МААМ-картинки

Основные направления коррекционно-логопедической работы по подготовке детей с фонетико-фонематическим недоразвитием к школе

Титова Нина Николаевна
Основные направления коррекционно-логопедической работы по подготовке детей с фонетико-фонематическим недоразвитием к школе
▼ Скачать + Заказать документы

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, по способу восприятия информации люди делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков, причем если первые и последние составляют более трети от всех людей, то чистых аудиалов не более 5 %. Несмотря на это звучащая речь важна для любого человека. Важна не только ее содержательность, но и звуковая эстетика, поэтому четкость и правильность трансляции говорящим речевых звуков напрямую влияет на уровень его понимания окружающими.

Публикация «Основные направления коррекционно-логопедической работы по подготовке детей с фонетико-фонематическим недоразвитием к школе» размещена в разделах

Настоящим средством коммуникации может служить только речь, понятная окружающим и не требующая дополнительных пояснений. Ребенок, обладающий развитой речью, редко испытывает трудности в общении, легко, если он не слишком застенчив, вступает в контакт с окружающими разного возраста, непринужденно выражает возникающие у него мысли, озвучивает желания и делится впечатлениями. Наличие речевых трудностей оказывает лимитирующее воздействие на свободное общение, поскольку далеко не все окружающие в состоянии понять невнятную речь ребенка, да и не испытывают желания разобраться в ней, если речь не идет о близких.

Если же говорить о периоде освоения ребенком грамоты, то здесь правильное произношение звуков в совокупности с правильной слуховой идентификацией приобретает определяющее значение. Это вполне объяснимо, поскольку письменная речь вторична по отношению к устной и формируется на ее основе, поэтому получается, что любые недостатки устной речи могут стать причиной школьной неуспеваемости, причем не только по дисциплинам языкового цикла.

При всем многообразии речевых нарушений фонетико-фонематическое недоразвитие выделяется среди них тем, что в максимальной степени затрагивает произносительную сторону речи. Это связано с тем, что нарушенное или несформированное слуховое восприятие и отклоняющееся от нормы звукопроизношение являются причиной нарушения формирования произносительного компонента языка. Причем актуальные статистические данные говорят о том, что на долю этого нарушения приходится 20-25 % всех речевых нарушений у детей дошкольного возраста [1, с. 67].

Как уже было отмечено, фонетико-фонематическое недоразвитие оказывает негативное влияние как на устную, так и на письменную речь, что становится особенным к моменту достижения ребенком старшего дошкольного возраста. Это вполне объяснимо, поскольку именно в возрасте 5-6 лет детей начинают водить в группы по подготовке к школе, в дошкольном образовательном учреждении также проводится подготовительная работа по обучению грамоте. Указанные причины делают насущным своевременное выявление фонетико-фонематического недоразвития и проведение коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

В теории и практики логопедии содержится достаточное количество исследований, посвященных изучению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Такое внимание к фонетико-фонематической стороне речи объясняется тем, что именно достаточный уровень ее развития играет решающую роль в том, чтобы речь была понятна окружающим и соответствовала языковым нормам.

Среди трудов в этом направлении особого внимания заслуживают работы Л. И. Беляковой, Т. Г. Визель, Р. М. Боскис, Т. Г. Визель, Т. А. Власовой, Ю. Ф. Гаркуши, О. Е. Грибовой, Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, Л. В. Лопатиной, В. И. Лубовского, Е. М. Мастюковой, Т. А. Ткаченко, О. Н. Усановой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. Х. Швачкина и других специалистов, практически все из которых высказывались о важности полноценного восприятия и воспроизведения фонем для усвоения звуковой стороны речи и последующего формирования навыков чтения и письма на этой основе. Вопросы подготовки и адаптации к школе интересовали таких известных специалистов как Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Ю. В. Карпов, Г. А. Каше, Л. Л. Коломинский, Т. В. Туманова, Н. А. Чевелева и других. Пристальный интерес ученых к вопросам фонетико-фонематического недоразвития речи, рост числа детей с указанным нарушением и необходимость организации грамотной работы по его преодолению и подготовке к обучению в школе указывает на актуальность заявленной темы.

