Папки-передвижки

Основная аналитическая часть опыта работы «Музыкально-ритмические движения детей дошкольного возраста»

Виктория Пушкарева
Основная аналитическая часть опыта работы «Музыкально-ритмические движения детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

2. Основная аналитическая часть.

Все мы с вами знаем, что музыкальное движение – это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. И чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет его дальнейшее развитие и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки.

Публикация «Основная аналитическая часть опыта работы „Музыкально-ритмические движения детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Материал, посредством которого мною осуществляется музыкально-ритмическое воспитание, отвечает интересам и возможностям каждого ребенка. Инструментальную музыку и хороводы я подбираю яркие, с приятной мелодией, простой гармонией и выразительными динамическими оттенками. Стараюсь, чтобы исполнение музыкальных произведений было точным и художественным.

При разучивания музыкально-ритмических движений я ставлю перед собой следующие задачи:

— научить детей согласовывать движения с характером музыки;

—развивать у детей чувство ритма;

—развивать художественно-творческие способности.

Эти задачи мною решаются при выполнении основного требования — соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.

При обучении детей музыкально-ритмическим движениям, танцам, играм, упражнениям я использую различные методы:

— наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки);

—наглядно-двигательный, наглядно-зрительный (показ игр, плясок, отдельных ритмических упражнений, комбинаций);

— словесный (указания, пояснения в ходе выполнения движений);

—практический ( различные упражнения: многократные повторения, варьирование знакомого материала; умение воспринимать и передавать образ, продиктованный песней или музыкой).

Если эти методы будут правильно подобраны, они помогут ребенку более глубоко и осознанно усвоить содержание и характер произведения.

Работая в детском саду, я прекрасно понимаю, что интерес и внимание детей постоянно нужно удерживать, поэтому строю свою работу в основном на игровых приемах, стараюсь чаще создавать занимательные ситуации. В музыкально-ритмических играх происходит закрепление знаний и навыков, полученных на занятиях, что, несомненно, повышает интерес к обучению. Активизируют внимание детей и всякого рода соревнования, что также усиливает мотивацию к обучению.

Планируя свою непосредственно-образовательную деятельность, я ясно представляю все задачи, с которыми мы с детьми должны постепенно справиться, представляю дальнейшую связь с другими последующими занятиями. Ни одно занятие не мыслится как обособленное звено, в него всегда входит и повторение пройденного, и новый материал, и перспектива связи нового материала с дальнейшими занятиями.

Учитывая специфические особенности восприятия и работоспособности дошкольников, каждое свое занятие строю из ряда недлинных и разнообразных заданий, имеющих доступное и близкое детям содержание, чередую моменты умственной и физической нагрузки с моментами отдыха. При малейших признаках усталости со стороны воспитанников или притуплении внимания, незамедлительно перехожу к другому заданию, даже если в предыдущем не все получилось. Нередко дети сами просят о повторении знакомых игр и упражнений, с большим удовольствием возвращаясь к пройденным ранее заданиям. Я, со своей стороны только приветствую данные просьбы, так как возвращение к знакомым играм и движениям позволяет добиваться большей точности и уверенности в их исполнении. Новый материал, как более трудный, обычно располагаю в начале или в середине образовательной деятельности, «веселые» задания, игры - ближе к концу.

Свою музыкально-ритмическую деятельность с детьми мы начинаем с марша, приветствия и развивающих упражнений, которые входят в вводную часть непосредственно-образовательной деятельности.

Общеразвивающим (музыкально-ритмическим) упражнениям на занятии я уделяю большое внимание. С их помощью приобретается эластичность мышечной системы, совершенствуется координация движений, улучшается осанка. Кроме того, благодаря этим упражнениям движения получают особую выразительность и музыкальность. А коллективное исполнение музыкально-ритмических упражнений рождает ощущение ансамбля, так как движения всех детей подчиняются созданию единого образа. Свобода, естественность и выразительность движений достигаются кропотливым и целенаправленным трудом. Подобные упражнения развивают выдержку, спокойствие, умение сосредоточиться на достижении определенной задачи, а также укрепляют веру в собственные силы, приносят детям радость от собственных возможностей.

