Ольга Переяславцева
Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития.
Сивкова Ольга Алексеевна, педагог- психолог
Мацнева Ольга Владимировна, учитель-логопед
Переяславцева Ольга Витальевна, учитель-логопед
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
г. Старый Оскол, Белгородская область
Аннотация: в статье рассматриваются психологические особенности дошкольников с нарушениями речи. Представлены рекомендации по организации и содержанию психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях детского сада. Описаны основные признаки неблагополучного развития речи дошкольников и направления по преодолению нарушений личностного развития у детей данной категории.
Публикация «Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи» размещена в разделах
Ключевые слова: психокоррекционная работа, речевые нарушения, психическое развитие, психолого-педагогическое сопровождение.
Число дошкольников с нарушениями речи неуклонно растёт из года в год и составляет самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Становится сложнее и характер этих нарушений.
Признаки неблагополучного развития речи у ребёнка :
• ребёнок развивается с задержкой;
• ребёнок перенёс тяжелые заболевания;
• у ребенка имеются неврологические заболевания;
• ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые слышит;
• на просьбы взрослых не реагирует, делает вид, что он не слышал.
• ребёнок одинаково общается со знакомыми и незнакомыми людьми;
• при решении возникающих проблем ребенок не прибегает к речи и к помощи взрослых;
• ребенку безразлично понимают ли его окружающие. Он говорит на одном ему понятном языке.
• речь ребенка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников.
Если у ребенка присутствует хотя бы один признак неблагополучного развития речи – значит, ему необходима помощь специалистов.
В нашей стране проблемы преодоления речевых нарушений у детей решаются на базе групп компенсирующей направленности, которые призваны осуществлять коррекцию речевых нарушений у ребёнка и развивать предпосылки школьного обучения. Работа по коррекции речевых нарушений тесно связана с работой по коррекции базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности ребёнка.
Всем известно, что неумение общаться вследствие речевых нарушений, неумение выражать свои мысли приводит к различным комплексам в развитии ребё нка: делает его застенчивым, тревожным, иногда агрессивным.
Специфическими особенностями неречевых процессов у детей с нарушениями речи являются недостаточная устойчивость внимания, сложности при распределении внимания. У части детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Основным специалистом группы компенсирующей направленности является учитель-логопед, который осуществляет коррекцию речевых нарушений у ребенка и совместно с воспитателями ведет подготовку к школе. В работе с детьми с нарушениями речи уделяется внимание развитию базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности.
Своевременное и грамотно организованное психолого - педагогическое сопровождение, осуществляемое в ДОУ педагогом-психологом по профилактике и коррекции нарушений личностного развития, имеет особую важность, так как именно этому аспекту уделяется меньше внимания другими специалистами. В связи с этим можно утверждать, что в психокоррекционной и консультативной работе более значимой является деятельность педагога-психолога.
Основными направлениями психокоррекционной работы являются :
• отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;
• снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;
• коррекция агрессивных проявлений и негативных черт характера, препятствующих общению;
• организация эмоционального поведения детей, т. е. создание положительного эмоционального настроя в группе;
• обучение способам регуляции эмоциональных состояний;
• обучение анализу внутреннего состояния (своего и других людей);
Так же, как и педагоги-психологи, все педагоги, специалисты, медики ДОУ делают все, чтобы дети с ограниченными возможностями в развитии никогда не чувствовали себя ущемленными, обиженными, обделёнными.
Выстраивая взаимоотношения с детьми, педагоги обязаны помнить, что каждый ребенок – это личность. Личность, которую надо уважать. Личность, с которой надо считаться.
Список литературы
1. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М. : Книголюб, 2004. - 104 с.
2. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика дошкольников и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. Санкт-Петербург: КАРО. Год. 2006