МААМ-картинки

Основные направления деятельности педагога-психолога

Ткачева Юлия
Основные направления деятельности педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы

Основные направления деятельности педагога психолога

На основе анализа материалов по ключевым задачам и современным тенденциям развития российского образования, нормативных документов, современных исследований в области педагогики и психологии, анализа сложившегося опыта работы служб практической психологии выделено пять основных направлений деятельности педагога психолога (см. рис.).

1. Психологическое сопровождение учебной деятельности.

Публикация «Основные направления деятельности педагога-психолога» размещена в разделах

2. Психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности обучающихся (воспитанников, их социализации.

3. Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения.

4. Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников).

5. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся (воспитанников).

Деятельность психолога в образовании предполагает согласованную работу с разными участниками образовательного процесса. Основным субъектом, на сопровождение которого направлена деятельность педагога психолога, является обучающийся (воспитанник). Другие участники образовательного процесса родители (законные представители)1, педагоги и администрация образовательных учреждений являются важными субъектами взаимодействия, так как они активно участвуют в процессе психолого педагогического сопровождения обучающихся, создания эффективной психологически безопасной образовательной среды.

Важнейшим моментом при работе с детьми является учет их возрастных и психологических особенностей. Документы по модернизации системы образования, расставившие приоритеты в формировании личности ребенка с учетом существующих в практике образовательной деятельности запросов, обращают внимание на две категории детей, требующих особого внимания и специальной деятельности педагога психолога : это обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и одаренные дети

Работа с участниками образовательного процесса строится на принципах сотрудничества, конфиденциальности, компетентности, личной и профессиональной ответственности, этической правомочности, морально позитивного эффекта профессиональных действий психолога, определенных Этическим кодексом деятельности психолога образования. Реализация данных принципов призвана обеспечить:

• решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

• защиту людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие;

• сохранение доверия;

• укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, родителей и педагогической общественности.

• Психологическое сопровождение

1. Психологическое сопровождение учебной деятельности

Это направление деятельности психолога подразумевает работу по созданию условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого обучающегося. Оно предполагает участие в формировании предметных, метапредметных и личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС; сопровождение деятельности педагогов с целью создания условий, способствующих формированию и развитию детей, учёту индивидуальных особенностей обучающихся; оказание помощи родителям, педагогам и администрации в совершенствовании и повышении эффективности образовательного процесса.

2. Реализация направления требует согласованной работы с разными участниками образовательного процесса.

3. С обучающимися – сопровождение учебной деятельности, помощь в достижении предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов, развитии мотивационной, познавательной и эмоционально волевой сфер. Консультирование по вопросам организации учебной деятельности, включая построение взаимоотношений в процессе учебной деятельности, оценку достигнутых результатов и корректировку учебных действий. Выявление трудностей обучения, их причин и путей преодоления; оказание помощи в построении индивидуальных образовательных маршрутов и др.

4. С родителями – повышение уровня психологической компетентности родителей (законных представителей) по вопросам закономерностей и специфики протекания учебной деятельности, учебной мотивации, особенностей формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Консультирование по выбору системы обучения, образовательного учреждения, профильного класса, развитию у детей навыков организации собственной учебной деятельности, самооценке результатов учебной деятельности, построению конструктивных взаимоотношений, навыков взаимопомощи. Сопровождение формирования ценностных оснований самоопределения во время учебной и внеучебной деятельности, профилактика «выученной беспомощности», страха перед «двойками» и др.

5. С педагогами – повышение уровня психологической компетентности по вопросам учебной и педагогической деятельности, участие в создании условий, способствующих формированию предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Консультирование по организации, выбору способов и методов построения педагогической деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (мотивирование, целеполагание, оценивание, организация и др., по возникающим у педагогов трудностям в обучении отдельных учащихся, их причинам и путям преодоления, по построению индивидуальных образовательных маршрутов и др.

6. С администрацией – помощь в планировании и проектировании образовательной деятельности с учетом специфики образовательного учреждения, выработанных целевых ориентиров и запланированных результатов, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; в определении и дифференциации запросов и потребностей родителей, выступающих в качестве заказчиков образовательных услуг. Участие и помощь в подборе эффективных технологий, создающих комфортную и развивающую атмосферу учебной деятельности, в разработке системы мониторинга образовательных результатов.

2. Психологическое сопровождение воспитательной деятельности.

Это направление предполагает содействие формированию и развитию социально значимых качеств личности, а также социальных умений и навыков обучающихся, их способности к саморазвитию, формированию системы значимых социальных и межличностных отношений, развитию гражданских, этических, духовно нравственных установок и ценностей, предупреждению и коррекции девиантного поведения.

Реализация направления требует согласованной работы с разными участниками образовательного процесса.

С обучающимися – содействие формированию и развитию гражданских, этических, эстетических, духовно нравственных установок и ценностей, качеств личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире (рефлексивной, личностно автономной, коммуникативной, с адекватной самооценкой, с навыками саморегуляции, с позитивной социальной позицией, гибко использующей различные социальные роли; профилактика, предупреждение и коррекция девиантного и делинквентного поведения.

С родителями – развитие и повышение психолого педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах социализации в семье и школе, духовно нравственного развития, ответственного поведения, принятия личностью базовых национальных духовных ценностей и традиций; готовности и способности выражать и отстаивать свою общественную позицию, профилактики неадаптивного социального (девиантного и делинквентного) поведения; консультирование по вопросам воспитания ребенка, взаимодействия с ним, развития гражданских, этических, эстетических, духовно нравственных установок и ценностей, качеств личности. Психологическое сопровождение приемных родителей на этапе подготовки, принятия решения, адаптации приемного ребенка в семье.

С педагогами – помощь в создании условий для личностного развития и социализации обучающихся; консультирование по вопросам определения методов и технологий воспитательной работы с учетом индивидуальных, возрастных, культурно мировоззренческих особенностей обучающихся и их семей; помощь в отслеживании результатов формирования личности обучающихся и их социализации.

С администрацией – помощь в планировании, проектировании внутришкольной деятельности по развитию личности обучающихся и их социализации; участие в разработке программы духовно нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

3. Психологическое сопровождение перехода на новую ступень

Это направление представляет собой деятельность по формированию готовности к переходу на новый образовательный уровень, определению сформированности компонентов готовности, совместную работу с другими участниками образовательного процесса по обеспечению оптимальных условий перехода на новый образовательный уровень. Сопровождение процесса адаптации на новом образовательном уровне подразумевает определение условий, в том числе индивидуальных особенностей обучающихся, способствующих и (или) препятствующих адаптации, работу по формированию и развитию качеств, способствующих успешной адаптации; проектирование, экспертизу и мониторинг адаптационных характеристик среды; определение «группы риска» по фактору школьной дезадаптации, профилактическую работу с этой группой.

Реализация направления требует согласованной работы с разными участниками образовательного процесса.

С обучающимися – сопровождение формирования готовности, определение уровня сформированности компонентов готовности к переходу на новый образовательный уровень, профилактика дезадаптации на новом образовательном уровне. Проведение профилактической работы предполагает определение «группы риска» по фактору школьной дезадаптации и проведение соответствующей работы с этой группой. Работа по адаптации на новом этапе обучения предполагает проведение коррекционной работы с группой обучающихся, имеющих признаки выраженной дезадаптации с учетом их индивидуальных особенностей, способствующих и (или) препятствующих адаптации, формирование и развитие качеств, способствующих успешной адаптации.

С родителями – повышение уровня психологической компетентности родителей (законных представителей) по вопросам адаптации обучающихся на разных этапах обучения, ее механизмов и закономерностей, причин дезадаптации, психолого педагогической готовности к обучению, специфики и закономерностей учебной деятельности, приемов и способов развития познавательной сферы детей, психологической поддержки, подготовки к сдаче единого государственного экзамена и другим формам экзаменов. Консультирование по вопросам профилактики и преодоления дезадаптации при переходе ребенка на новый этап обучения.

С педагогами – повышение уровня психологической компетентности педагогов по вопросам преемственности при переходе из начального в среднее и из среднего в старшие звенья обучения, возрастным особенностям обучающихся, ведущего типа деятельности, особенностям организации учебной деятельности на каждом этапе обучения, механизмам и закономерностям протекания адаптационного процесса, возможностям психолого педагогической коррекции и профилактики факторов дезадаптации и др. Оказание помощи в создании условий перехода на новый образовательный уровень, сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса. Консультирование по вопросам профилактики и преодоления дезадаптации при переходе ребенка на новый этап обучения.

С администрацией – помощь в планировании и проектировании процесса перехода с одного уровня обучения на другой с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, создании условий для оптимизации процесса адаптации на разных ступенях обучения, проведении психолого педагогического мониторинга, экспертизы образовательной среды (безопасность, комфортность, креативность, самоуправление и др.).

4. Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников)

Это направление предполагает повышение психологической компетентности педагогов, администрации и родителей (законных представителей) по вопросам сохранения и укрепления различных видов здоровья (физическое, психологическое, социальное, нравственное, духовное). Обучение способам и приемам сохранения и укрепления психологического, социального, нравственного и духовного здоровья (умение сдерживать агрессивность, умение управлять эмоциями, способы конструктивной коммуникации, умение осуществлять выбор референтной группы, распознавать «опасные» для здоровья проявления молодежных субкультур). Содействие устранению возможных причин, предрасполагающих к девиантному поведению, табакокурению, алкоголизму (низкий уровень притязаний, слабая мотивация на достижение результата, неадекватная самооценка, акцентуации характера, низкий уровень рефлексии и когнитивной сложности и т. п.). Участие в формировании у обучающихся жизненной позиции, ориентированной на здоровый образ жизни, навыков здорового образа жизни, приёмов и способов саморегуляции, способствующих поддержанию психологического здоровья, и пр. ; в развитии мотивации на осознанный здоровый образ жизни. Оказание психологической помощи в случаях последствий нездорового образа жизни: экранной (компьютерной, телевизионной) и игровых зависимостей, травматизма, неврозов, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ/СПИД и т. п.

Реализация направления требует согласованной работы с разными участниками образовательного процесса.

С обучающимися – повышение психологической грамотности в вопросах ответственности за собственное поведение, ориентированное на здоровый образ жизни; формирование установок и ценностных ориентаций на здоровый образ жизни; определение особенностей психологического здоровья, выявление детей с элементами неблагополучия в психологическом здоровье (тревожность, агрессивность, низкая самооценка, проведение коррекционно профилактической и развивающей работы, выделение основных установок и представлений о здоровом образе жизни, профилактика употребления психоактивных веществ и других видов зависимостей. Консультирование по вопросам формирования здорового образа жизни. Оказание помощи в преодолении последствий нездорового образа жизни: экранной (компьютерной, телевизионной) и игровых зависимостей, травматизма, неврозов, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ/СПИДа. Освоение способов сохранения психологического здоровья (умение сдерживать агрессивность, умение управлять эмоциями, способы конструктивной коммуникации, умение осуществлять выбор.

С родителями – повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся, особенностям различных видов здоровья (физическое, психологическое, социальное, нравственное). Консультирование по вопросам снятия напряжения и профилактики неврозов, по психологическим проблемам обучающихся, связанным с употреблением психоактивных веществ и др. ; критериев психологического и социального здоровья (успешное прохождение возрастных кризисов, адаптация к социуму, невротические проявления в поведении и др.); элементов неблагополучия в психологическом здоровье (тревожность, агрессивность, низкая самооценка, неумение управлять эмоциями; внутрисемейных факторов, влияющие на психологическое здоровье старших школьников (стили родительского воспитания, особенности психологического климата семьи, особенностей детско родительских отношений).

С педагогами – повышение психологической компетентности по вопросам формирования установок и ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, развития навыков саморегуляции, профилактики табакокурения, алкоголизма и наркомании, компьютерной и игровой зависимостей, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма, сохранения и укрепления своего собственного здоровья и здоровья учащихся. Знакомство со способами укрепления психологического здоровья (способы быстрой концентрации внимания, лучшего запоминания материала, развития мышления, приемы разумного планирование своего дня, стрессоустойчивость во время подготовки к ЕГЭ, позитивное мировосприятие, удовлетворение от любимых занятий, возможность находить для них время). Консультирование по вопросам формирования установок и навыков здорового образа жизни у обучающихся, выбора методов воздействия с учетом выявленных индивидуальных особенностей. Консультирование по вопросам профилактики и преодоления психического выгорания, в том числе с использованием методов диагностики уровня психологической напряженности, стрессоустойчивости, уровня эмоционального выгорания.

С администрацией – помощь в планировании, разработке и реализации мероприятий по формированию ценностей и навыков здорового образа жизни, участие в разработке здоровьесберегающей образовательной среды, системы мероприятий по профилактике и укреплению психологического здоровья, профилактике употребления психоактивных веществ, формированию навыков здорового образа жизни в условиях конкретного образовательного учреждения. Информирование о приоритетных направлениях в здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения данного типа; современных технологиях формирования установок и навыков сохранения различных видов здоровья у юношества (активные методы обучения, ролевые игры, использование деятельности общение со взрослыми как ведущей деятельности, в которой формируются и развиваются высшие психические функции и новообразования, в том числе здоровьесберегающие компетенции). Помощь в экспертизе здоровьесберегающей направленности образовательной среды, проведении мониторинга психологического здоровья. Участие в разработке Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

5. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения

Деятельность в рамках данного направления нацелена на создание внешних и внутренних условий для активизации и осуществления обоснованного профессионального самоопределения, выбора направления предпрофильной подготовки и профильного обучения, построения профессионально образовательного проекта обучающимися с учётом их направленности, индивидуальных возможностей и социально экономической ситуации на рынке труда.

Содержание деятельности включает несколько взаимосвязанных линий:

o ценностно смысловая формирование ценностно мотивационных оснований самоопределения;

o информационная формирование информационной основы самоопределения, включая умение самостоятельно осуществлять поиск и структурировать необходимую информацию;

o целевая формирование способности к целеполаганию, прогнозированию и проектированию своего будущего;

o личностная – помощь в самопознании, формировании и развитии качеств, необходимых для осуществления ответственного выбора и его реализации;

o операциональная – создание условий для накопления опыта выполнения различных видов деятельности, формирование способов осуществления профессионального самоопределения;

o эмоционально волевая – поддержание положительного отношения к вопросам самоопределения, насыщение деятельности и принимаемых в этом направлении решений положительной энергией.

Реализация направления требует согласованной работы с разными участниками образовательного процесса.

С обучающимися – сопровождение формирования ценностных оснований самоопределения, осознания значимости труда в жизни человека и общества, понимания важности правильного выбора профессии и профессиональной самореализации; накопления информационной основы (о мире профессий, структуре экономике, особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности); овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда, работой служб занятости населения и др. ; формирование личностных качеств и умений, необходимых для осуществления осознанного и обоснованного профессионального самоопределения, поиска своего места в обществе, самопознания и развития собственных интересов и возможностей, формирования «образа Я»; осуществления социальных и профессиональных проб в рамках основного и дополнительного образования; проработки жизненных и профессиональных перспектив, выбора элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки, выбора профиля обучения; построения профессионально образовательного проекта и определения путей его реализации.

С родителями повышение психологической компетентности родителей по вопросам профессионального самоопределения, построения жизненных и профессиональных перспектив. Консультирование по вопросам выбора элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки, профиля обучения, построения индивидуального образовательного маршрута с учетом интересов и возможностей ребенка, избираемого им вида деятельности и вырабатываемых жизненных и профессиональных перспектив в контексте актуальной социально экономической ситуации, по сопровождению профессионального самоопределения ребенка, выявлению и преодолению возникающих трудностей.

С педагогами помощь в формировании субъектной позиции обучающихся в процессе образовательно профессионального выбора: осознание обучающимися значимости труда в жизни человека и общества, формирование ценностных оснований самоопределения; накопление соответствующей информационной основы; овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью; формирование личностных качеств и умений, необходимых для осуществления осознанного и обоснованного профессионального самоопределения. Консультирование по выработке форм и методов работы с учетом особенностей обучающихся и требований меняющейся социально экономической ситуации, сопровождение формирования ценностных оснований самоопределения.

С администрацией – помощь в планировании профориентационной работы, выработке направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения с учетом особенностей обучающихся и требований меняющейся социально экономической ситуации; в проведении мониторинга социально профессиональной направленности, образовательно профессиональных планов обучающихся.

Публикации по теме:

Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООПОсновные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП Сообщение из опыта работы «Основные направления учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с особыми образовательными.

Игровые технологии в работе педагога-психолога ДОУИгровые технологии в работе педагога-психолога ДОУ По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается.

Интегрированное занятие по ИЗО-деятельности воспитателя и педагога-психолога в подготовительной группе «Эмоциональные облака»Интегрированное занятие по ИЗО-деятельности воспитателя и педагога-психолога в подготовительной группе «Эмоциональные облака» .

Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Родительское собрание «Основные направления работы на новый учебный год» Родительское собрание Тема: «Основные направления работы на новый учебный год». Цель: • установление контакта между родителями и педагогами;.

Консультация педагога-психолога «Позитивная психология» Что вы думаете о счастье? Как вы считаете, что делает нас счастливыми? Вероятно, первый ответ, который пришёл вам в голову - “деньги”. Однако.

Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива»Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива» Тренинг «Мастерская креатива» Цель: развитие креативности участников. Задачи: • расширить представление о понятии «креативность» как.

Участие педагога-психолога в Неделе экологии в ДОУУчастие педагога-психолога в Неделе экологии в ДОУ В нашем детском саду прошла неделя экологии, основными задачами которой являлись следующие: - формирование основ экологического мировоззрения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Основные направления деятельности педагога-психолога
Опубликовано: 17 января 2024 в 11:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные направления деятельности педагога-психолога» (включая файлы) размещена пользователем Ткачева Юлия (УИ 1848132) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД