Ткачева Юлия
Основные направления деятельности педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Основные направления деятельности педагога психолога
На основе анализа материалов по ключевым задачам и современным тенденциям развития российского образования, нормативных документов, современных исследований в области педагогики и психологии, анализа сложившегося опыта работы служб практической психологии выделено пять основных направлений деятельности педагога психолога (см. рис.).
1. Психологическое сопровождение учебной деятельности.
Публикация «Основные направления деятельности педагога-психолога» размещена в разделах
2. Психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности обучающихся (воспитанников, их социализации.
3. Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения.
4. Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников).
5. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся (воспитанников).
Деятельность психолога в образовании предполагает согласованную работу с разными участниками образовательного процесса. Основным субъектом, на сопровождение которого направлена деятельность педагога психолога, является обучающийся (воспитанник). Другие участники образовательного процесса родители (законные представители)1, педагоги и администрация образовательных учреждений являются важными субъектами взаимодействия, так как они активно участвуют в процессе психолого педагогического сопровождения обучающихся, создания эффективной психологически безопасной образовательной среды.
Важнейшим моментом при работе с детьми является учет их возрастных и психологических особенностей. Документы по модернизации системы образования, расставившие приоритеты в формировании личности ребенка с учетом существующих в практике образовательной деятельности запросов, обращают внимание на две категории детей, требующих особого внимания и специальной деятельности педагога психолога : это обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и одаренные дети
Работа с участниками образовательного процесса строится на принципах сотрудничества, конфиденциальности, компетентности, личной и профессиональной ответственности, этической правомочности, морально позитивного эффекта профессиональных действий психолога, определенных Этическим кодексом деятельности психолога образования. Реализация данных принципов призвана обеспечить:
• решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
• защиту людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие;
• сохранение доверия;
• укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, родителей и педагогической общественности.
• Психологическое сопровождение
1. Психологическое сопровождение учебной деятельности
Это направление деятельности психолога подразумевает работу по созданию условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого обучающегося. Оно предполагает участие в формировании предметных, метапредметных и личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС; сопровождение деятельности педагогов с целью создания условий, способствующих формированию и развитию детей, учёту индивидуальных особенностей обучающихся; оказание помощи родителям, педагогам и администрации в совершенствовании и повышении эффективности образовательного процесса.
2. Реализация направления требует согласованной работы с разными участниками образовательного процесса.
3. С обучающимися – сопровождение учебной деятельности, помощь в достижении предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов, развитии мотивационной, познавательной и эмоционально волевой сфер. Консультирование по вопросам организации учебной деятельности, включая построение взаимоотношений в процессе учебной деятельности, оценку достигнутых результатов и корректировку учебных действий. Выявление трудностей обучения, их причин и путей преодоления; оказание помощи в построении индивидуальных образовательных маршрутов и др.
4. С родителями – повышение уровня психологической компетентности родителей (законных представителей) по вопросам закономерностей и специфики протекания учебной деятельности, учебной мотивации, особенностей формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Консультирование по выбору системы обучения, образовательного учреждения, профильного класса, развитию у детей навыков организации собственной учебной деятельности, самооценке результатов учебной деятельности, построению конструктивных взаимоотношений, навыков взаимопомощи. Сопровождение формирования ценностных оснований самоопределения во время учебной и внеучебной деятельности, профилактика «выученной беспомощности», страха перед «двойками» и др.
5. С педагогами – повышение уровня психологической компетентности по вопросам учебной и педагогической деятельности, участие в создании условий, способствующих формированию предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Консультирование по организации, выбору способов и методов построения педагогической деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (мотивирование, целеполагание, оценивание, организация и др., по возникающим у педагогов трудностям в обучении отдельных учащихся, их причинам и путям преодоления, по построению индивидуальных образовательных маршрутов и др.
6. С администрацией – помощь в планировании и проектировании образовательной деятельности с учетом специфики образовательного учреждения, выработанных целевых ориентиров и запланированных результатов, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; в определении и дифференциации запросов и потребностей родителей, выступающих в качестве заказчиков образовательных услуг. Участие и помощь в подборе эффективных технологий, создающих комфортную и развивающую атмосферу учебной деятельности, в разработке системы мониторинга образовательных результатов.
