Нина Митрофанова
Основные закономерности психического развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Детская психология — одно из важнейших направлений современной психологической науки — теснейшим образом связана с общей психологией, раскрывающей природу и закономерности психики человека.
Для решения задач этого пособия нужно знать о сущности психического сознания, об особенностях, закономерностях общей и возрастной психологии.
Важно иметь в виду следующее:
• развитие психики — с самого начала социальный процесс;
Публикация «Основные закономерности психического развития ребёнка» размещена в разделах
• психика развивается в процессе активной деятельности;
• деятельность ребенка по отношению к среде всегда опосредована его отношениями с взрослыми.
При выполнении заданий используются:
• термины, такие как ведущая деятельность, сензитивный период, зона ближайшего развития, госпитализм, факторы и движущие силы психического развития ребенка и др. ;
• теории, раскрывающие суть психического развития.
Овладение терминами поможет найти общие подходы при решении любого типа задач; научит ориентироваться в ситуациях, содержащихся в упражнениях.
Выполнение задач и упражнений способствует уяснению и закреплению знаний об основных методологических принципах исследований, их построении, организации, проведении и интерпретации.
Неравномерность. Чем младше ребенок, тем выше и неравномерные темпы его физического и психического развития. Различные психические функции, свойства и образования развиваются по-разному : каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада.
О неравномерности психического развития судят по темпу, направленности и длительности происходящих изменений. Установлено, что наибольшая интенсивность колебаний в развитии функций приходится на период их высших достижений. Чем больше уровень продуктивности в развитии, тем выраженнее колебательный характер ее возрастной динамики (Е. Ф. Рыбалко).
Динамика развития познавательных функций на протяжении детского, подросткового и юношеского периода такова, что по мере взросления резко уменьшается перепад в развитии функций, но увеличивается частота колебаний. Иначе говоря, сложная система как бы сама себя стабилизирует, поддерживает свою целостность и при этом функции динамично развиваются.
Гетерохронность. Согласно гетерохронности фазы развития отдельных органов и функций не совпадают во времени. Это вызвано особенностями ее структуры, прежде всего неоднородностью элементов.
По мнению П. К. Анохина, гетерохронность — закономерность, заключающаяся в неравномерном «развертывании» наследственной информации. Например, вначале формируются филогенетически более древние анализаторы, а затем — более молодые.
Немецким педагогом и психологом Э. Мейманом показано: чем нужнее та или иная функция, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени.
Неустойчивость развития. Понятие тесно связано с неравномерностью и гетерохронностью. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости — динамизм системы — возможен на основе частых мелко амплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций — с другой.
Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.
Сензитивность развития. Сензитивные периоды развития — время повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к обучению и воспитанию.
Б. Г. Ананьев понимал сензитивность как временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения, и как следствие — действия созревания
функций и относительной сформированности сложных действий, обеспечивающих более высокий уровень функционирования мозга.
Сензитивные периоды ограничены во времени. Поэтому если сензитивный период развития той или иной функции упущен, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.
Кумулятивность психического развития. Результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, определенным образом трансформируясь. Такое накопление подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Например, подобным образом происходит последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая его форма возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.
Дивергентность и конвергентность. Две противоречивые и взаимосвязанные тенденции, когда дивергенция — многообразие признаков, появляющихся в процессе психического развития, а конвергенция — сужение многообразия, усиление избирательности.
Ведущие виды деятельности:
До 1 года: непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми. Потребность в общении; овладение речью и ходьбой.
От 1 до 3 лет: предметно - манипулятивная. Начало самосознания
(«я сам»); стремление к новым взаимоотношениям.
От 3 до 6 – 7 лет: игровая, в том числе сюжетно – ролевые игры. Соподчинение мотивов.
От 6 – 7 до 10 - 11 лет: учебная. Произвольность психических процессов; внутренний план действия; рефлексия.
От 10 – 11 до 15 лет: общение подростков в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и др.). Чувство «взрослости»; подчинение нормам жизни группы.
Растущие психические возможности ребенка естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка с взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. В этот момент наступает кризис развития.
Кризис развития как механизм развития — переломный пункт в нормальном течении психического развития ребенка. По словам Л. С. Выготского, он возникает, когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл. Переход к следующему циклу будет обязательно переломным. Сущность каждого кризиса, отмечал ученый, заключается в перестройке внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменении потребностей и побуждений, движущих его поведением.
Кризис развития возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего.
Источником его возникновения выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности.
Такое противоречие — основная движущая сила развития ребенка. Если взрослые учитывают происходящие изменения и в соответствии с ними выстраивают свои отношения с ребенком, то протекание кризиса смягчается. А. Н. Леонтьев по этому поводу говорил: «Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии». Наличие кризисных периодов предполагает существование стабильных периодов.