В работе над комплексами общеразвивающих упражнений учитываю ряд следующих моментов: многие преподаватели ритмики предлагают выполнять упражнения, построившись в ряды. Однако такое построение не должно считаться обязательным. Можно встать врассыпную, а еще, как показывает собственный опыт работы, более демократичным и удобным вариантом для общей композиции занятия является построение в круг.

Важно следить за выразительной и свободной амплитудой движений. Именно это помогает ликвидировать зажимы в отдельных частях тела. Следует избегать излишне резких движений. Недопустимо создание длительного мышечного напряжения.

Пальчиковые игры, игры, связанные с крупными движениями рук, ног, туловища, музыкально-ритмические игры-упражнения органично вписываются в структуру моих повседневных занятий.

Использование данных упражнений помогает координировать работу крупных мышц исполнительского аппарата, развивает речь, а также тонкость, разнообразие и точность прикосновений чутких кончиков пальцев юных артистов. Пальчиковым играм, музыкально-ритмическим играм-упражнениям я уделяю время в основной части своей образовательной деятельности с детьми. А разучивание новых танцев, хороводов, игр и их дальнейшее закрепление и повторение провожу в заключительной части музыкального занятия, как положено по общей структуре всей непосредственно-образовательной деятельности.

Внимательно изучая методику Е. В. Горшковой «От жеста к танцу», я окончательно поняла, что танец — это музыкально-пластическое искусство. Как всякий вид искусства, танец отражает окружающую жизнь в художественных образах.

С древних времен народ выражал, осмысливал в танце свои представления о природе, жизни, взаимоотношениях между людьми, рассказывал о происходящих событиях. Известный балетмейстер К. Я. Голейзовский подчеркивал: «Под словом «танец» следует подразумевать нечто более содержательное и идейно осмысленное, чем простую сумму технических приемов.

Народная пляска — не набор виртуозных коленец и акробатических трюков, а плавно текущая речь, сознательно развивающийся перед зрителем, рассказ на определенную тему с сюжетом, пересказ событий действительной жизни, понятная и реальная картина окружающего. Именно поэтому я приучаю детей воспринимать любой новый танец, как интересный образ, имеющий свою неповторимость.

Разучивание танца или хоровода начинается на моих занятиях с обязательной вступительной беседы о характере произведения, его динамических оттенках, структуре. Я постоянно прислушиваюсь к мнению ребят по поводу новых танцев, часто прошу придумать их свои танцевальные движения, пусть простые, но от этого не менее увлекательные. Так происходит наша совместная деятельность с моими воспитанниками, и рождаются новые, неповторимые танцы или хороводы.

В последнее время в нашем современном мире очень много внимания уделяется правилам этикета. А танцевальный этикет необходим вдвойне. Танцевальный этикет -это правила хорошего тона, которые описывают общение, поведение танцующих, участников танцевальной пары между собой, танцевальными парами на танцполе, танцевальными парами и зрителями. И, конечно же, хочу сказать, что использование танцевального этикета приводит к появлению только самых вежливых танцев, которые мы разучиваем на наших музыкальных занятиях

.

Так дети учатся не только красиво танцевать, но и соблюдать все правила танцевального этикета, правила хорошего тона, умение с достоинством держать себя на публике, что в дальнейшем придаст им большей уверенности в себе, украсит взаимоотношения с партнером, поднимет их оценку в глазах окружающих.

И, конечно же, хочу рассказать о роли музыкальных игр в моей работе. Во-первых, перед разучиванием любых новых танцев, мы с ребятами обязательно играем в игру «Общий ритм». Все знают, что в танце главное – ритм. Мы хлопками, в процессе непринужденной игры просчитываем ритм, запоминаем его, а затем воспроизводим в танце. Это намного упрощает сам процесс разучивания танца. Я всегда прошу своих воспитанников считать про себя, во время работы. Большое значение играют различные несложные игры на закрепление разученного материала, например, «Волшебный цветок». Суть игры состоит в том, цветок под быструю музыку передается по кругу. Мальчик, на котором остановится цветок, произносит любое вежливое слово, правильно приглашает девочку на танец, они выходят в середину круга и исполняют любое запомнившееся и понравившееся им движение из нового танца. И так игра повторяется 2-3 раза.

Образные упражнения, импровизации и музыкальные игры являются наиболее интересными для детей видами музыкально-ритмической деятельности. Они создают широкую возможность для развития художественно-творческих способностей у детей – проявления фантазии, активности, инициативы. Например, разучивая игру «Теремок», я добиваюсь от детей не только чистого пения, но и обязательно правильного исполнения движений, соответствующих тому или иному образу. Ребенок должен вначале своими движениями показать, изобразить то или иное животное, его характер, повадки (шустрая мышка, неторопливая, трудолюбивая лягушка, быстрый и ловкий зайчишка, хитрая, грациозная лисица, злой, голодный серый волк и неуклюжий медведь).

Еще хочу добавить, что для усиления яркости исполнения музыкально-ритмических движений как в танцах, хороводах, так и играх детям помогают элементы различной атрибутики: русский кокошник, модная современная шляпка, интересный яркий ободок, платочек, маска, веночек или простая тематическая шапочка. С их помощью дети окончательно вживаются в роль, образ и тогда передача этого образа становится полностью яркой, впечатлительной, действительно реальной или волшебно-сказочной.

В некоторых играх присутствует элемент соревнования. Игры строятся на разнообразных движениях, изображении отдельных персонажей – выдуманных или действительно существующих. Вместе с тем в играх происходит закрепление полученных ранее знаний и навыков, что, несомненно, повышает интерес к обучению. Так же одной из основ обучения является принцип индивидуального подхода. Играя на занятиях по ритмике доминирующую роль, этот принцип распространяется и на необходимость постоянной заботы о физическом состоянии каждого ребенка. Например, исходя из конкретной ситуации, я могу назначить «частично нетрудоспособного» ребенка чтецом, судьей или дирижером, другому заменить бег шагами, а прыжки – хлопками, третьему – дать в руки треугольник, бубен и т. п. Говоря проще, игры - это коллективная форма общения детей с музыкой на игровой основе, которая воспитывает у них дружеские взаимоотношения, сознательную дисциплину, так как каждый ребенок должен подчиняться правилам игры и точно выполнять их. А фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру детей.

Другая моя задача, как педагога – это умелое направление творческой деятельности каждого ребенка в нужное русло. Исполнение любого из осваиваемых упражнений должно стать для малыша созданием своего произведения, проявлением своей творческой индивидуальности и воли. Таким образом, учитель и ученик выступают как равноправные участники процесса обучения и воспитания (субъект – субъектные отношения, а их совместная деятельность направлена на постижение «объекта» педагогического процесса (в данном случае - музыки).

В ряде случаев может возникнуть необходимость занятия с отдельными подгруппами детей. В такой ситуации важно учесть следующий момент: ни один ребенок не должен почувствовать себя исключенным, хотя бы и временно из общей работы. Если нет возможности занять каждого конкретной деятельностью, можно «доверить» части ребят роль зрителей или даже строгого жюри. Все воспринимают это как игру, что само по себе уже немаловажно, так как, работая с маленькими детьми необходимо заботиться не только о ценности дидактических приемов, но и о создании атмосферы для положительного эмоционального переживания.

Таким образом, творческая активность моих детей постепенно развивается путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Так в условиях интересной, увлекательной деятельности — музыкально-ритмической — происходит музыкально-нравственное и музыкально-эстетическое развитие дошколят.

3. Выводы и рекомендации.

Последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере музыкально-ритмической и танцевальной деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Мы с моими воспитанниками постепенно, шаг за шагом постигаем азы разнообразных движений. Их творчество возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально-ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью. Все это наполняет ребенка радостью, а создание положительных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача любого педагога.

