МААМ-картинки

Основы формирования и организации музыкально-театрализованной деятельности дошкольников

Наталья Потапкина
Основы формирования и организации музыкально-театрализованной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема развития художественного творчества, в системе эстетического воспитания подрастающего поколения в настоящее время нуждается в постоянном изучении и, следовательно привлекает внимание философов, психологов, педагогов, это происходит в следствие того, что общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем. Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности.

Публикация «Основы формирования и организации музыкально-театрализованной деятельности дошкольников» размещена в разделах

Музыкально-театрализованная деятельность является составляющей художественно-творческих способностей. В основе музыкально-театрализованной деятельности лежат общие способности. В процессе эстетического восприятия произведений искусства у ребенка возникают художественные ассоциации; он начинает осуществлять оценки, сравнения, обобщения, что ведет к осознанию связи между содержанием и средствами художественной выразительности произведений. Деятельность дошкольников в том случае становится художественной, когда она опирается на различные виды искусства, облеченные в своеобразные и доступные для ребенка формы. Формирование музыкально-театральных способностей подчиняется общим закономерностям развития способностей. Вместе с тем музыкально-театральная способность не дана в готовом виде в этом отправном пункте ее развития. Она формируется в активной деятельности музыкального слуха. " Музыкально-театральные способности формируются лишь в музыкально-театрализованной деятельности, все компоненты музыкально-театральных способностей связаны с определенной стороной музыкально-театральной деятельности и не могут существовать сами по себе.

Музыкально-театральные способности - это :

·эмоциональная отзывчивость,

·оперирование музыкально-слуховыми представлениями.

Развиваясь в процессе деятельности, музыкально-театральные способности оказывают влияние на формировании творческих способностей и являются музыкально-театрально-творческими. Л. С. Выготский писал, что "детское творчество" является нормативным и постоянным спутником детского развития. Детское творчество имеет субъектную ценность. Поэтому понятие "новизна" в отношении детского творчества приобретает особую окраску. Важную роль в обучении и развитии детей играет воображение, которое определяется психологами как "способность создания на основе прошлого опыта новых представлений, позволяющих планировать будущие действия". Различают два вида воображения - воспроизводящее и творческое. Л. С. Выготский считал, что создание творческой личности, устремленной в будущее подготавливается творческим воображением, воплощающемся в настоящем. Физиологическую основу воображения составляют механизмы условных рефлексов, создающие новые сочетания из тех временных связей, которые образовались в прошлом опыте. Каждому периоду детства свойственны свои формы творческих проявлений. Для того, чтобы развить у ребенка воображение, творческое мышление используются активные методы и приемы по обогащению впечатлений детей в процессе ознакомления с окружающей действительностью, музыкально-театрализованными произведениями разных жанров. Для этого проводится большая предварительная работа, включающая чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций, народных игрушек, просмотр мультфильмов (дома с родителями, наблюдения в природе. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроению музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Задания по пластике можно считать подготовкой к театрализованной деятельности под музыку. Они развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие "художественно-смысловой образ", затрагивающий эмоциональный мир ребенка. Пластические образы создаются на музыкальном материале. Например, в программе О. П. Радыновой "Музыкальное воспитание в детском саду" игра "Снеговик" способствует развитию умения детей напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса в момент превращения детей в снеговиков, (в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены). Затем говорят детям: "Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять". Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки. Усложненным вариантом игры является проведение ее уже без текста, но под музыку. Игра "Петя и волк" : храбро и весело шагает мальчик Петя; смешно переваливаясь, ковыляет утка; мягко ступая лапками, крадется кошка; легко и быстро летает птичка; тяжело опираясь на палочку, ходит дедушка, сердито идет волк… Дети делятся на несколько групп и внутри каждой распределяются роли. Музыкальное сопровождение : отрывки из симфонической сказки С. Прокофьева "Петя и волк".

В музыкально-театрализованной форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в музыкально-театрализованной деятельности находит полное осуществление. В музыкально-театральной деятельности, кроме того, формируется мышление. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, является одной из актуальных педагогических проблем, что предполагает ее широкое и всестороннее осмысление, а также диктует необходимость детального изучения вопроса о возможности реализации основных концептуальных положений на уровне содержания и организации воспитательного процесса. В детском музыкально-театрализованной деятельности на фоне активного эмоционального развития существуют и гармонично дополняют друг друга еще два направления в воспитании:) развитие интеллекта у ребенка;) и привитие ему социально-нравственных качеств. Музыкально-театрализованная деятельность дает дошкольникам уроки нравственности. Театрализованная деятельность определяет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, живописи, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знаний об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ним. Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учиться коллективно, работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности, а также координировать свои функции Для качественного осуществления музыкального развития ребенка, как на занятиях, так и вне их, особое внимание уделяется созданию эстетической развивающей среды. Особенности развивающей среды на занятиях определяются следующими факторами: ·содержанием и методикой проведения занятий; ·местом их организации; ·возрастными и индивидуальными особенностями детей. Развивающая среда включает наглядные материалы и пособия, которые соответствуют решаемым задачам, расширяют кругозор детей, развивают эстетические чувства и восприятие, вызывают желание ребенка заниматься конкретной деятельность. Внимание современных педагогов и психологов направлено на поиск таких форм работы, которые бы активизировали творческое мышление учеников. Важным моментом при этом является использование новых концепций, направленных на творческое развитие способностей личности. В связи с этим целесообразно уделить внимание рассмотрению личности и ее творческих способностей, поскольку эти факторы являются определяющими при разработке разных технологий обучения. Ученые определяют три концепции развития: ·традиционно-дидактическую; ·развивающую; ·личностно-ориентированную. Эти концепции фактически охватывают все существующие типы обучения и воспитания в современном садике, а также определяют состояние и перспективные тенденции ее преобразования. Успешное решение задач формирования творческих способностей дошкольников непосредственно связанно с проблемой усовершенствования подготовки педагогов, их профессионально-педагогического мастерства и творчества. Работа с инициативными детьми требует творчески активного воспитателя с высокой психологической и педагогической квалификацией. Такой педагог должен владеть не только специальным учебным материалом, а и иметь определенный объем знаний в области детских способностей, одаренности, структурных типов и особенностей проявления способностей, принципов общения с творческими детьми; организации воспитательно-познавательной деятельности с учетом уровней и сфер проявления способностей каждого ребенка, обнаруживая в каждом из них творческую индивидуальность, введения в свою профессиональную деятельность элементы новых технологий и т. п. Для реализации задач формирования творческих способностей дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности на музыкальных занятиях необходимо создание педагогических условий: Нами были выделены следующие педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности :) создание эмоционально-творческой среды, стимулирующей развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях средствами музыкально-театрализованной деятельности;) стимулирование познавательного интереса к музыкально-театрализованной деятельности;) включение механизмов творческого воображения на занятиях; 4) диалогическое взаимодействие воспитателя и детей дошкольного возраста; 5) применение принципов - гуманного взаимодействия, сотворчества, обучения в действии, импровизационности; 6) организация творчески ориентированной среды, которая включает речевые игры, ритмодекламацию, пальчиковые игры, игры со звуком, игры с жестами, игры с ритмом, игры с палочками, игры с инструментами, двигательные игры, коммуникативные игры, элементарный театр, пластическое интонирование, танцевальные миниатюры, элементарные танцы;) планирование и организация работы руководителя (в учебной и совместной с детьми деятельности) по формированию творческих способностей в музыкально-театрализованной деятельности. По мнению Б. Л. Яворского, основным принципом разработки содержания музыкально-театрального образования и воспитания должна стать опора на единство эмоционального и рационального в процессе воздействия различных видов искусств. При этом он исходил из понимания целостности восприятия ребенком окружающих его явлений жизни, искусства, поэтому для его педагогической работы характерно привлечение различных ассоциаций, как музыкальных, так и не музыкальных. Наиболее действенным способом приобщения школьников к музыкальному искусству Б. Л. Яворский считал их непосредственное включение в процесс музыкально-театрального творчества. Поэтому главной проблемой всей его педагогической деятельности являлся поиск путей формирования и развития творческих способностей дошкольников. Становление творческой личности ребенка особенно эффективно происходит в условиях реализации музыкально-театрализованной деятельности.

Музыкально-театрализованная деятельность формирует способность детей к эмоциональной эмпатии, развивает творческую активность, их исполнительные возможности. Музыкально-театрализованная деятельность направлена на разрешение задач нравственно-эстетического воспитания. Огромную роль в организации музыкально-театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать музыкально-театрализованную деятельность детей. Творческое развитие личности дошкольника происходит в процессе системного и личностно значимого приобщения к театральному искусству и предполагает последовательное усложнение учебного материала в соответствии с личным опытом воспитанника, что обеспечивает органичное вхождение ребенка в многогранный мир театра. Не в коем случае, нельзя применять ни какого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие. Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень музыкально-театрализованной деятельности. В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи : ·понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны; ·помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться содействие персонажам произведений. Условиями формирования творчества в музыкально-театрализованной деятельности являются : ·просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; ·игры-драматизации; ·подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; ·упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); ·отдельные упражнения по этике; ·упражнения в целях социально-эмоционального развития детей. В процессе реализации комплекса занятий по музыкально-театрализованной деятельности решаются следующие задачи: ·развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника; ·воспитание интереса к различным видам творческой деятельности; ·овладение импровизационными умениями; ·развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности; ·совершенствование познавательных процессов. В музыкально-театрализованной деятельности дошкольников поощряется инициативность, гибкость и самостоятельность мышления, творчество детей. Развитие творческих способностей в контексте музыкально-театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов. Музыкально-театрализованная деятельность позволяет воспитателю на занятиях комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решать задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащать эмоциональную сферу, активизировать речевую деятельность и корректировать отклонения психической деятельности. На занятиях музыкально-театрализованной деятельности задания выполняют ряд функций таких как: ·познавательную; ·воспитательную; ·развивающую. Следует отметить, что музыкально-театрализованная деятельность тесным образом связана с игрой. Из работы Артёмова Л. В. "Театрализованные игры дошкольников" известно, что ребенок проходит в своем развитии ряд этапов. И также поэтапно развивается его игра: от экспериментирования с предметами, ознакомления с ними к отображению действий с игрушками, появлению сюжета в игре, потом происходит вхождение в роль и, наконец, драматизация сюжетов Д. Б. Эльконин называет сюжетно-ролевую игру деятельностью творческого характера, в которой дети берут на себя и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заменители. Различие между сюжетно-ролевыми и театрализованными играми состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В педагогической литературе понятие "театрализованная игра" тесно стекается с понятием "игра-драматизация". Одни ученые отождествляют эти понятия, другие считают игры-драматизации разновидностью сюжетно-ролевых игр. Театрализованная игра вырастает из сюжетно-ролевой игры. Это происходит в тот момент, когда старшие дошкольники не удовлетворяются только воспроизведением сюжетов реальных взаимоотношений взрослых, а им становится интересно разыгрывать игру на основе известных в их возрасте литературных произведениях, при этом раскрывать в игре свои чувства, воплощать мечты, совершать желаемые поступки, разыгрывать фантастические сюжеты, придумывать истории. Так, по мнению Л. С. Фурминой, театрализованные игры это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой конечный продукт - это поставленный музыкальный спектакль, спектакль, инсценировка, музыкальная инсценировка. Сюжетно-ролевая игра и театрализованная игра имеют общую структуру (строение). Они включают замены, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые действия. Творчество проявляется в данных видах игр в том, что дети творчески производят все, что видят вокруг: ребенок передает свои чувства в изображаемом явлении, творчески претворяет замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует предметы и заместители в игре. Театрально-игровая деятельность детей дошкольников, по Л. С. Фурминой, принимает две формы :) когда действующими лицами являются предметы (игрушки, куклы, это предметные игры, например, различные виды кукольного театра) когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль. Это игры-драматизации. Несколько другой подход в работах Л. В. Артемовой. Согласно ее исследованиям, театрализованные игры различаются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывается тема, сюжет. Все театрализованные игры в этом случае делятся на две основные группы : режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм относятся настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. В этих играх ребенок или взрослый действует за всех персонажей. В настольном театре традиционно используется театр, игрушки, театр картинок. Сейчас появляются и другие виды настольного театра: баночный театр, вязаный театр, театр коробочек и др. К играм-драматизациям Л. В. Артемова относит игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого и ребенка, который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма. Игра-драматизация в науке определяется как "предэстетическая деятельность" (А. Н. Леонтьев) и является одной