверстниками разрешать конфликты, справляться с трудностями – важный показатель развития личности ребёнка и своевременное выявление детей с признаками поведенческих нарушений необходимо в целях предупреждения неблагоприятного варианта развития и для того чтобы организовать психолого-педагогическую помощь для преодоления этих тенденций в поведении. [3.,с. 12]
Темочки:
Нарушения поведения у детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Процесс формирования личности в дошкольном возрасте только начинается, и поведенческие нарушения еще не являются стойкими, поэтому применительно к дошкольному возрасту, обычно не употребляется понятие девиантное (отклоняющееся) поведение. Проблема девиантного (отклоняющегося) поведения, несмотря на огоромное количество эмпирических и теоритических исследований в различных областях научного знания, относится к категории наиболее сложных, неоднозначных и одновременно актуальных. Актуальность её заключается в том, что с каждым годом прослеживается тенденция к увеличению числа детей с отклонениями в поведении. Кроме того, проблема девиантного поведения в дошкольном возрасте остается на сегодняшний день недостаточно изученной. Однако именно в дошкольном детстве складываются предпосылки отклонений в поведении, и именно в этот период жизни ребенка эффективны профилактические и коррекционные меры. [4.,с. 103]
Девиантное поведение и его периоды
Девиантное (отклоняющееся) поведение, а также девиация трациционно-соотносится с понятием «норма», «социальная норма».[9,с. 123]
В словаре русского языка С. И. Ожегова норма определяется как «узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь»[10,с. 481]
В русском толковом словаре В. В. Лопатина и Л. Е. Лопатиной, норма – это «узаконенное установление, признанный обязательным порядок, состояние; образец, правило».
С точки зрения педагогики норма (поведения) – это сформированные в определенной культурной среде социально-ожидаемые реакции и действия человека определенного возраста, пола и положения на ту или иную ситуацию. [ 9,с. 124]
Социальная (групповая) норма В. М. Полонским, автором словаря по образованию и педагогике, рассматривается как объяктивно сложившееся или принятые и установленные стандарты поведения, общения, предъявляемые к индивиду (ребенку, подростку, взрослому). Соблюдение которых является необходимы условием регуляции поведения членов этой группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения и выступает необходимым условием включения индивидов в эту социальную группу, общность. [12,с. 310]
Понятие «девиация», по утверждению С. И. Ожегова, это «отклонение от нужного направления под влиянием каких- нибудь причин».
При изучении девиантного поведения важно также акцентировать внимание и на определении таких понятий как «поведение», «поступок». Поведение - это «характер поступков, действий». Поступок- это «совершенное кем-нибудь действие». [1,с. 55]
С педагогической точки зрения поведение определяется как осознанный или неосознанный эмоционально окрашенный способ реакции человека на определенную ситуацию, вызванную тем или иным желанием в разных обстоятельствах.
Девиантное поведение как определенный конструкт изучалось разными научными направлениями школами в аспекте таких понятий, как «отклоняющееся поведение», «асоциальное поведение», «антисоциальное
поведениие», «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение», «противоправное поведение», «деструктивное поведение», «аморальное поведение».Вопрос определения «девиантное поведение» имеет межпредметный и дискусионный характер. Разнообразие теорий, принципов, подходов к толкованию данного понятия дает возможность более полно и обстоятельно рассматривать явление девиантного поведения, его истинные причины.