Цель работы : проверка эффективности использования методики «Логоладошки» в работе по подготовке к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения.

Цель определила постановку следующих задач:

1. Изучить теоретические и методические аспекты проблемы исследования по данным специальной литературы.

2. Выявить особенности речевого и психического развития детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

3. Определить основные направления коррекционной работы и провести занятия по подготовке к школе детей указанной категории.

4. Провести диагностику речевого развития детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения.

5. Проверить эффективность использования методики «Логоладошки» в работе по подготовке к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения

Методологическая основа : теоретические и практические исследования онтогенеза фонетико-фонематического развития речи (Н. И. Жинкин, И. А. Зимина, А. А. Люблинская, Г. Р. Шашкина, Н. Х. Швачкин); изучение причин фонетико-фонематического недоразвития речи (Л. И. Белякова, Т. Г. Визель, Т. А. Власова, О. Е. Грибова, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, Т. А. Ткаченко, О. Н. Усанова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина); вопросы готовности к обучению и адаптации к школе (Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Ю. В. Карпов, Г. А. Каше, Л. Л. Коломинский, Т. В. Туманова, Н. А. Чевелева).

Методы исследования:

– теоретические – изучение теоретической и методической литературы с целью анализа разработанности заявленной проблемы исследования;

– эмпирические – диагностика речевого развития, проведение коррекционной работы и постановка контрольного эксперимента;

– статистические – количественная и качественная обработка результатов.

Экспериментальная база исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Тополёк» с. Шевыревка, Саратовского района, Саратовской области.

Экспериментальная выборка: 12 воспитанников (6 мальчиков и 6 девочек) старшей и подготовительной к школе группы 2012-2014 года рождения, зачисленных на логопункт дошкольного образовательного учреждения. Сроки проведения работы 2018-2019 учебный год.

Структура работы : работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Во введении обоснована актуальность и значимость работы, указаны объект, предмет, цель и задачи исследования, представлена методологическая основа исследования, охарактеризованы используемые методы.

Первая глава «Теоретические аспекты проблемы подготовки к школе дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» отражает результаты теоретического анализа психологических, педагогических и логопедических источников по данному вопросу.

Глава включает три параграфа, в первом из которых рассмотрено понятие фонетико-фонематического недоразвития речи в логопедии. Статистические данные по логопедическим обследованиям, приведенные в литературе, указывают, что первичный уровень нарушения фонематического восприятия, для которого характерна недостаточная сформированность физиологических и психических предпосылок звукового анализа, отмечается примерно у половины детей.

Что касается степени фонетико-фонематического недоразвития, то примерно для 60 % детей характерна средняя степень, означающая недостаточную дифференциацию нескольких звуков разных фонетических групп. Все это говорит о серьезности данного нарушения, а главное – его последствий для полноценного речевого общения, социального взаимодействия и обучения в школе.

Второй параграф посвящен описанию особенностей речевого и психического развития детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Развитие психических функций детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием характеризуется выраженным своеобразием, которое следует учитывать при планировании и проведении коррекционной работы с ними. Эта работа должна быть адаптирована с учетом всех логопедических, физиологических и психолого-педагогических аспектов рассмотренных особенностей высших психических функций у детей.

В третьем параграфе рассмотрены основные направления коррекционно-логопедической работы по подготовке к обучению в школе детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Основные задачи коррекционно-логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста включают формирование и развитие: слухового внимания, памяти, фонематического восприятия; правильного звукопроизношения и навыков дифференциации звуков; звуконаполняемости слога и его слоговой структуры; звукослогового анализа и синтеза слова. Также ведется работа по накоплению и активизации лексики, формированию правильного грамматического строя речи, подготовка к чтению и письму [8, с. 40].

Очень важно проводить указанную работу комплексно с учетом программы обучения в дошкольном образовательном учреждении, совместно с воспитателями и другими специалистами для того, чтобы отрабатывать единые лексические темы, постепенно увеличивая уровень сложности заданий, поскольку именно такой подход к осуществлению коррекционно-логопедической работы дает наилучшие результаты.

Вторая глава «Экспериментальная проверка эффективности логопедической работы по подготовке к школе детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в условиях логопункта» поделена на три параграфа для описания различных этапов эксперимента.

Цель экспериментальной работы заключалась в изучении состояния и особенностей речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи для последующего планирования коррекционно-логопедической работы по подготовке детей к обучению в школе в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения.

Экспериментальное исследование проходило на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Тополёк» с. Шевыревка, Саратовского района, Саратовской области в течение 2018-2019 учебного года. Экспериментальную выборку составили 5 воспитанников подготовительной к школе группы и 7 воспитанников старшей группы, всего 12 человек, из них 6 мальчиков и 6 девочек, 2012-2014 года рождения.

Констатирующий эксперимент был направлен на изучение различных компонентов, отражающих состояние фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Обследование проводилось с использованием методик В. М. Акименко, Е. С. Зайцевой и В. К. Шептуновой. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал нарушение звукопроизношения нескольких групп звуков (шипящие, свистящие, аффрикаты и сонорные) у большей части обследуемых детей. Кроме того, были отмечены трудности при дифференциации оппозиционных звуков, определении места звука в слове, количества звуков в слове, подборе слов на заданный звук или с заданным звуком, проведение звукобуквенного анализа слова. Полученные указывают на необходимость проведения комплексной работы по коррекции фонетико-фонематической стороны речи, а также по подготовке детей к обучению в школе.

Учитывая литературные и экспериментальные данные, были спланированы занятия, направленные на коррекцию фонетико-фонематической стороны речи. Занятия на логопункте проводятся по программам Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной. В дополнение к указанным программам было решено включить в занятия упражнения по технологии Н. Б. Атамановой «Логоладошки». В формирующем эксперименте участвовали все дети экспериментальной выборки. Всего в течение 2018-2019 учебного года было проведено ___ занятий продолжительностью ___ минут, непосредственно на обучение грамоте отводилось 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут.

После проведения коррекционной работы был поставлен контрольный эксперимент для оценки эффективности использования технологии «Логоладошки» в коррекционно-логопедической работе. Анализ результатов контрольного эксперимента позволил выявить положительную динамику в развитии фонетико-фонематической стороны речи как у детей подготовительной к школе группы (второй год обучения на логопункте, так и у детей старшей группы (первый год обучения на логопункте). В качестве положительных результатов работы отметим следующее :

значительно улучшилось звукопроизношение: в подготовительной подгруппе у 4 человек (из 5) уровень выше среднего, у 1 ребенка – высокий уровень (возрастная норма); в старшей группе низкий уровень в конце года не был зафиксирован, у 5 человек (из 7) – средний уровень, у 2 человек – выше среднего;

– активизировалась артикуляционная моторика;

– улучшилось состояние фонематических процессов : в подготовительной группе у 2 человек уровень выше среднего, у остальных 3 человек – высокий; в старшей группе результаты улучшились, но еще не до уровня нормы, поскольку дети занимаются на логопункте первый год;

– нарушения слоговой структуры слова значительно уменьшились, однако сохраняются в словах сложного слогового состава у 4 воспитанников подготовительной группы; в старшей группе уровень ниже среднего – у 1 ребенка, средний уровень – у 5 человек, уровень выше среднего – у 1 воспитанника;

– словарный запас увеличился, но по-прежнему требуется его расширение и актуализация в том числе у воспитанников подготовительной группы, тогда как грамматический строй и связная речь у 4 человек подгруппы соответствует возрастной норме; в старшей группе также прослеживается положительная динамика, хотя по-прежнему вызывает затруднение пересказ в силу недостаточно развитой вербальной памяти.

В целом следует отметить, что по некоторым показателям дети подготовительной группы показали максимальный результат, что говорит об их достаточной готовности к обучению в школе. Все вышесказанное говорит об успешном достижении поставленной цели и решении заявленных задач, об эффективности включения в коррекционную работу технологии «Логоладошки» и возможности использования полученных данных в дальнейшей работе со старшими дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно определению, фонетико-фонематическое недоразвитие речи на слух выражается в разнообразных нарушениях звукопроизношения, однако причина лежит глубже. Ключевым нарушением при фонетико-фонематическом недоразвитии является незавершенность формирования или несовершенство фонематического слуха.