из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерными для нее мотивом воздействия на других людей. Игра-драматизация рассматривается как вид художественной деятельности дошкольников и отвечает их потребностям в чемто необычном, в желании самим перевоплощаться в образы сказочных персонажей, воображать, чувствовать себя кем то другим. Результаты театрализованной деятельности дошкольников в игре драматизации воспроизводя содержание, передают образы героев в той мере, насколько это для них доступно, поэтому наблюдается достижение, которые дают право рассматривать игру-драматизацию как приближение к деятельности художественной, особенно в старшем дошкольном возрасте. Содержанием занятий по музыкально-театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., то есть со "знаками", играющими роль выразительного языка. Занятия по музыкально-театрализованной деятельности проходят в двух направления:) освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера;) освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов музыкально-театрального искусства. Задачей музыкально-театральной деятельности является подготовка спектаклям на музыкальное произведение композиторов классиков и народную музыку. Содержание, формы и методы проведения данных занятий должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей : ·развитие речи и навыков музыкально-театрализованной-исполнительской деятельности; ·создание атмосферы творчества; ·социально-эмоциональное развитие детей. В статье М. Маханевой "Музыкально-театрализованная деятельность дошкольников" рекомендуется схема занятий по музыкально-театрализованной деятельности. Занятия в основном строятся по единой схеме следующего порядка: ·введение в тему, создание эмоционального настроения; ·музыкально-театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал; ·эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность музыкально-театрализованной деятельности. Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, рекомендуется использовать разнообразные приемы: ·выбор детьми роли по желанию; ·назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; ·распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); ·проигрывание ролей в парах. Ребята слушают классическую музыку, ставят театрализованные этюды, направленные на развитие эмоционально-образной сферы. Музыкальное развитие дошкольников побуждает малышей проявлять творческую активность, а родителям и педагогам помогает быстрее раскрыть таланты и стремления ребенка. Такие ученые и педагоги как Асафьев Б. В., Ветлугина Н. А., Кабалевский Д. Б. и многие другие в качестве основы для музыкального образования и воспитания детей выделяют народное музыкальное творчество. Народное искусство служит высочайшим проявлением исторической достоверности, высоких идеалов и развитого эстетического вкуса. Нравственное и эстетическое содержание народного музыкально-поэтического творчества, непреходящая ценность его педагогических и психотерапевтических возможностей убеждают в необходимости сохранения и широкого использования фольклора в современной практике воспитания и образования. Обращаясь к народной культуре, как к источнику воспитания, можно найти благодатную почву для формирования и развития у детей различных качеств: интеллектуальных, нравственных, эстетических. Использование фольклорного материала в музыкальном воспитании неизбежно приводит к поиску новых форм и методов работы с детьми, где ребенок является не просто объектом воспитания, а становится участником творческого акта, что в свою очередь активизирует развитие у него музыкально-творческих способностей. Наибольший эффект дают такие методы развития творчества, как: творческое задание; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный творческий уровень; упражнения; этюды. Во время занятий необходимо: выслушивать ответы и предложения детей; если дети не отвечают, не требовать объяснений, а перейти к действию с персонажем; при встрече детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; в заключении различными способами вызывать у детей радость.

Публикации по теме:

Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст является наиболее.

Значение театрализованной деятельности в жизни дошкольниковЗначение театрализованной деятельности в жизни дошкольников Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных.

Конспект занятия для дошкольников с ОВЗ по театрализованной деятельности Конспект занятия для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья по ознакомлению с театральной деятельностью. «….» Цель: Привить.

Опыт кружковой работы по организации театрализованной деятельности в ДОУОпыт кружковой работы по организации театрализованной деятельности в ДОУ Ребёнок в дошкольном возрасте обладает удивительной фантазией и воображением. Педагогу необходимо только разбудить его фантазию, направить.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Методическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возрастаМетодическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Практическая часть ВВЕДЕНИЕ Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Виды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2–3 лет. Уголок театрализованной деятельностиВиды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2–3 лет. Уголок театрализованной деятельности Виды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2-3 лет. Уголок театрализованной деятельности в группе раннего возраста.

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования»Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основы формирования и организации музыкально-театрализованной деятельности дошкольников
Опубликовано: 3 июня 2022 в 09:48
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основы формирования и организации музыкально-театрализованной деятельности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Потапкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД