полина гусева
Основы финансовой грамотности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Коллеги, по вашему мнению, что значит быть финансово грамотным человеком?
Замечательно, если каждый из вас имеет эти качества, анализируя данный список Я пришла к выводу о том, что я недостаточно финансово грамотный человек.
Финансовая грамотность и экономическое воспитание сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.
Публикация «Основы финансовой грамотности в детском саду» размещена в разделах
Именно в дошкольном возрасте происходит социализация детей в сфере финансовой грамотности, когда ребенок едет с родителями в общественном транспорте, идет в магазин, в места бесплатного либо платного отдыха и развлечений. Безусловно, в период дошкольного детства в формировании основ финансовой грамотности огромную роль играет семья, и то какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношение к экономическим ценностям. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые решает семья. Именно в семье ребенок может видеть реальные деньги, покупки, траты, достаток или его отсутствие.
Другие социальные среды, с которыми соприкасается дошкольник, это детский сад, учреждения дополнительного дошкольного образования, дружеские компании, учреждения культуры, средства массовой информации представляют еще больший спектр для познания современного мира ребенком, в том числе экономических реалий.
Чтобы вы знали, откуда «ноги растут» у данного направления и его «рождения» в дошкольном образовании коснёмся правовой стороны данного вопроса. Правовой основополагающей включения основ финансовой грамотности в образовательный процесс дошкольных учреждений является распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг. На слайде мы видим что в данном документе как раз и прописано, что данная работа включает и область дошкольного образования.
13 апреля 2017 года между Банком России и министерством образования был подписан перечень мероприятий в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Российской Федерации на 2017–2021 годы.
Семенкова Екатерина Владимировна Директор московского информационно-образовательного центра «Финансы и жизнь» говорит о том, что из этого перечня уже проведены такие Мероприятия на уровне дошкольного образования как
1. Организован и проведен социологический опрос среди административного, педагогического и родительского сообщества в части определения потребности включения образовательной области «Основы финансовой грамотности» в ФГОС и в программу дошкольного образования
2. Сформированы предложения по внесению изменений в части включения образовательной области «Основы финансовой грамотности» в ФГОС и программы дошкольного образования.
3. Разработан проект примерной рабочей программы образовательной области «Основы финансовой грамотности»
4. Разработаны методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по организации изучения образовательной области «Основы финансовой грамотности» в дошкольных образовательных организациях. Обратите внимание на последний из пунктов.
В данных методических рекомендациях указано, то что анализировалась работа 210 ДОУ различных областей России, в т. ч Кемеровской (2 ДОУ г. Мыски Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 "Теремок" Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 "Ласточка").
Не будем вдаваться в подробности и конкретизировать эти ОУ, что нужно и важно для нас: знать какие программы, документы, проекты существуют, как мы можем применять их в практике нашего д/с.
Наиболее интересная для нас с вами программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей».
Цель образовательной области «Основы финансовой грамотности» : формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой культуры.
формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой культуры направлено на: • любовь к труду • уважение к результатам труда взрослых • умение считаться с потребностями семьи • тратить деньги, прежде всего на то, что необходимо • проявлять терпение при достижении желаемого • ответственно относится к чужим вещам
НМЦ рекомендует включать Финансовую грамотность в следующие образовательные области:
1. Социально-коммуникативное развитие дошкольника при изучении основ финансовой грамотности обеспечивает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых, а также создает возможности для обучения приемам безопасного рационального поведения в социуме на примерах из сказок и иных источников, где демонстрируется ошибочное поведение героев, связанное с финансовой безграмотностью.
2. Познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу.
3. Речевое развитие как компонент активного коммуникативного поведения является важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
4. Художественно-эстетическое развитие очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы по основам финансовой грамотности и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности как сквозных механизмах развития ребенка).
Следует учитывать, что игра, общение и исследовательская познавательная деятельность, это те виды деятельности, которые являются на данном этапе образования для дошкольника ведущими и значимыми. дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, основной формой которого становятся не занятия, а деятельность детей (как совместная, так и самостоятельная) по освоению первичных социальных компетенций в сфере личных и семейных финансов.