Своеобразие проявления и специфику формирования. С. Ю. Бородулина, В. И. Добреньков, И. А. Невский, В. Г. Степанов, М. В. Фирсов отклоняющееся (девиантное) поведение определяют как социальное поведение индивида или группы, которое не соответствует установленным нормам, образцами правилам, сложившимся в данном обществ, в результате чего эти нормы ими нарушаются. [9,с. 163]
Отечественные исследователи (Галагузова М. А., Овчарова Р. В.,
Олиференко Л. Я., Беличева С. А. и др.) рассматривают девиантное поведение как одно из проявлений социальной дезаптации, их исследования доказывают, что дошкольники в большей степени нуждаются в социальной педагогической
поддержке и профилактике девиантного поведения. [ 1,с. 129]
О возрастных кризисах, в течение которых многие дети становятся временно трудновоспитуемыми, написано немало книг. На стыке двух возрастов не все дети способны своевременно и самостоятельно решить внутренние противоречия, которые накапливаются и при не благоприятных условиях становятся источником дальнейшего негативного развития. Кризис новорожденного заключается в том, что, отделившись от матери физически, ребенок одномоментно не отделяется от нее биологически, тем более, психически. Центральное новообразование этого периода состоит в формировании индивидуальной жизни, всей организацией которой ребенок принужден к тесному и постоянному взаимодействию с близкими взрослыми, прежде всего, матерью. Переход от младенческого возраста к раннему знаменуется кризисом первого года жизни. Неожиданно появляется непослушание, которое кажется намеренным. Малыш демонстрирует негативизм из-за действительного или мнимого взаимонепонимания с близким взрослым. У детей 2—3 года жизни отклонения в поведении зачастую проявляются в виде вспышек ярости, когда ребенок в ответ на какие-либо ограничения, налагаемые родителями, визжит, бьется руками и ногами или начинает задыхаться. Если родители сумеют в момент такого детского озлобления игнорировать капризы, не выполнять его требования, вовремя отвлекая ребенка, когда он выходит из себя, эти нежелательные реагирования будут преодолены. Возраст от рождения до трех лет наиболее подвержен разнообразным неблагоприятным воздействиям. В этот период, особенно в кризисные моменты развития, велика возможность тех или иных отклонений в поведении. По результатам исследований А. И. Захарова, у трехлетних детей, которые неблагополучно развиваются, чаще всего выражены конфликтность, стремление выделится, что приводит к неприятию таких детей сверстниками, они проявляют упрямство и недоверчивость, грызут ногти, у них нередки тики, энурез. Одна из опасностей периода дошкольного детства, по А. И. Захарову, — возможность появления у ребенка чувства вины за свою любознательность и активность, что может подавить развитие инициативы, замедлить развитие игровых навыков. В кризисный период 6—7 лет впервые возникает борьба переживаний, которую ребенок начинает осознавать как противоречивость между восприятием себя и оценками окружающих. Педагогические ошибки взрослых могут привести в этом возрасте к такой поглощенности ребенка своими эмоциями, от которой недалеко и до отклонений в поведении. [ 2,с. 214-216]
Профессиональный интерес педагогов и психологов к различным видам и уровням изменений личности ребенка весьма устойчив в настоящее время. В работах Высотского Л. С., формирование личности ребенка представляется как результат социального развития, общения со средой и близкими людьми. Рассмотрение ситуаций развития деятельности ребенка, по мнению Высотского Л. С., способствует лучшему пониманию трудностей в поведении детей. В связи с этим, диагностику и коррекцию нарушений в поведении у дошкольников он рекомендует проводить с учетом опосредованной социальной ситуацией развития – взаимоотношениями ребенка со сверстниками в процессе типичных для дошкольного возраста видов деятельности [13,с. 61].
Отклоняющее поведение имеет место не только в детском саду, но и распространяется на все сферы жизни ребенка, главным образом, на его взаимодействие с окружающими. Поэтому так важно, чтобы воспитание в семье обеспечило отражение общественных норм в поведении ребенка. К сожалению, в жизни этот идеал не всегда реализуется и тогда мы начинаем говорить о том, что поведение ребенка не укладывается в социальные нормы. [2,с. 34]
Научить ребенка осознавать свои состояния, переживания, настроения очень сложно, так как дети их не замечают. Воспитателю необходимо проговаривать переживания ребенка вслух: «Тебе обидно? Ты расстроился? Тебе приятно, что дети с тобой играют? Тебе приятно, что тебя похвалили?
Навыки планирования свободного времени.
Подумай, что нужно делать в выходной день? (читать, чинить вещи, вышивать, вязать, рисовать и т. д.).
2. подумай, что тебе нравится делать в выходной день? (смотреть телевизор, гулять, читать книги, работать на огороде)
3. Подумай, с кем ты будешь проводить выходной день? (Выбор и наличие друга, товарища по группе, как сделать предложение другим и т. д.)
4. Навыки, связанные с умением регулировать свое поведение, управлять своими эмоциями. К ним относятся: соблюдение правил игры, поведение в
том случае, если ты проиграл (не сердись, не обижайся, поздравь противника, ответь, когда другой издевается над тобой, подтрунивает, спроси, попроси помощи, если не знаешь, как поступить, прекрати игру, занятие вовремя). [6, с. 54]
Факторы и причины отклоняющегося поведения
В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, застенчивость).Различные формы деткой нервности (невропатия, неврозы, страхи)обусловлены, как правило, двумя факторами – ошибками воспитания или определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы. [13,с. 148]. Фактор - момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении.
