Ольга Еремеева
Основы компьютерной грамотности для детей 14–18 лет
Основы компьютерной грамотности для детей 14–18 лет
Управление образования администрации Тяжинского муниципального округа
Кемеровской области – Кузбасса
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Итатский детско-юношеский центр»
Утверждена приказом № от 0.0.2021 г. с учетом мнения педагогического совета (протокол № от 0.0.2021г.)
Директор центра ___ Н. Е. Воронов
Дополнительная общеобразовательная программа
технической направленности
«Основы компьютерной грамотности»
(базовый уровень)
Публикация «Основы компьютерной грамотности для детей 14–18 лет» размещена в разделах
Разработчик: Еремеева Ольга Александровна,
педагог дополнительного образования
Возраст учащихся: 14 – 18 лет
Срок реализации: 3 года
Итатский
2021
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы
1. Пояснительная записка
2. Цель и задачи
3. Учебный план
4. Содержание учебного плана
5. Ожидаемые результаты
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
1. Формы контроля и оценочные материалы
2. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов программы.
3. Формы подведения итогов реализации программы.
4. Материально-технические условия реализации программы
5. Методическое обеспечение программы
6. Дидактические материалы
7. Литература
Приложение 1. Оценка результатов освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы
Приложение 2. Оценка результатов освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы базового уровня
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы
1. Пояснительная записка
1.1. Дополнительная общеобразовательная программа «Основы компьютерной грамотности» (далее – программа) является дополнительной общеразвивающей программой технической направленности.
1.2. Программа составлена в соответствии с
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 (в редакции приказов от 05.09.2019г. №470 и от 30.09.2020г. № 533) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
региональными и муниципальными документами по ПФДО;
уставом Центра;
Положением о порядке разработки, принятия, утверждения и единых требованиях к содержанию и оформлению документации, обязательной для ведения педагогами дополнительного образования.
1.3. Программа относится к базовому уровню сложности освоения образовательных результатов. Она предназначена для учащихся, имеющих выраженный интерес к ее содержанию. Предполагает возможность осмысления учащимися имеющегося у них опыта в выбранной деятельности, углубления теоретических знаний и практических умений, самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию.
1.4. Актуальность программы заключается в востребованности учащимися с раз-личными формами умственной отсталости услуг по обучению основам компьютерной грамотности с одной стороны, из-за необходимости владения основами работы с компьютером, чтобы найти своё место на рынке труда, с другой – отсутствия в учебном плане коррекционной школы-интерната курса информатики.
1.5. Программа является модифицированной. В её основу заложены основные положения Программы «Я – пользователь» В. Леонтьева. При этом взятые из неё разделы адаптированы к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога.
1.6. Практическая и социальная значимость программы заключается в том, что она позволяет
удовлетворять образовательные потребности учащихся с особыми образовательными потребностями;
формировать понимание цели и задач конкретного вида деятельности, умение выполнять основные действия и объяснять причины выбора данного вида деятельности;
формировать убеждение в необходимости развития таких качеств, как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность, усидчивость, старательность в работе, умение следовать устным инструкциям.
1.7. По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный ма-териал с возрастными особенностями учащихся, их количеством в группах и оценкой физического состояния.
1.8. По содержанию деятельности программа является познавательной и содержит элементы деятельности, развивающей творческие способности уча-щихся.
1.9. По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – информирующей о виде деятельности и области знаний, нацеленной на получение сведений по интересующей дисциплине и формирование элементарных предметных и ключевых компетенций в определенной области знаний, на совместную и самостоятельную деятельность в сфере досуга.
1.10. Программа построена в соответствии с принципами
гуманистической направленности обучения, означающей отношение к учащемуся как к ответственному субъекту собственного развития, и ориентирующей на человека как наивысшую ценность жизни;
«здесь и сейчас», обеспечивающим активную деятельность самого учащегося как единственно возможный путь формирования личности;
свободы выбора («ненасилия», как права учащегося проводить ежемоментный выбор;
соответствия содержания организации обучения возрастным особенностям уча-щихся и индивидуальным особенностям их здоровья;
приоритета позитивных воздействий;
приоритета активных методов обучения.
1.11. Исходной теоретической основой программы являются положения о предо-ставлении учащимся возможности выбора сферы деятельности в соответствии с их возрастными особенностями и диапазоном интересов и потребностей.
1.12. Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить изучение компьютерной грамотности к индивидуальным, физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого учащегося.
1.13. Возраст учащихся – 14-18 лет.
1.14. На освоение программы принимаются все желающие в соответствии с прин-ципами добровольности и свободы выбора по сертификатам дополнительного образования в статусе учета без предъявления требований к уровню их образования и отборочных процедур. Зачисление учащихся осуществляется в течение учебного периода, отчисление – в связи с окончанием периода освоения программы, либо по мере возникновения предусмотренных законодательством оснований.
1.15. Программа рассчитана на 3 учебных года. Общая продолжительность обучения составляет 108 учебных часов.
1.16. Программа реализуется по безотметочной системе в очной форме обучения. В период действия карантина/ограничительного режима программа реализуется в дистанционной/очно-дистанционной форме.
1.17. Основной организационной формой обучения являются групповые учебные занятия с индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего у учащихся повышенную работоспособность и возможность индивидуального участия. Численный состав группы – от 2 до 5 человек. Группа может иметь постоянно-переменный состав: учащиеся могут включаться в ее работу по мере возникновения запросов без включения их в основной состав.
1.18. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 учебному часу продолжительностью 45 минут.
2. Цель и задачи программы
Целью программы является обучение учащихся основам компьютерной грамотности.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1. личностные:
формировать у учащихся собственной системы мотивов и направленности дея-тельности;
формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
формировать у учащихся стремление к самореализации;
обеспечить получение учащимися теоретических знаний и практических уме-ний, необходимых для развития активной жизненной позиции личности;
способствовать обогащению гуманитарного и социального опыта учащихся.
2. метапредметные – формировать у учащихся умения:
самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельно-сти;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной дея-тельности, навыками разрешения проблем;
самостоятельно находить методы решения научно-практических задач;
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятель-ности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
работать с информацией и использовать информационные технологии в своей деятельности.
3. образовательные (предметные) :
инвариантные:
1) расширить и углубить знания учащихся:
о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
о компьютерной технике как неотъемлемой части повседневной жизни в XXI веке;
2) способствовать воспитанию общей культуры и культуры работы в социальных сетях.
специальные:
первого года обучения:
1) дать учащимся общее представление
о правилах техники безопасности при работе с компьютером;
об устройстве и принципах работы компьютера;
о комплектующих компьютера;
об операционной системе Windows;
о стандартных прикладных программах для Windows;
о возможностях текстового редактора Word : приемах редактирования, форматирования, способах управления параметрами, методах создания графических объектов, способах встраивания объектов;
о графическом редакторе Paint, основных понятиях, используемых при работе с графическими редакторами.
2) формировать у учащихся умение:
работать с клавиатурой;
работать с архиваторами;
работать в среде Windows;
использовать способы настройки в Windows;
работать с текстовым редактором Word;
работать с графическим редактором Paint.
второго года обучения:
1) продолжить формирование полученных в первом году обучения учебных уме-ний;
2) дать учащимся общее представление:
о прикладных программах;
о программе PowerPoint : основных её возможностях, способах управления параметрами, анимацией;
о способах создания графических объектов с использованием панели рисова-ния в Word;
3) формировать у учащихся умение:
работать в программе PowerPoint ( создавать презентации: вставлять тему, тек-ст и рисунки в слайды, настраивать анимацию и переход слайдов);
создавать графические объекты с использованием панели рисования в Word;
третьего года обучения:
1) продолжить совершенствование предметных знаний и учебных умений, полученных в ходе освоения программы первого и второго года обучения;
2) дать учащимся общее представление
о сети Интернет;
о поисковых системах;
о социальных сетях;
об электронной почте;
о программах для быстрого обмена сообщениями.
3) формировать у учащихся умение:
работать в основных русскоязычных поисковых системах: Google, Яндекс, Mail;
осуществлять регистрацию аккаунта, поиск друзей, переписку в популярных социальных сетях ВКонтакте, Одноклассники, Инстаграм;
пользоваться электронной почтой: регистрировать почтовый ящик, осуществлять электронную переписку;
осуществлять обмен сообщениями, аудио и видеовызовами: устанавливать про-граммы для быстрого обмена сообщениями на компьютер, регистрировать аккаунт, осуществлять переписку, звуковой вызов, видеовызов абонента.
3. Учебный план
Название учебных разделов и тем Часов в том числе
теоретических практических
1 год обучения
Вводное занятие 1 1 -
Устройство персонального компью-тера 4 2 2
Windows 10 3 7
Текстовый редактор Word 10 3 7
Графический редактор Paint 10 3 7
Итоговое занятие 1 1
Итого: 36 12 24
2 год обучения
Вводное занятие 1 1 -
Иллюстративная графика 15 2 13
Программа PowerPoint 19 4 15
Итоговое занятие 1 1
Итого: 36 7 29
3 год обучения
Вводное занятие 1 1 -
Интернет. Основные понятия 4 2 2
Поисковые системы 7 2 5
Социальные сети 7 2 5
Работа с электронной почтой 8 1 7
Работа в социальных сетях 8 1 7
Итоговое занятие 1 1 -
Итого: 36 10 26
Всего: 108 29 79
4. Содержание учебного плана
1 год обучения
1. Введение (1ч.). Техника безопасности при работе с компьютером. Правила поведения в компьютерном классе. Беседа на тему: "Что я знаю о компьютере?".
2. Устройство персонального компьютера (4ч.). Устройства, входящие в состав компьютера : основные, дополнительные. Основные понятия (файл, папка, рабочий стол, панель задач, ярлык, окно). Рабочий стол. Строение окна Windows. Единицы измерения информации Использование справочной системы. Клавиатура. Разделение клавиш по назначению, основные группы клавиш.
Практика: Включение и выключение компьютера. Работа с мышкой. Создание папок; перемещение, удаление и копирование файла и группы файлов. Создание ярлыка на рабочем столе. Настройка мыши, клавиатуры, даты и времени, монитора. Windows (10ч.). Знакомство с операционной системой Windows. Объекты Windows. Рабочий стол, элементы рабочего стола – ярлыки, значки, Панель задач, Панель Office. Работа с мышью, виды щелчков, виды контекстного меню. Окна, виды окон, элементы окна. Настройка рабочей среды Windows – настройка окон, рабочего стола (фоновый узор, фоновый рисунок, заставка). Работа с файлами и папками в среде Windows, поиск программ и документов, операции с файлами – способы копирования, перемещения и удаления. Работа со стандартными приложениями Windows – калькулятор, блокнот и т. д.
Практические задания по работе с окнами и настройке среды, по работе с каталогами и папками папок. Работа с файлами и папками в среде Windows, поиск программ и документов, операции с файлами (копирование, перемещение и удаление). Работа со стандартными приложениями Windows (калькулятор, блокнот и т. д.).
3. Текстовый редактор Word (10ч.). Знакомство текстовым редактором Word. Структура окна. Контекстное меню: виды, назначение, способы вызова. Способы передвижения по тексту, выделения содержимого документа. Замена, повтор, перенос, копирование, вырезание содержимого. Проверка грамматики и орфографии. Форматирование текста – виды и способы форматирования. Списки. Основы стилей, создание своего стиля. Создание и форматирование таблиц.
Практика. Сохранение, открытие, создание нового документа. Форматирование абзаца. Выравнивание текста. Установка параметров страниц. Предварительный просмотр документа. Печать документа. Создание рамки и фона. Вставка рисунков. Вставка фигур. Проверка орфографии. Автозамена. Верхние и нижние индексы. Нумерация страниц. Создание колонтитулов. Вставка символов. Изменение регистра текста.
4. Графический редактор Paint (10ч.). Вид окна редактора, панель инструментов, настройка инструментов, создание рисунков.
Практика: построение изображений, алгоритмы создания рисунков, выделение фрагментов рисунка и работа с ними (копирование, перемещение, вставка, составление графической композиции.
5. Итоговое занятие (1ч). Подведение итогов и оценка работы за год.
2 год обучения
1. Введение (1ч.). Техника безопасности при работе с компьютером. Правила поведения в компьютерном классе. Обзорная лекция о программе второго года обучения.
2. Иллюстративная графика (15ч.). Способы создания графических объектов с использованием панели рисования в Word.
Практика: Создание графических объектов с использованием панели рисования в Word. Построение схем в документах.
3. Программа PowerPoint (19ч.). Создание слайдов, структура слайдов, оформление слайдов, настройка анимации, настройка показа слайдов. Создание управляющих элементов.
Практика:
выполнение практических заданий по созданию слайдов, управлению струк-турой слайдов, оформлению слайдов, настройке анимации, настройке показа слайдов, созданию управляющих элементов;
создание презентации учащимся по темам, рекомендованным педагогом или собственным.
4. Итоговое занятие (1ч). Подведение итогов и оценка работы за год. Отбор и вы-ставка лучших по оформлению работ.
3 год обучения
1. Введение. Обзорная лекция о программе третьего года обучения.
2. Интернет. Основные понятия. (4ч.) Сеть интернет и её возможности. История создания сети интернет. Структура интернета, интернет-сайты, интернет-провайдеры, подключение абонентов к интернет. Правила соблюдения мер предосторожности для безопасной работы в сети Интернет.
3. Поисковые системы (7) Знакомство с основными русскоязычными поисковыми системами: Google, Яндекс, Mail. Способы просмотра и поиска информации. Сохранение информации на своем компьютере.
Практика: поиск учащимся информации по рекомендованным педагогом темам в основных русскоязычных поисковых системах: Google, Яндекс, Mail.
4. Социальные сети (5) Понятие социальных сетей в интернет, обзор популярных социальных сетей (ВКонтакте, Одноклассники, Инстаграм, регистрация аккаунта, поиск друзей, переписка, сообщества.
Практика: регистрация аккаунта, поиск друзей, переписка в популярных социальных сетях ВКонтакте, Одноклассники, Инстаграм.
5. Электронная почта (8) Понятие об электронной почте, интернет – сервисы электронной почты, создание и регистрация почтового ящика, электронная переписка (получение и отправка писем с использованием почтового сервера, обработка писем (изменение кодировки, сортировка, удаление, сохранение приложения, добавление приложений к письмам в виде файла.
Практика: создание своего почтового ящика, электронная переписка, обработка писем, добавление приложений к письмам в виде файла, знакомство с почтовыми клиентами.
6. Обмен сообщениями, аудио и видеовызовы (8) Программы для быстрого обмена сообщениями, установка программ на компьютер, регистрация аккаунта, переписка, звуковой вызов, видеовызов абонента.
Практика: установка программы для быстрого обмена сообщениями на компьютер, регистрация аккаунта, переписка, звуковой вызов, видеовызов абонента.
7. Итоговое занятие (1ч). Подведение итогов и оценка работы за год.
5. Ожидаемые результаты
образовательные (предметные)
инвариантные:
1) учащиеся расширят и углубят знания:
о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
о компьютерной технике как неотъемлемой части повседневной жизни в XXI веке;
2) об общей культуре и культуре работы в социальных сетях.
специальные:
1 год обучения
1) учащиеся будут знать:
правила техники безопасности при работе с компьютером;
общие сведения об устройстве и принципах работы компьютера;
начальные сведения о комплектующих компьютера;
операционную систему Windows;
стандартные прикладные программы для Windows;
возможности текстового редактора Word : приемы редактирования, форматирования, способы управления параметрами, методы создания графических объектов, способы встраивания объектов;
графический редактор Paint, основные понятия, используемые при работе с графическими редакторами.
2) учащиеся будут уметь:
работать с клавиатурой;
работать с архиваторами;
работать в среде Windows;
использовать способы настройки в Windows;
работать с текстовым редактором Word;
работать с графическим редактором Paint.
2 год обучения
1) учащиеся будут знать:
прикладные программы;
презентацию PowerPoint : основные возможности, способы управления параметрами, анимацию;
способы создания графических объектов с использованием панели рисования в Word;
2) учащиеся будут уметь:
работать презентацией PowerPoint;
создавать графические объекты с использованием панели рисования в Word;
3 год обучения
1) учащиеся будут знать:
общие сведения о сети Интернет;
общие сведения о поисковых системах;
общие сведения о социальных сетях;
общие сведения об электронной почте;
общие сведения о программах для быстрого обмена сообщениями.
2) учащиеся будут уметь:
работать в основных русскоязычных поисковых системах: Google, Яндекс, Mail;
осуществлять регистрацию аккаунта, поиск друзей, переписку в популярных социальных сетях ВКонтакте, Одноклассники, Инстаграм;
пользоваться электронной почтой: регистрировать почтовый ящик, осуществлять электронную переписку;
осуществлять обмен сообщениями, аудио и видеовызовами: устанавливать про-граммы для быстрого обмена сообщениями на компьютер, регистрировать аккаунт, осуществлять переписку, звуковой вызов, видеовызов абонента.
метапредметные:
позитивно относиться к процессу общения и владеть коммуникативными умениями: слышать и чувствовать партнёра, уважать чужую точку зрения;
уметь аргументировать собственную позицию при выработке решений в процессе совместной деятельности, самостоятельно добывать и использовать информацию.
личностные:
осознанно выбирать и демонстрировать позитивные модели поведения;
анализировать своё поведение с точки зрения разумности;
контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, при-нимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
1. Формы контроля и оценочные материалы. Контроль результатов освоения учащимися программы осуществляется в ходе стартовой диагностики, текущей и итоговой оценки. Стартовая диагностика проводится в форме беседы на вводном учебном занятии и представляет собой процедуру оценки готовности учащихся к освоению программы. Текущая оценка, осуществляемая в процессе проведения каждого учебного занятия, направлена на оценку уровня освоения материала по изучаемой теме и сформированности учебных умений. Итоговая оценка проводится в конце учебного года без специально отведенного времени по методике, изложенной в приложении № 1 и № 2.
2. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов програм-мы. Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов является журнал посещаемости.
3. Формы подведения итогов реализации программы. Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов является мониторинг участия в конкурсах разных уровней.
4. Материально-технические условия реализации программы
1. Персональные компьютеры (ноутбук, планшет)
2. Принтер
3. Настольные лампы
5. Методическое обеспечение программы
5.1 Программа построена на технологии дифференцированного подхода, ставящего в центр образовательного процесса личность учащегося, его способности, возможности и потребности. Содержание программы ориентировано на развитие и воспитание коммуникативной культуры учащихся, расширение их кругозора, преодоление комплекса «я не умею».
5.2 Методами обучения являются словесный, наглядный, практический.
5.3 Формами организации образовательного процесса являются индивидуальные аудиторные теоретические и практические занятия с созданием творческой атмо-сферы, стимулирующей повышенную работоспособность учащихся и возможность активизации их индивидуального участия. Большая их часть занятий носит комплексный характер.
6. Дидактические материалы
1. Правила техники безопасности при работе с компьютером (для каждого).
2. Программа «Paint»
3. Таблица расположения пальцев на клавиатуре
4. Упражнения для работы в текстовом редакторе
5. Задания для построения таблиц и диаграмм
6. Программа «Power Point»
7. Образцы документов
8. Образцы работ учащихся
9. Доступ к информационно-коммуникационным сетям
7. Литература
1. Богданов А. С. Компьютерная шпаргалка Весь Word [Текст] / А. С. Богданов. – Москва: ООО «Коллекция – Совершенно секретно», 2003. – 63с.
2. БогдановА. С. Компьютерная шпаргалка Весь Windows [Текст] / А. С. Богданов. – Москва: ООО «Коллекция – Совершенно секретно», 2003. – 31 с.
3. Глушаков С. В., Сурядный А. С. Microsoft Office 2000 [Текст] : Учебный курс / Художник-оформитель А. С. Юхтман. – Харьков: ФОЛИО; Ростов-на-Д: Феникс, 2002. – 500 с. – (Домашняя б-ка).
4. Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2005. [Текст] – М. : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. – 800 с. : ил.