2. Психологическое сопровождение воспитательной деятельности.
Это направление предполагает содействие формированию и развитию социально значимых качеств личности, а также социальных умений и навыков обучающихся, их способности к саморазвитию, формированию системы значимых социальных и межличностных отношений, развитию гражданских, этических, духовно нравственных установок и ценностей, предупреждению и коррекции девиантного поведения.
Реализация направления требует согласованной работы с разными участниками образовательного процесса.
С обучающимися – содействие формированию и развитию гражданских, этических, эстетических, духовно нравственных установок и ценностей, качеств личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире (рефлексивной, личностно автономной, коммуникативной, с адекватной самооценкой, с навыками саморегуляции, с позитивной социальной позицией, гибко использующей различные социальные роли; профилактика, предупреждение и коррекция девиантного и делинквентного поведения.
С родителями – развитие и повышение психолого педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах социализации в семье и школе, духовно нравственного развития, ответственного поведения, принятия личностью базовых национальных духовных ценностей и традиций; готовности и способности выражать и отстаивать свою общественную позицию, профилактики неадаптивного социального (девиантного и делинквентного) поведения; консультирование по вопросам воспитания ребенка, взаимодействия с ним, развития гражданских, этических, эстетических, духовно нравственных установок и ценностей, качеств личности. Психологическое сопровождение приемных родителей на этапе подготовки, принятия решения, адаптации приемного ребенка в семье.
С педагогами – помощь в создании условий для личностного развития и социализации обучающихся; консультирование по вопросам определения методов и технологий воспитательной работы с учетом индивидуальных, возрастных, культурно мировоззренческих особенностей обучающихся и их семей; помощь в отслеживании результатов формирования личности обучающихся и их социализации.
С администрацией – помощь в планировании, проектировании внутришкольной деятельности по развитию личности обучающихся и их социализации; участие в разработке программы духовно нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.
3. Психологическое сопровождение перехода на новую ступень
Это направление представляет собой деятельность по формированию готовности к переходу на новый образовательный уровень, определению сформированности компонентов готовности, совместную работу с другими участниками образовательного процесса по обеспечению оптимальных условий перехода на новый образовательный уровень. Сопровождение процесса адаптации на новом образовательном уровне подразумевает определение условий, в том числе индивидуальных особенностей обучающихся, способствующих и (или) препятствующих адаптации, работу по формированию и развитию качеств, способствующих успешной адаптации; проектирование, экспертизу и мониторинг адаптационных характеристик среды; определение «группы риска» по фактору школьной дезадаптации, профилактическую работу с этой группой.
Реализация направления требует согласованной работы с разными участниками образовательного процесса.
С обучающимися – сопровождение формирования готовности, определение уровня сформированности компонентов готовности к переходу на новый образовательный уровень, профилактика дезадаптации на новом образовательном уровне. Проведение профилактической работы предполагает определение «группы риска» по фактору школьной дезадаптации и проведение соответствующей работы с этой группой. Работа по адаптации на новом этапе обучения предполагает проведение коррекционной работы с группой обучающихся, имеющих признаки выраженной дезадаптации с учетом их индивидуальных особенностей, способствующих и (или) препятствующих адаптации, формирование и развитие качеств, способствующих успешной адаптации.
С родителями – повышение уровня психологической компетентности родителей (законных представителей) по вопросам адаптации обучающихся на разных этапах обучения, ее механизмов и закономерностей, причин дезадаптации, психолого педагогической готовности к обучению, специфики и закономерностей учебной деятельности, приемов и способов развития познавательной сферы детей, психологической поддержки, подготовки к сдаче единого государственного экзамена и другим формам экзаменов. Консультирование по вопросам профилактики и преодоления дезадаптации при переходе ребенка на новый этап обучения.
С педагогами – повышение уровня психологической компетентности педагогов по вопросам преемственности при переходе из начального в среднее и из среднего в старшие звенья обучения, возрастным особенностям обучающихся, ведущего типа деятельности, особенностям организации учебной деятельности на каждом этапе обучения, механизмам и закономерностям протекания адаптационного процесса, возможностям психолого педагогической коррекции и профилактики факторов дезадаптации и др. Оказание помощи в создании условий перехода на новый образовательный уровень, сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса. Консультирование по вопросам профилактики и преодоления дезадаптации при переходе ребенка на новый этап обучения.
С администрацией – помощь в планировании и проектировании процесса перехода с одного уровня обучения на другой с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, создании условий для оптимизации процесса адаптации на разных ступенях обучения, проведении психолого педагогического мониторинга, экспертизы образовательной среды (безопасность, комфортность, креативность, самоуправление и др.).
4. Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников)
Это направление предполагает повышение психологической компетентности педагогов, администрации и родителей (законных представителей) по вопросам сохранения и укрепления различных видов здоровья (физическое, психологическое, социальное, нравственное, духовное). Обучение способам и приемам сохранения и укрепления психологического, социального, нравственного и духовного здоровья (умение сдерживать агрессивность, умение управлять эмоциями, способы конструктивной коммуникации, умение осуществлять выбор референтной группы, распознавать «опасные» для здоровья проявления молодежных субкультур). Содействие устранению возможных причин, предрасполагающих к девиантному поведению, табакокурению, алкоголизму (низкий уровень притязаний, слабая мотивация на достижение результата, неадекватная самооценка, акцентуации характера, низкий уровень рефлексии и когнитивной сложности и т. п.). Участие в формировании у обучающихся жизненной позиции, ориентированной на здоровый образ жизни, навыков здорового образа жизни, приёмов и способов саморегуляции, способствующих поддержанию психологического здоровья, и пр. ; в развитии мотивации на осознанный здоровый образ жизни. Оказание психологической помощи в случаях последствий нездорового образа жизни: экранной (компьютерной, телевизионной) и игровых зависимостей, травматизма, неврозов, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ/СПИД и т. п.
Реализация направления требует согласованной работы с разными участниками образовательного процесса.
С обучающимися – повышение психологической грамотности в вопросах ответственности за собственное поведение, ориентированное на здоровый образ жизни; формирование установок и ценностных ориентаций на здоровый образ жизни; определение особенностей психологического здоровья, выявление детей с элементами неблагополучия в психологическом здоровье (тревожность, агрессивность, низкая самооценка, проведение коррекционно профилактической и развивающей работы, выделение основных установок и представлений о здоровом образе жизни, профилактика употребления психоактивных веществ и других видов зависимостей. Консультирование по вопросам формирования здорового образа жизни. Оказание помощи в преодолении последствий нездорового образа жизни: экранной (компьютерной, телевизионной) и игровых зависимостей, травматизма, неврозов, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ/СПИДа. Освоение способов сохранения психологического здоровья (умение сдерживать агрессивность, умение управлять эмоциями, способы конструктивной коммуникации, умение осуществлять выбор.
С родителями – повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся, особенностям различных видов здоровья (физическое, психологическое, социальное, нравственное). Консультирование по вопросам снятия напряжения и профилактики неврозов, по психологическим проблемам обучающихся, связанным с употреблением психоактивных веществ и др. ; критериев психологического и социального здоровья (успешное прохождение возрастных кризисов, адаптация к социуму, невротические проявления в поведении и др.); элементов неблагополучия в психологическом здоровье (тревожность, агрессивность, низкая самооценка, неумение управлять эмоциями; внутрисемейных факторов, влияющие на психологическое здоровье старших школьников (стили родительского воспитания, особенности психологического климата семьи, особенностей детско родительских отношений).
С педагогами – повышение психологической компетентности по вопросам формирования установок и ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, развития навыков саморегуляции, профилактики табакокурения, алкоголизма и наркомании, компьютерной и игровой зависимостей, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма, сохранения и укрепления своего собственного здоровья и здоровья учащихся. Знакомство со способами укрепления психологического здоровья (способы быстрой концентрации внимания, лучшего запоминания материала, развития мышления, приемы разумного планирование своего дня, стрессоустойчивость во время подготовки к ЕГЭ, позитивное мировосприятие, удовлетворение от любимых занятий, возможность находить для них время). Консультирование по вопросам формирования установок и навыков здорового образа жизни у обучающихся, выбора методов воздействия с учетом выявленных индивидуальных особенностей. Консультирование по вопросам профилактики и преодоления психического выгорания, в том числе с использованием методов диагностики уровня психологической напряженности, стрессоустойчивости, уровня эмоционального выгорания.
С администрацией – помощь в планировании, разработке и реализации мероприятий по формированию ценностей и навыков здорового образа жизни, участие в разработке здоровьесберегающей образовательной среды, системы мероприятий по профилактике и укреплению психологического здоровья, профилактике употребления психоактивных веществ, формированию навыков здорового образа жизни в условиях конкретного образовательного учреждения. Информирование о приоритетных направлениях в здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения данного типа; современных технологиях формирования установок и навыков сохранения различных видов здоровья у юношества (активные методы обучения, ролевые игры, использование деятельности общение со взрослыми как ведущей деятельности, в которой формируются и развиваются высшие психические функции и новообразования, в том числе здоровьесберегающие компетенции). Помощь в экспертизе здоровьесберегающей направленности образовательной среды, проведении мониторинга психологического здоровья. Участие в разработке Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
5. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения
Деятельность в рамках данного направления нацелена на создание внешних и внутренних условий для активизации и осуществления обоснованного профессионального самоопределения, выбора направления предпрофильной подготовки и профильного обучения, построения профессионально образовательного проекта обучающимися с учётом их направленности, индивидуальных возможностей и социально экономической ситуации на рынке труда.
Содержание деятельности включает несколько взаимосвязанных линий:
o ценностно смысловая формирование ценностно мотивационных оснований самоопределения;
o информационная формирование информационной основы самоопределения, включая умение самостоятельно осуществлять поиск и структурировать необходимую информацию;
o целевая формирование способности к целеполаганию, прогнозированию и проектированию своего будущего;
o личностная – помощь в самопознании, формировании и развитии качеств, необходимых для осуществления ответственного выбора и его реализации;
o операциональная – создание условий для накопления опыта выполнения различных видов деятельности, формирование способов осуществления профессионального самоопределения;
o эмоционально волевая – поддержание положительного отношения к вопросам самоопределения, насыщение деятельности и принимаемых в этом направлении решений положительной энергией.
Реализация направления требует согласованной работы с разными участниками образовательного процесса.
С обучающимися – сопровождение формирования ценностных оснований самоопределения, осознания значимости труда в жизни человека и общества, понимания важности правильного выбора профессии и профессиональной самореализации; накопления информационной основы (о мире профессий, структуре экономике, особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности); овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда, работой служб занятости населения и др. ; формирование личностных качеств и умений, необходимых для осуществления осознанного и обоснованного профессионального самоопределения, поиска своего места в обществе, самопознания и развития собственных интересов и возможностей, формирования «образа Я»; осуществления социальных и профессиональных проб в рамках основного и дополнительного образования; проработки жизненных и профессиональных перспектив, выбора элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки, выбора профиля обучения; построения профессионально образовательного проекта и определения путей его реализации.
С родителями повышение психологической компетентности родителей по вопросам профессионального самоопределения, построения жизненных и профессиональных перспектив. Консультирование по вопросам выбора элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки, профиля обучения, построения индивидуального образовательного маршрута с учетом интересов и возможностей ребенка, избираемого им вида деятельности и вырабатываемых жизненных и профессиональных перспектив в контексте актуальной социально экономической ситуации, по сопровождению профессионального самоопределения ребенка, выявлению и преодолению возникающих трудностей.
С педагогами помощь в формировании субъектной позиции обучающихся в процессе образовательно профессионального выбора: осознание обучающимися значимости труда в жизни человека и общества, формирование ценностных оснований самоопределения; накопление соответствующей информационной основы; овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью; формирование личностных качеств и умений, необходимых для осуществления осознанного и обоснованного профессионального самоопределения. Консультирование по выработке форм и методов работы с учетом особенностей обучающихся и требований меняющейся социально экономической ситуации, сопровождение формирования ценностных оснований самоопределения.
С администрацией – помощь в планировании профориентационной работы, выработке направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения с учетом особенностей обучающихся и требований меняющейся социально экономической ситуации; в проведении мониторинга социально профессиональной направленности, образовательно профессиональных планов обучающихся.