Зачастую оба эти фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе не знают) те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями. Очень важно уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для этого необходимо ясно представить себе симптоматику указанных выше нарушений психического развития детей, знание которой позволит воспитателю совместно с психологом не только правильно построить работу с ребенком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квалифицированной медицинской помощи. [5,с. 74]
Семья – группа, живущих вместе близких родственников.
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Семья — это тот объект, который изучался в разные годы многими исследователями (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Я. Корчак, В. А. Сухомлинский, Ю. П. Азаров, И. А. Невский, Г. А. Харчев, В. Г. Алексеева, В. Я. Титаренко и т. д.) и является непосредственной средой, которая формирует нравственные ценности ребенка. [5,с. 56]
Важнейшей характеристикой семьи являются ее функции, которые находятся в определенном соответствии с характером общественных отношений. В этой связи ученые дают прогноз, что основной функцией семьи может стать функция ранней социализации, благодаря тому, что ранняя социализация наиболее благоприятно проходит именно в семье. Семья обеспечивает связь личности с социальными, экономическими и демографическими процессами в обществе.
Семья как социальный институт в настоящее время значительно изменилась. Она испытывает значительные трудности в приспособлении к динамическому развитию современного общества. Семья чрезвычайно чувствительна ко всем процессам, которые происходят в обществе, она отзывается тем или иным образом на них. Сложности и противоречия исторического развития нашего общества наложили отпечаток на жизнь семьи и на ее воспитательные возможности. [5,с. 98]
Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья). В современном обществе действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи на основе
промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в морально-
правовой союз мужчины и женщины) и рост семейных коллизий и значительное число разводов. Большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения все больше характеризуются их равноправие.
Семья как социальный институт в настоящее время значительно изменилась. Она испытывает значительные трудности в приспособлении к динамическому развитию современного общества. Семья чрезвычайно чувствительна ко всем процессам, которые происходят в обществе, она отзывается тем или иным образом на них. Сложности и противоречия исторического развития нашего общества наложили отпечаток на жизнь семьи и на её воспитательные возможности. [7,с. 85]
Неполная семья оказывает более травмирующее влияние на детей. В семейной психологии существует утверждение, что для нормального воспитания необходимы оба родителя. Ограниченные воспитательные возможности неполно семьи порождены факторами педагогического, морально – психологического и материального порядка. И отсутствие одного из родителей лишает ребёнка целого мира нравственно – эмоциональных отношений. Неполная семья обладает ограниченными воспитательными возможностями, однако бывает, что неполная семья более полезна для развития личности ребёнка, чем неполноценная, но полная.
К неполноценным и неблагополучным семьям, создающим условия повышенного риска для отклоняющегося поведения дошкольников относятся и другие типы семей:
- конфликтная семья, в которой существует психологическая напряжённость взаимоотношений, отсутствует взаимопонимание и имеются выраженные расхождения во взглядах, установках, интересах, потребностях. Это семья, в которой мир и согласие держатся на временных компромиссах.
- асоциальная семья, где преобладают антиобщественные тенденции, паразитический образ жизни, члены семьи вступают в противоречие с законом.
- семья с алкогольным бытом – основные интересы членов семьи сводятся к интересу употребления спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, без выполнения социальных - положительных функций семьи.
-формально благополучная семья – отсутствует общность
потребностей, жизненных целей, взаимное уважение между членами семьи; семейные обязанности выполняются формально, часто семья находится на грани расторжения брака, которому мешают материальные и жилищно-бытовые соображения. [2,с. 209 ]
Семейное неблагополучие - одна из основных причин, определяющая состояние и динамику отклоняющегося поведения дошкольников. Понятие «семейное неблагополучие» охватывает различные негативные характеристики семьи, дефекты её структурного, количественного или половозрастного состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными
институтами – детским садом и другими учреждениями.
Возникновение у детей различного типа нарушений в поведении происходит,
как правило, в неблагополучных семьях. Неблагополучная семья – та, где имеются дефекты воспитания. Как отмечает М. И. Буянов, «здесь следует иметь в виду неблагополучное отношение к ребёнку». [2, с. 213 ]
К причинам отклоняющегося поведения дошкольников относятся : искажение взрослыми представлений ребенка о нормах поведения (неправильная мотивация поведения); несоответствие между пожеланиями, утверждаемыми взрослыми, и реально наблюдаемым поведением этих же взрослых (отрицательный пример взрослых);отсутствие учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей. Нередко на многочисленные замечания взрослых, требующих культуры поведения, дисциплинированности, ответственности и т. п., дошкольник задает вопрос : «А почему»? Ответ должен быть своевременным, однозначным, аргументированным и убедительным. Возникающие в данном случае психолого - педагогические трудности и проблемы, нежелание. Неумение объяснить ребенку суть определенного требования, приводят к формированию искаженных представлений о нормах поведения и соответствующих поведенческих отклонений. Это может быть отрицательный пример взрослого, несогласованность его действий. Неправильное использование взрослым психолого-педагогических средств ограничительно – побудительного характера является также одной из причин отклонений в поведении детей. Злоупотребление запретами – типичная ошибка в работе с детьми разных возрастов. Нарушение меры при применении санкций вызывает обратную защитную реакцию, нередко в форме отклоняющегося поведения. [7,с. 38]
Специфическая психолого – педагогическая причина, пораждающаповеденческие отклонения детей, связана с тем, что родители, воспитатели не учитывают в должной мере их индивидуальных, возрастных и половых особенностей. Следовательно вероятность ошибок, просчетов в оценке возможностей дошкольника, определения режима его деятельности, общения достаточно высока, а значит высока вероятность возникновения конфликтных ситуаций и отклоняющегося от нормы поведения. Одна из опасностей периода дошкольного возраста, по Захарову А. И. – возможность появления у ребенка чувства вины за сою любознательность и активность, что может подавить развитие инициативы, замедлить развитии игровых навыков. В старшем дошкольном возрасте впервые возникает борьба переживаний, которую ребенок начинает осознавать как противоречивость междувосприятием себя и оценками окружающих. Педагогические ошибки взрослых могут привести в этом возрасте к такой поглащенности ребенка своими эмоциями, от которой
недалеко и от отклонений в поведении. [6,с. 78]
Основные методы коррекции и формы профилактической работы
Основные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты крохи с ровесниками, определены следующие пути решения:
1. Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять.
2. Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.
3. Вырабатывание навыков адекватного поведения.
4. Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свое эмоциональное состояние.
5. Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.
Методы коррекции поведения должны быть основаны на организации деятельности, интересной ребенку. [11.,c.88]
Игротерапия – это метод психологического динамического воздействия на детей с использованием игры.
Функции игротерапии:
диагностическая – заключается в уточнении характера нарушений и особенностей общения ребенка с внешним миром, в игре ребенок демонстрирует на сенсомоторном уровне то, что он когда-либо испытал.
терапевтическая – состоит в предоставлении ребенку возможности выразить себя, отреагировать на напряжения и страхи. Для ребенка важен процесс игры, а не результат.
обучающая – игра организуется спонтанно, а научение происходит незаметно, в процессе игры
Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как правило, используются:
- коммуникативные и подвижные игры;
- разыгрывание «трудных ситуаций»;
- ритмические игры со словами;
- музицирование и танцы;
- куклотерапия;
- чтение и обсуждение сказок.
Куклотерапия – это метод, при котором в качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла. Метод основан на идентификации ребенка с любимым сказочным персонажем, героем мультфильма. Куклотерапия позволяет снизить нервнопсихическое напряжение, объединить интересы родителей и ребенка. Используются для профилактики девиантного поведения. Выделяются следующие виды кукол:
Куклы-марионетки. Работа с куклой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и проявлять те эмоции, которые, по каким-то причинам, ребенок проявить не может. Процесс куклотерапии проходит в 2 этапа:
- Изготовление.
- Использование кукол для отреагирования эмоций.
Благодаря куклотерапии:
- развивается речь детей,
- развивается моторная и эмоциональная адекватность,
- развиваются коммуникативные навыки,
- укрепляется союз с родителями.
Особенного внимания стоит последний пункт. Ведь сказки очень тесно связаны с играми, и поэтому сказкотерапия является одним из направлений в коррекции и профилактике отклоняющегося поведения у детей дошкольного возраста. Сказки помогают ребенку сформировать понятия «добро» и «зло», раскрывают их творческий потенциал, учат правильно оценивать поступки, как свои, так и окружающих. [6,с. 107]
Для малыша дошкольного возраста сказка обладает необычайной притягательной силой. Она позволяет ему свободно фантазировать и мечтать. Одновременно с этим сказка для малыша – не только фантазия и вымысел, а и особая реальность, раздвигающая рамки повседневной жизни. В сказке можно столкнуться со сложными чувствами и явлениями, постичь взрослый мир переживаний в доступной для детского понимания форме. Кроме этого, маленькие дети отличаются сильно развитым механизмом идентификации. Другими словами, малыш запросто объединяет себя со сказочным персонажем, чаще всего выбирая положительного героя. Причина этого не в том, что кроха понимает всю глубину человеческих взаимоотношений. Просто если сравнивать героя с другими персонажами, положение героя больше привлекает малыша. Благодаря этому ребенок усваивает моральные ценности и нормы. [11,c.94]
Существуют различные формы профилактической работы: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально – важным навыкам; организация деятельности, альтернативой девиантному поведению; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий. [13,c.153]
Выделяют следующие направления педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения : повышения роли семьи в профилактике, повышение воспитательной роли образовательных учреждений, развитие целесообразного взаимодействия семьи и дошкольных учреждении, упраление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействие ребенка в процессе его развития и воспитания. [6,c.76]
Психологические особенности проявления отклоняющегося поведения в дошкольном возрасте рассматривались многими отечественными и зарубежными психологами. Проблеме отклоняющегося поведения посвящены работы Антонян Ю. М., Беличевой С. А., Дубровиной И. В., Исаева Д. Д., Кона И. С., Миньковского Г. М., Невского И. А, Потанина Г. М., Фельдштейна Д. И [ 6]. Наиболее глубоко психолого-педагогическая сущность коррекционной деятельности и ее профилактическая направленность проявляется в работах Гонеева А. Д., Кумариной Г. Ф., Невского И. А., Овчаровой Р. В., Потанина Г. М. [ 13.,123].
Сегодняшняя жизнь отличается переоценкой устоявшихся ценностей. И в первую очередь это касается человеческих отношений. Многие педагогические принципы признаны неактуальными, а новые еще не успели сложиться окончательно. Некоторые взрослые имеют недостаточный уровень психолого-педагогической культуры, и дети постоянно становятся объектами не всегда удачных преподавательских экспериментов. В конечном счете все это может привести к самым разнообразным формам девиантного поведения. [11,c.17]
Важнейшим условием при организации коррекционной работы является преодоление родительских и педагогических ограничений и приобретение ими нового опыта взаимодействия с детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков, переосмысливания их роли и позиции по отношению к детям. [13,c.96]
Работа по коррекции отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста – это сложнейший вид деятельности педагогов в саду. Залог её успеха – в их профессиональном взаимодействии. Все программы коррекции и развития обычно включают в себя педагогическую и психологическую части. Педагогическая часть составляется на основе психологического анализа и рекомендаций совместно психологом и воспитателем, родителями. Психологическая часть коррекции планируется и осуществляется психологом [5, с. 134]
Таким образом, корррекционная работа с ребенком должна быть начата как можно раньше, т. к. своевременность психологической помощи – главное условие её успешности и эффективности.
Список используемой литературы:
1. Беличева С. А. «Основы превентивной психологии».М., 1994г.
2. Буямов М. И. «Ребенок из неблагополучной семьи» :Записки детского психиатра. М., 1988г.
3. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: учеб. пособие. М. : А. Издательский центр «Академия»,2003г.
4 Гилинский Я. И. ,Афанасьев В. Н. Социология девиантного поведения :Учебное пособие. СПб., 1993г.
5. Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психологического развития детей в семье и вне семьи. М., 1982г.
6. Зайдуллина Г. Г. Девиантное поведение подростков и условия его социально-педагогической профилактики и коррекции : Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2011г.
7. Коэн. А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения// Социология сегодня. М., 1965г.
8. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1983г.
9. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. пособие. М., 2002г.
10. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок57000 слов/под ред. Н. Ю. Швецовой. - 20-е изд., стереотип. - М. :Рус. яз. ,1988г. -750с.
11. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. - Владос,2002г.
12. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. - М. : Высш. шк. ,2004г. - 512с.
13. Психокорекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. Сред. пед. учеб. Заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред И. В. Дубровиной. - М. : Издательский центр «Академия»,1998г---160с.
14. Социологический энциклопедический словарь/ ред. -коорд. Г. В. Осипов. - М. :Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА,1988г. -488с.