Татьяна Максимова
Основные задачи работы по развитию речи детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Основные задачи работы по развитию речи детей старшей группы.
Воспитание звуковой культуры речи. Основная задача – дальнейшее совершенствование речевого слуха и закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи. В специальных упражнениях, детям предлагают для дифференцирования пары звуков: (с)- (з, (с) – (ц, (ш) – (ж, (Ч') – (Щ', (с) – (щ, (з) – (ж, (ц) – (ч'(л) – (р, т. е. упражняют в различении свистящих, шипящих и сонорных, а также твердых и мягких звуков, изолированных, в словах, во фразовой речи. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используют скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи. Дети учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение. При этом ребенок должен изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения и содержания высказывания. Детям предлагают произносить придуманные ими скороговорки или двустишия не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости и с разной скоростью. Специальные упражнения побуждают дошкольников пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение требуется для построения связного высказывания.
Публикация «Основные задачи работы по развитию речи детей старшей группы» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Словарная работа. На этом возрастном этапе продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяют развитию умения обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет, широко используются загадки и описания предметов. Большое место занимает работа над смысловой стороной слова, расширением запаса синонимов и антонимов, формированием умения употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации. Работа с синонимами способствует осознанию ребенком возможности подбирать разные слова со сходным значением, формирует умение использовать их в речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к указанному словосочетанию, дети учатся точно в зависимости от контекста употреблять слова. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий, ребенок осознает оттенки значений глаголов. В старшей группе дети учатся различать значения слов, отражающих характер движения (бежать – мчатся, или значения прилагательных оценочного характера (старый – дряхлый). Важное место занимает работа над антонимами, в процессе которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу, качеству. Они выполняют задания на подбор слов, противоположных по смыслу, к словосочетаниям или на придумывание концовки к предложениям.
Формирование грамматического строя речи. Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает трудности: согласованию прилагательных и существительных, образованию трудных форм глагола в повелительном наклонении. Развивают умения из ряда слов выбирать словообразовательные пары, образовывать слова по образцу. Задачи речевой работы – научить образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и улавливать оттенки в значениях слов (береза – березка – березонька, формировать умение различать смысловые оттенки глаголов (бежал – забежал – подбежал) и прилагательных (умный – умнейший, точно и уместно использовать эти слова в высказываниях разного типа, догадываться о значении незнакомого слова (Почему шапку называют ушанкой). Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи – построению не только простых распространенных, но и сложных предложений разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений.
Развитие связной речи. При пересказе литературных произведений (сказки, рассказы) ребенок учится связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослого, использовать интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей. Умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины предполагает отображение места и времени действия, придумывание предшествовавших и последующих событий. Составление рассказа по сериям сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующее его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В старшей группе дети придумывают рассказы и сказки об игрушках, дают их описание и характеристику, соблюдая требования к композиции и выразительности речи. Детей учат сочинять рассказы из их личного опыта как описательные и повествовательные, так и контаминированные (смешанные). В процессе работы у дошкольников формируют элементарные представления о структуре повествовательного текста и умение использовать средства связи, обеспечивающие его целостность. Необходимо научить ребенка осмысливать тему высказывания, строить различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности и завершать его. Для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель – круг, разделенный на три части: зеленую (начало, красную (середина) и синюю (конец, по которой дети будут самостоятельно составлять текст. При этом особое внимание необходимо уделять формированию у ребенка навыков контроля за собственной речью путем её прослушивания в магнитофонной записи.
Развитие коммуникативных умений. Старший дошкольник должен легко входить в контакт с детьми и педагогом, быть активным и доброжелательным в общении; слушать и понимать речь собеседника, в общении проявлять уважение к взрослому. Необходимым условием развития коммуникативных умений являются общение с учетом ситуации, ориентировка на собеседника. Ребенок может поддерживать тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, ответить на вопросы. Важно научить детей адекватно использовать невербальные средства общения (жесты, мимику, регулировать темп речи и силу голоса, использовать разнообразные интонации