Схематично это выглядит следующим образом: ребенок с трудом осваивает произношение близких с акустико-артикуляционной точки зрения фонем; не может разложить слово на составляющие его звуки и «собрать» слово из предложенных звуков, что приводит к трудностям воспроизведения слоговой структуры слова. Нескорректированные нарушения такого характера – прямой путь к дислексии и дисграфии в процессе школьного обучения, именно поэтому коррекционную работу следует начинать с детьми в возрасте 5 лет, чтобы за два учебных года привести состояние речи ребенка к возрастной норме.

Выпускная квалификационная работа посвящена рассмотрению основных направлений коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста в связи с подготовкой их к обучению в школе.

Анализ специальной литературы по теме исследования показал, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста представляет собой серьезную проблему, требующую комплексного подхода к ее решению. Понятие фонетико-фонематического недоразвития речи, причины его возникновения, особенности речевого и психического развития детей с данным нарушением и основные направления коррекционной работы подробно рассмотрены в научной и методической литературе. Главным направлением коррекции фонетико-фонематического недоразвития является устранение нарушений звукопроизношения, развитие фонематического восприятия и слуха, овладение первоначальными навыками анализа и синтеза, подготовка к обучению в школе.

Различными специалистами разработаны комплексные программы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи, уже ставшие классическими. Однако логопедия в целом и логопедические технологии в частности развиваются, появляются новые методики и технологии, способствующие более эффективному решению вопросов коррекции. Одной из них является авторская технология Н. Б. Атамановой, которая представляет собой универсальную методику, применяемую для обучения детей навыкам чтения, звукобуквенного анализа и синтеза, формирования у них динамической модели слова и подготовки к школе.

В целом следует отметить, что по некоторым показателям дети подготовительной группы показали максимальный результат, что говорит об их достаточной готовности к обучению в школе. Все вышесказанное говорит об успешном достижении поставленной цели и решении заявленных задач, об эффективности включения в коррекционную работу технологии «Логоладошки» и возможности использования полученных данных в дальнейшей работе со старшими дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Поставленная цель исследования реализована, задачи решены.

Публикации по теме:

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Фонетико-фонематическая логосказка для детей подготовительной к школе группы «Мышка Лола и мышонок Лёня. Звуки [Л] и [Л’]» Цели: дифференциация звуков [Л] и [Л’] на слух и в произношении; развитие фонематических представлений, навыков звуко-слогового анализа.

Использование техники оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗИспользование техники оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ В современных условиях коррекционного воздействия возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств обучения детей с нарушениями.

Конспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в средней логопедической группе для детей с ТНРКонспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в средней логопедической группе для детей с ТНР Тема занятия: «В гости к звукам и к буквам!» Цель: обобщение и систематизация знаний о звуках и буквах. Задачи: Образовательные задачи.

Конспект коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Знаний» Цель: Формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления.

Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.

Организация логопедической работы в общеобразовательной школе Введение 1. Правовые аспекты организации логопедической работы в общеобразовательных школах 1.1. Должностные обязанности учителя-логопеда.

План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик»План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик» Цель:Формирование социально-адекватного поведения у гиперактивных детей через игру. Октябрь Дидактическая игра «Разговор с руками».

Родительское собрание «Основные направления работы на новый учебный год» Родительское собрание Тема: «Основные направления работы на новый учебный год». Цель: • установление контакта между родителями и педагогами;.

Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно-образовательном пространстве семьи и ДОУ Родительское собрание Тема: «Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно - образовательном пространстве семьи и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные направления коррекционно-логопедической работы по подготовке детей с фонетико-фонематическим недоразвитием к школе
Опубликовано: 20 февраля 2022 в 15:00
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные направления коррекционно-логопедической работы по подготовке детей с фонетико-фонематическим недоразвитием к школе» (включая файлы) размещена пользователем Титова Нина Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД