Получи документы

Основные формы и методы воспитательной работы в ДОО (из опыта разработки рабочей программы)

Тарчокова Фатима
Основные формы и методы воспитательной работы в ДОО (из опыта разработки рабочей программы)
▼ Скачать +Заказ

Основные формы и методы воспитательной работы в ДОО

(из опыта разработки рабочей программы).

Рабочая программа воспитания дошкольного блока МКОУ «СОШ им. Х. Х. Долова с. п. Хатуей» реализуется в рамках основной образовательной Программы дошкольного образования с сентября 2021г.

Программа осуществляет образовательный процесс на уровне дошкольного образования на основе требований Федерального Закона № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

Публикация «Основные формы и методы воспитательной работы в ДОО (из опыта разработки рабочей программы)» размещена в разделах

Целью деятельности дошкольного блока является - обеспечение полноценного и радостного проживания детьми периода детства, как уникального периода развития и формирования личности ребенка, через поддержку естественных процессов развития, воспитания и обучения.

Основываясь на базовых для нашего общества ценностях, формируется общая цель воспитания в дошкольном блоке - создание условий для самоопределения и социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в Российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства через:

- формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;

- овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;

- приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Дошкольный блок МКОУ «СОШ им. Х. Х. Долова с. п. Хатуей» в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой основной образовательной программы, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегий развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО, реализуются в рамках образовательных областей:

- социально коммуникативного развития,

- познавательного развития,

- речевого развития,

- художественно-эстетического развития,

- физического развития.

Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы. При реализации данных задач педагоги дошкольного блока

сосредотачивают свое внимание на нескольких направлениях воспитательной работы.

Задачи:

1. Поддержка традиций дошкольного учреждения в проведении социально значимых образовательных и досуговых мероприятий.

2. Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств.

3. Создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями.

4. Формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции.

5. Организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

6. Воспитание у ребенка чувства собственного достоинства, патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

7. Использование воспитательного ресурса развивающей пространственной среды ОУ.

8. Объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольного блока на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества.

9. Установление партнерских взаимоотношений дошкольного блока с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах воспитания, развития и образования детей.

Направления программы воспитания :

– Патриотическое воспитание.

– Социальное направление воспитания.

– Познавательное направление воспитания.

–Направление по формированию здорового образа жизни. – Трудовое воспитание.

– Этико – эстетическое воспитание.

В течение отчетного периода педагоги дошкольного блока уделяли большое внимание реализации поставленных целей и задач через проведение воспитательной работы и выполнение календарного плана мероприятий программы воспитания.

За отчетный период с 1 сентября 2021года по 31 мая 2022года были проведены мероприятия по направлениям:

Патриотическое воспитание. Принимая во внимание тот факт, что гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы в целом, перед педагогическим коллективом нашего дошкольного блока остро встала проблема создания такой воспитательной системы, которая бы обеспечила движение от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину. Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной досуговой деятельности воспитателя с детьми. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности предлагается использование дидактических и народных игр, театрализованной деятельности, бесед, выставок, конкурсов. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, другие массовые мероприятия. Особое место в досуговой деятельности занимают традиции. Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей : они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма. Произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Они позволяют создать в детском саду периоды повышенной творческой активности, задать четкий ритм, избежать стихийности, определить степень воспитательного воздействия.

Поданному направлению проведены мероприятия:

Тематические праздники «День народного единства», «День защитника отечества», «День Победы».

Тематическая беседа " Никто не забыт и ничто не забыто», Открытка для ветеранов, Возложение цветов к памятнику, Акция «Голубь мира», Фотовыставка «Бессмертный полк», Всероссийская акция " Рисуем Победу. "

2. Социальное направление воспитания.

Социальное направление воспитания способствует развитию природных наклонностей, творческих способностей, дарований, творческого воображения, фантазии также рассматривается в контексте становления детской личности накануне школьной жизни. Реализация его задач происходит на основе широкой интеграции и пронизывает весь процесс воспитания в дошкольном блоке, включая различные формы работы с детьми (самостоятельная художественная деятельность, праздники, развлечения, кружки). В этих формах комплексно используются произведения музыкального, театрального, литературного, изобразительного искусства в контексте общечеловеческой и национальной культуры. Первоочередными задачами социального развития дошкольников является пробуждение гуманных чувств личности, формирования морально-волевых качеств, ознакомления с содержанием и значением нравственных требований, норм и правил поведения, морально-этическими ценностями. Особое значение придается гражданскому воспитанию с дошкольных лет : прививанию чувств любви и уважения к родным и близким, других людей, родительского дома, детского сада, своего села, города, интереса и уважения к государственным символам (флаг, герб, гимн, исторического и культурного наследия своего народа, гордости за его достижения. По этому направлению педагогами проведены такие мероприятия:

праздники «Первый день сентября», «Осень в гости к нам пришла», «Новый год», «8 марта - мамин праздник», «День науки», «День космонавтики», «День доброты», «Маф1эщхьэтыхь», «День Матери», «День дошкольного работника», «Всемирный день театра», «Праздник весны и труда», «День земли», День рождения села.

3. Направление по формированию здорового образа жизни

Приоритетным вопросом в воспитании детей всех возрастных групп и деятельности дошкольного блока остается физическое воспитание. Его успех зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других факторов. Отказ от жесткой регламентации в построении режима дня не дает право злоупотреблять временем, отведенным на прогулки, сон, питание в пользу занятий и других учебных или кружковых видов деятельности. Двигательный режим в течение дня, недели определяется комплексно, в соответствии с возрастом детей.

Особое значение придается также овладению детьми системой доступных знаний о соблюдении здорового образа жизни, основ безопасности жизнедеятельности. Вся работа по физическому воспитанию педагогами осуществляется с учетом состояния здоровья, самочувствия, уровня физического развития и подготовленности детей, реальных условий работы дошкольного учебного учреждения и его отдельных групп, семейного воспитания под постоянным медико-педагогическим контролем.

- «Всемирный день здоровья», спортивный праздник: «Спорт это сила – сила это здоровье»

- Спортивные развлечения: «Здравствуй зимушка зима», «День здоровья»,

- Спортивный досуг «День смеха».

4. Этико-эстетического воспитания

В рамках данного направления педагоги совместно с родителями оформляли коллективные творческие поздравления ко дню пожилого человека.

Выставки семейных поделок «Что нам осень подарила».

Выставка «Мастерская деда Мороза»,

5. Познавательное воспитание.

В течение года дети посетили экскурсии Пожарно-спасательную часть с. п. Анзорей, сельскую библиотеку, музей с. п. Хатуей.

В рамках детского сада прошли тематические беседы, акции «День земли», «Эколята – друзья и защитники природы», «Накормим птиц зимой».

6. Трудовое воспитание.

Основной задачей трудового воспитания детей дошкольного возраста, как составной части нравственного становления, является формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Исходя из этого педагоги, используют в своей работе индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в рабочие подгруппы и т. д.) и моральная мотивация детского труда. Совместно с родителями проводятся субботники по благоустройству территории участка.

Потребностями сегодняшнего дня продиктована необходимость теснее интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения, психолого-педагогической и медицинской самообразования. По данному направлению педагогами дошкольного блока проводятся родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, «круглые столы», тренинги, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, кружки, также применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др., привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, походов, экскурсий и др. При выборе форм работы дошкольного блока с семьями воспитанников учитываются жизненная компетенция, социальный и образовательный уровень родителей, родительский опыт, материальный достаток семей, количество детей в семьях и их пол, возрастной состав и полнота семей, доминирующая роль родителя и другие факторы. Родители выступают не как эксперты или наблюдатели работы педагогов, а в качестве их равноправных партнеров и союзников. Отношения с ними строятся на принципах открытости, взаимопонимания, гуманности.

При реализации программы воспитания по всем направлениям педагогами были использованы следующие методы и формы воспитания.

Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания. Наиболее эффективные методы воспитания, это методы, которые обеспечивают создание у детей практического опыта общественного поведения.

Метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения, воспитания нравственных привычек. Основной смысл его заключается в том, что детей систематически в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе. Приучение осуществляется с помощью упражнения, при этом побуждение к поступку, действию связывается с влиянием на чувства ребенка, на его сознание. Упражнение предполагает включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми в естественных жизненных ситуациях. Метод приучения дает наибольший эффект если он сочетается с примером взрослого или других детей. Чтобы ребенок начал действовать по примеру старшего или сверстника, необходимо желание быть похожим на того, кто затронул его чувства, направил деятельность. Желание быть похожим реализуется через деятельность подражания. Когда пример получил отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его активном влиянии на личность. Следует подчеркнуть значение целенаправленного наблюдения, организуемого педагогом. Наблюдение формирует отношение к наблюдаемому, и положительно влияет на поведение детей.

Метод показ действия. С его помощью формируется такое важное качество, как самостоятельность. В условиях жизни ребенка в ОУ самостоятельность приобретает ярко выраженный нравственный, общественный аспект.

Метод организации деятельности, которая и в дошкольном возрасте, особенно старшем, носит общественно полезный характер. В первую очередь это совместный, коллективный труд детей. Педагог определяет цель работы и обдумывает ее организацию в целом, а также подбор и расстановку участников в небольших объединениях. В старшей и подготовительной группе воспитатель, организуя разнообразную трудовую деятельность, формирует навыки самоорганизации: рекомендует ребятам самим обдумать, что и для чего надо делать, как спланировать и разделить работу и т. п. Педагог помогает своим воспитанникам правильно оценивать и общие результаты, и трудовые усилия каждого.

Метод положительного примера. Этот метод используется в педагогическом процессе для организации детской деятельности в повседневной жизни. Важно, чтобы положительный пример становился для ребенка образцом для подражания.

Методы поощрения. Чаще всего используются при повседневном общении взрослого с детьми. Они могут иметь положительное воздействие. В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат воспитания в сфере личностного развития. Хорошее поведение, хорошие поступки заслуживают положительной оценки взрослого, а иногда и особого одобрения с привлечением внимания группы детей.

Педагогами используются также другие методы : вопросы к детям, побуждающие к ответу, картинки, на которых изображены различные ситуации, настольные игры и т. п. Такие методы используются главным образом для формирования у детей правильных оценок поведения и отношений и превращения моральных представлений в мотивы поведения.

В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы. Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. Задача воспитателя заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Воспитатель должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей

В календарном плане воспитательной работы по всем направлениям отражены вариативные формы воспитания : проектная деятельность, физкультурные праздники, праздники, (в т. ч. фольклорные, тематические развлечения, недели здоровья, конкурсы, викторины, экскурсии, тренинги, круглые столы, целевые прогулки - встречи с представителями ГИБДД, детско-взрослый спектакль, видео просмотры, организация тематических выставок, проблемно-поисковые ситуации, продуктивная деятельность, соревнования, народные игры, беседа, экспериментирование, труд в уголке природы, огороде, дидактические игры, театрализованные игры, подвижные игры, развивающие игры, сюжетно-ролевые игры, чтение, создание музейных уголков, мини-музеев, календарь природы, беседа, развивающие игры, игровые задания, дидактические игры, подвижные игры, игры-экспериментирования, на прогулке наблюдение за природными явлениями, театрализованные игры, игры с природным материалом, наблюдение и. т. д.

При планировании и организации различных мероприятии педагогами учитывается, что по мере взросления детей, в силу их возрастной специфики и особенностей развития, выбор форм взаимодействия взрослого и ребенка меняется, совершенствуется от простого, примитивного действия с игровым материалом до сложного, насыщенного процесса воспитания. Они старались выбирать такую форму взаимодействия, которая будет наиболее понятной ребенку, интересной для него и действенной для его развития.

Рабочая программа воспитания позволила нам скоординировать свои усилия, направленные на процесс воспитания детей дошкольного блока. Работу проводили в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми. Полученные знания дети закрепляли в повседневной жизни. Наблюдается достижение детьми результатов, указанных в ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует с взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх.

В результате работы по данной программе у детей наблюдается положительная динамика в освоении основных направлений воспитания детей.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с детьми и формирование элементарных навыков безопасного поведения на воде в зимний период «Формы и методы работы с детьми и формирование элементарных навыков безопасного поведения на воде в зимний период» Задача взрослых состоит.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ»Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ» Как мы знаем, существуют разные виды деятельности: учёба, труд, игра, общение, творчество. Игра среди видов деятельности занимает немаловажное.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Основные формы и методы воспитательной работы в ДОО (из опыта разработки рабочей программы)
Опубликовано: 28 мая 2024 в 10:10
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные формы и методы воспитательной работы в ДОО (из опыта разработки рабочей программы)» (включая файлы) размещена пользователем Тарчокова Фатима в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД