Светлана Рябишева
Основные ориентиры в осуществлении преемственности ДОУ и начальной школы по художественно-эстетическому развитию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Основные ориентиры в осуществлении преемственности ДОУ и начальной школы по художественно-эстетическому развитию детей на современном этапе образования.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Переходный период от дошкольного к школьному детству
Публикация «Основные ориентиры в осуществлении преемственности ДОУ и начальной школы по художественно-эстетическому развитию детей» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
считается наиболее сложным и уязвимым. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Введение ФГОС к структуре основной образовательной программы
дошкольного образования и принятие ФГОС начального школьного
образования стало важным этапом преемственности детского сада и школы.
В настоящее время в нашем детском саду функционирует 4 группы для
детей от 1,5 до 7 лет, общая наполняемость – 114 детей. Педагогический
коллектив реализует основную общеобразовательную программу
дошкольного образования, разработанную на основе «Примерной
общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ
РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой, 2015 г.
Приоритетным направлений деятельности ДОУ является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.
Основная цель педагогического коллектива ДОУ:
Создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации, успешной подготовки к школьному обучению.
Одним из важных условий реализации системы художественно-
эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация
предметно-развивающей среды. В каждой возрастной группе созданы
условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности: имеются
театральные, игровые уголки, художественные уголки. Центры содержат
разнообразный материал, пособия, игры. Используются технические средства
обучения. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду
предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию,
развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной,
музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Следующим условием реализации системы работы по художественно-
эстетическому воспитанию является организация образовательного
процесса.
В детском саду система педагогического взаимодействия педагогов и
детей, направленная на художественно-эстетическое развитие, строится в
ДОУ в трех направлениях:
•организованная деятельность (занятия, экскурсии, развлечения,
индивидуальная работа, игры);
•совместная деятельность педагогов и детей;
•самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление
интереса к художественной деятельности и развитие творческих
способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная
деятельность).
Работа с детьми ведется в данных направлениях не изолированно, а в
интеграции:
•музыкальное воспитание,
•художественно-речевая деятельность,
•изобразительная деятельность
В своей работе используем ТСО (технические средства обучения) –
аудио, видео, презентации в зависимости от темы рисования, лепки или
аппликации. Сопровождаем творчество чтением, рассказыванием.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через групповые и
подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные
вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки
рисунков и поделок и др.
Знания, полученные на занятиях художественно-эстетического развития, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
Для осуществления полноценного развития и воспитания дошкольника
необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в
которой он воспитывается. Мы вовлекаем семьи в образовательный процесс,
организованный дошкольным учреждением, используя при этом различные
приемы и формы: это организация выставок - конкурсов, поделки для
которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к
участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов.
Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в
деле воспитания детей. В настоящее время вы можете наблюдать
оформление выставки посвященное 23 февраля «Защитники Отечества»
Работы выполнены воспитателями, детьми совместно с родителями.
К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство.
Большинство детей продолжают занятия в детской художественной школе,
музыкальной школе, посещают кружки и студии и добиваются значительных
результатов, развивая свои творческие способности к нескончаемому
стремлению человека к познанию прекрасного.
Проводятся посещения уроков в первом классе школы, совместные
консилиумы и семинары, на которых педагоги имеют возможность
совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою
деятельность, что дает возможность совершенствовать методы обучения
детей.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями
рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребнка.
Тем не менее, в решении данного вопроса существуют трудности.
Одна из трудностей, нет механизма согласования целей и принципов
различных учреждений образования, поэтому так остро стоит вопрос
преемственности в системе образования. Особенно необходимо согласовать
цели на дошкольном и начальном школьном уровнях.
Такая согласованность обеспечит общую и специальную готовность к
переходу к школьному обучению.
Таким образом, решить проблему адаптации дошкольников к условиям
школьной жизни, начать ранее формирование и развитие художественно-
эстетических норм возможно лишь в случае единой линии развития ребенка
на этапах дошкольного и школьного детства. Поэтому мы должны с
помощью художественного, музыкально-эстетического творчества влиять на
формирование универсальных учебных действий, но не просто учить
малышей лепить, рисовать, вырезать, а осуществлять сравнение,
устанавливать причинно-следственные связи и аналогии, образно мыслить и
объяснять, как они могут применить полученные знания в жизни. Только
такой подход может придать педагогическому процессу целостный,
последовательный и перспективный характер, что позволит школе опираться
на уровень развития ребенка, сформированный в дошкольном детстве.
Закончить свой доклад хочу словами В. А. Сухомлинского
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть,
став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…
пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной
впечатлений…»