Вся моя работа, конечно же, построена на системе взаимодействия со всем коллективом детского сада. Процесс проведения НОД носит более полноценный характер, если воспитатель является помощником и партнером в его проведении. Зная своих детей, педагог помогает отследить творческие процессы взаимодействия детей в коллективе, их эмоциональное состояние и оказать помощь в проведении индивидуальной работы. Для повышения музыкальной культуры педагогов провожу беседы, консультации по вопросам музыкального воспитания, мастер-классы. В каждой группе имеется «музыкальная тетрадь», в которой отражен весь разучиваемый материал, в помощь воспитателю для дальнейшего нашего взаимодействия и закрепления музыкального репертуара.

Кроме того, обучение детей музыкально-ритмическим движениям должно строиться при создании следующих условий: взаимосвязи данного вида деятельности с другими видами музыкальной деятельности, широком использовании русского народного материала, тесном сотрудничестве дошкольного учреждения с семьей, систематическом проведении художественных событий, влияющих на мотивацию детей. Родители тоже являются моими большими помощниками в процессе всего музыкального воспитания. Они активно принимают участие в наших совместных мероприятиях, где с удовольствием танцуют и еще с каким азартом играют со своими детьми в разные подвижные музыкальные игры, обсуждают вместе с нами план того или иного мероприятия, вопросы, касающиеся костюмов, необычных праздничных атрибутов, с радостью приходят на совместные репетиции новых танцев.

Для того чтобы лучше изучить особенности такого вида музыкальной деятельности, как музыкально-ритмические движения, узнать, как формируются эти особенности в образовательном процессе, как легче усваиваются детьми я регулярно провожу диагностическую работу. Цель данной работы – изучение качественных показателей достижений детей, складывающихся в целесообразно организованных условиях. Перед собой я ставлю соответствующие задачи:

-изучить продвижение ребенка в освоении такого вида музыкальной деятельности, как музыкально-ритмические движения;

-составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника;

-собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных областей и выражаются в параметрах его развития;

-обеспечить контроль над решением образовательных задач, что дает возможность более полно и целенаправленно использовать методические ресурсы образовательного процесса.

Подводя итоги своей работы по развитию музыкально-ритмических движений у дошкольников, могу сказать о том, что поставленная мною цель достигнута:

-дети любят танцевать, играть;

-научились хорошо владеть своим телом;

-понимают многие музыкальные термины, жесты; различают музыкальные части произведений, динамические оттенки;

-научились слышать и передавать в танце изменение характера музыки;

-научились начинать двигаться самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, красиво исполнять танец и правильно его заканчивать, провожая свою девочку на место;

-научились видеть и оценивать правильное и неправильное исполнение музыкально-ритмических движений своими товарищами.

Воспитанники нашего детского сада теперь танцуют не только в процессе непосредственно-образовательной деятельности, но и в неформальной обстановке, самостоятельно, посещают многочисленные танцевальные и гимнастические кружки, с удовольствием выступают на утренниках и праздниках перед родителями, всем педагогическим коллективом и перед своими младшими товарищами. У них выработались такие исполнительские качества, как уверенность в себе, умение свободно держаться перед публикой, красиво исполнять танец, донося до слушателей его характер и смысл.

В заключение хочу подчеркнуть, что методов и приемов для формирования музыкально-ритмических навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей.

Публикации по теме:

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный ритм» для детей младшего дошкольного возраста (часть 3)Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный ритм» для детей младшего дошкольного возраста (часть 3) "Музыкальный ритм". Музыкально-дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста (часть 3)Применение музыкально-дидактических.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Музыкально-дидактическая игра «В стране чудес» для детей младшего дошкольного возраста (часть 2)Музыкально-дидактическая игра «В стране чудес» для детей младшего дошкольного возраста (часть 2) «В стране чудес» музыкально-дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста (часть 2)В основе музыкально-дидактического материала.

Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста» Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания.

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста (часть 1)Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста (часть 1) Музыкально-дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста (часть 1) В музыкальном развитии детей дошкольного возраста очень.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основная аналитическая часть опыта работы «Музыкально-ритмические движения детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 7 января 2020 в 13:15
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основная аналитическая часть опыта работы «Музыкально-ритмические движения детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Пушкарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД