Ольга Шевчик
Основные подходы к созданию внутренней системы оценки качества дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Основные подходы к созданию внутренней системы оценки качества дошкольного образования
Ольга Александровна Шевчик
Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 48 г. Калининград. Сентябрь 2020 год.
Современное дошкольное образование Это дошкольное образование, учитывающее специфику детей дошкольного возраста и ориентированное на удовлетворение потребности семьи и общества в уходе за детьми, их гармоничном развитии и воспитании. что закреплено в Законе РФ «Об образовании» (в ст. 18)
Публикация «Основные подходы к созданию внутренней системы оценки качества дошкольного образования» размещена в разделах
Нельзя в данной теме обойти Стандарты дошкольного образования
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствие с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольной Организацией и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ как устанавливает ст. 12, п. 7. Федерального закона об образовании № 273).
Дошкольная образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам Дошкольного Образования, присмотр и уход за детьми (соответствую ст. 23, п. 2.1 Федерального Закона об образовании № 273.
Что же такое Качество образования
Это Комплексная характеристика образовательной деятельности, выражающая степень соответствия Федеральных Государственных Образовательных Стандартов к потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность.
Нормативные акты определяющие качество образования это ФГОС – диктующий совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня, т. е совокупность групп требований к структуре программ, к условиям реализации программ, к результатам освоения программы.
А определить качество – это значит сравнить соответствие нашего сада действующим стандартам.
Способ достижения дошкольным образованием улучшения качества, это количественные изменения.
По всей совокупности групп требований.
Определить качество – это значит установить соответствие фактического состояния образовательных программ, условий, результатов тем требованиям, которые установлены в стандарте.
Другими словами, качество образования это баланс следующих составляющих: потребности личности и общества, целевые приоритеты, спрогнозированный процесс и его результаты.
Соответственно, нужно спланировать, что и как делать для улучшения качества образовательного процесса, мотивировать кадры на работу в намеченном векторе, делать то, что было запланировано, затем провести анализ сделанного –выявить что же получилось из запланированного, далее необходимо запланировать методы улучшения тех задач, которые не получились и снова действовать по новому запланированному методу и так по кругу. Совершенствование качества это беспрерывный процесс.
Факторы, влияющие на достижение качества
Внутренние факторы – те, которые входят в объем и содержание качества дошкольного образования, т. е. программы, условия их реализации и, результат.
Внешние же факторы связаны с внешними обстоятельствами и внешней средой, например, социально-экономические и демографические.
Система оценки включает внешнюю оценку качества образовании на различном уровне и внутреннюю оценку на уровне образовательного учреждения.
Внешняя оценка качества дошкольного образования включает в себя :
Мониторинги которые проводятся систематически различными Центрами Оценки Качества Образования
Лицензирование.
Федеральный Государственный Контроль Качества Образования, который проводится один раз в два года.
Аттестацию педагогических работников
И ежегодную Проверку готовности Образовательного Учреждения к новому учебному году.
В обязанностях образовательной организации Проведение самообследования и создание и ведение официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» для обеспечения функционирования внутренней системы оценки качества образования.
Структуру положения о внутренней системе оценки качества образования в ДОУ рассмотрим на примере структуры Положения о внутренней оценке качества образования в Муниципальном Автономном Дошкольном Образовательном Учреждении д/с № 48 города Калининграда.
Общие положения
Основные цели, задачи, принципы системы оценки качества образования
Организационная и функциональная структура системы оценки качества образования
Реализация внутреннего мониторинга качества образования
Общественное участие в оценке качества образования
Остановимся на общем положении
Комплексная характеристика образовательной деятельности, выражающая степень соответствия ФГОС и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность
Внутренняя оценка качества образования подразумевает процедуры оценки, проводимые самой Образовательной Организацией реализующей программы с учетом условий и результатов.
Мониторинг качества образования это целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за изменением основных свойств качества Дошкольного Образования в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений
Целью внутренней системы оценки качества МАДОУ д/с № 48 является сбор, обобщение и анализ информации о состоянии основных показателях функционирования ДОУ для определения тенденций развития.
Задачами являются:
Сформировать механизм единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии образования в ДОУ :
Скоординировать деятельности всех педагогических работников в достижении лучших результатов качества образования;
И выявить стратегические направления развития, для наибольшего эффекта.
Объекты и содержание внутренней системы оценки
Соответствуют трем группам требований ФГОС:
это Параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой образовательным учреждением Основной Общеобразовательной Программы Дошкольного Образования требованиям действующих нормативных правовых документов.
это Параметры, характеризующие соответствие условий реализации Программы.
это Параметры, характеризующие соответствие результатов освоения программы требованиям действующих нормативных правовых документов.
Для этого в МАДОУ д/с № 48 выполнены следующие основные условия и критерии
Условия Критерии
Кадровые укомплектованность ДОО педагогами, уровень квалификации педагогов, пройденные курсы повышения квалификации для работы по ФГОС, с детьми ОВЗ и др.
Финансовые количество средств направленное на реализацию ФГОС ДО, в том числе:
количество средств на реализацию основной образовательной программы дошкольного образования
Материально-технические Здание ДОО имеет необходимый набор зон и помещений для осуществления работы.
Территория ДОО имеет необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности
В ДОО оборудованы учебные кабинеты, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогические В ДОУ учтен личностно-развивающий характер взаимодействия педагогов с детьми.
Образовательная деятельность построена в формах, адекватных видам ДД.
В группах ДОУ царит позитивна, доброжелательная атмосфера взаимодействия.
Педагоги взаимодействуют с родительской общественностью в рамках родительского клуба ДОУ «Семья и детский сад на встречу друг другу».
В ДОУ создана система методической работы по повышению проф. уровня педагогов.
В ДОУ созданы специальные условия для детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
Предметно-пространственная среда В ДОУ учтены национально-культурные, климатические, возрастные и др. особенности, в соответствие с принципам ФГОС, например, «…построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка», «… с учётом образовательных потребностей и способностей детей», «…с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития)», «…с учетом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей», «…ориентировано на интересы и возможности каждого ребёнка, «учитывая социальную ситуацию его развития», «…построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка, оценку индивидуального развития детей»
Таким образом, внутренняя система управления качеством образования в МАДОУ д/с № 48 предполагает правильно организованную управленческую деятельность руководителя, которая активизирует профессиональный потенциал педагогов и способствует достижению задач, стоящих перед дошкольным учреждением. А гибкие методы административного взаимодействия на людей и переход на методы, опирающиеся на знания мотивов, потребностей, интересов и ценностей конкретных сотрудников, создание гибкой структуры неформальных отношений в переходе на более низкие структуры при принятии решений на совместную с работниками выработку стратегии, проявляющуюся в видении новых коллегиальных органов управления и освоения демократического стиля руководства и контроля, позволяют построить оптимальную, гибкую и динамичную мотивационную среду, благоприятную для освоения новшеств при творческом взаимодействии руководителя и членов педагогического коллектива.
Спасибо за внимание!
Уважаемые коллеги! Заведующий МАДОУ д/с № 48 города Калининграда Стриженкова Надежда Петровна желает Вам успехов и приглашает к сотрудничеству!