Лысикова Надежда
Основы духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Основы духовно-нравственного воспитания дошкольников
В наше время родители часто игнорируют духовно-нравственное воспитание дошкольников, уделяя при этом больше внимания умственному и физическому развитию. Но не стоит забывать, что человек — существо социальное, и одной из главных задач взрослых является воспитание в подрастающем поколении нравственных качеств, которые в будущем смогли бы обеспечить ему хорошие условия жизни в обществе. Для полноценного нравственного воспитания детей родителям и воспитателям следует с раннего дошкольного возраста знакомить малышей с моральными, духовными и эстетическими ценностями, прививать любовь к красоте и добру.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Важной частью формирования личности ребенка является постепенное познание окружающего мира и понимания своей роли в нем. Таким образом происходит зарождение основ социально-нравственного воспитания дошкольников. На данном этапе большое значение имеет отношение взрослых к происходящим событиям. Например, если мать настроена пессимистически, часто проявляет свое недовольство окружающей действительностью, то велика вероятность, что и у ребенка разовьется недоверие и враждебность к миру.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является необходимым условием для развития личности ребенка. Именно в раннем возрасте происходит накопление нравственного опыта, что создает основу для формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников. Проблема нравственного воспитания должна решаться при помощи совместных усилий родителей и воспитателей, которые обязаны быть примером для подражания. В результате духовно-нравственного воспитания дошкольников формируется личность, имеющая определенные нравственные и духовные ориентиры : ребенок учится различать добро и зло, учиться сочувствовать им, проявляет свое благодушие в действии.
Как уже было сказано ранее, самый действенный способ воспитания нравственности и духовности, особенно у детей старшего дошкольного возраста, — это личный пример. Также существуют и другие методы нравственного воспитания дошкольников. Данные методы условно можно разделить на три группы: наглядный, словесный и практический. Рассмотрим средства нравственного воспитания дошкольников по
К наглядному методу относятся прогулки по городу и экскурсии в зоопарк. Так же широко используются показы мультфильмов и кинофильмов, разглядывание иллюстраций и репродукций в книгах. Большой популярностью у детей пользуются различные иг
Наибольшая эффективность наблюдается при сопровождении наглядного метода словесным. К средствам словесного метода прежде всего относят нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу. Действенными приемами являются также: ответы на вопросы ребенка, беседы с родителями, пословицы и поговорки и т. д.
Особо стоит сказать о сказке как средстве духовно-нравственного воспитания дошкольников. Сказка как древний фольклорный жанр вобрала в себя множество мотивов и сюжетов, на примере которых дети учатся не только сопереживать и эмоционально реагировать на различные события, но и овладевать способностью образного мышления.
Не менее успешно для воспитания детей дошкольного возраста используется практический метод, наиболее подходящий для младших дошкольников, ведь основным его средством является игра. Практический метод включает: рукоделие, конкурсы и викторины, инсценировки, поделки из бросового материала, постановку спектаклей и многое другое.
Развитие моральных качеств у ребенка и освоение им правил поведения — главные задачи нравственного воспитания дошкольников.
Уже в раннем дошкольном возрасте происходит стремительное формирование широкого диапазона чувств и эмоций. Они могут иметь разную направленность и проявляться:
по отношению к самому себе — совесть, чувство уверенности, чувство неуверенности, печаль;
по отношению к другим людям — симпатия, сочувствие, любовь, привязанность или антипатия, раздражительность;
по отношению к коллективу — чувство товарищества, сплоченности или отстраненность, одиночество.
Чувства пробуждают тягу к определенным действиям, благодаря этому ребенок усваивает нравственные модели поведения, которые в дальнейшем формируются в привычки. Уже в раннем возрасте у дошкольника вырабатываются определенные простейшие навыки хорошего поведения, опрятности, самостоятельности. Ребенок получает опыт взаимоотношений с другими детьми и взрослыми, а вместе с тем и умение вести себя в обществе.
Задача взрослого — развить привычки, которые облегчат ребенку дальнейшее взаимодействие в социуме : научить здороваться со всеми и прощаться, возвращать вещи на место, порядочно вести себя в общественных местах.
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети закрепляют ранее выработанные привычки и совершенствуют культурные навыки: приучаются к соблюдению правил поведения в общественных местах (в поликлинике, к примеру, шуметь нельзя, а в парке развлечений можно и повеселиться). Понимают, что говорить правду — хорошо, но ябедничать — плохо. Приучаются соблюдать чистоту и порядок. В нравственных представлениях старших дошкольников трудовая деятельность и взаимопомощь уже не кажутся чем-то навязанным, а укореняются как необходимость. Таковы основы социально-нравственного воспитания дошкольников, которых нужно придерживаться для развития в будущем полноценной личности.
Таким образом, работа над духовно-нравственным воспитанием детей дошкольного возраста со стороны родителей и педагогов должна быть направлена на расширение чувственного мира детей, его укрепление. У ребенка должны быть сформированы критерии добра и зла, правды и лжи. Не нужно забывать, что при формировании нравственных качеств у дошкольников обязательно следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка и важность комплексного подхода к воспитанию.