Алла Левчук
Ошибки, связанные с организацией восприятия и руководством сенсорным воспитанием ребёнка с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
1. Одна из наиболее распространённых ошибок - формальное отношение к натуре. Некоторые воспитатели не привлекают внимания детей к натуре в процессе осуществления изобразительной деятельности. После обследования она выпадает из поля внимания детей и воспитателя. Отсюда возникает безразличное отношение к подставке. Фактически дети в этих случаях рисуют не с натуры, а по представлению, при этом все работы бывают удивительно похожи друг на друга, так как все рисуют то, о чём они говорили с воспитателем, а не то, что непосредственно видит каждый ребёнок.
Публикация «Ошибки, связанные с организацией восприятия и руководством сенсорным воспитанием ребёнка с нарушением слуха» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
2. Само обследование натуры тоже часто носит формальный характер. Это связано с тем, что не все понимают, что ощупывание и обведение предмета формирует тот образ, который помогает ребёнку воспроизвести предмет.
3. Не все воспитатели понимают, что, для того что бы ребёнок научился видеть, он должен рисовать с натуры и только с натуры.
Некоторые воспитатели, увидев, что ребёнку не удаётся нарисовать предмет с натуры, добавляют к натуре образец или показ. Они не видят в это большого вреда, ведь натура стоит рядом, ребёнок может на неё не смотреть. Может, но не будет, потому что рисование по образцу и показу легче. Ребёнок пойдёт по более лёгкому, но не верному пути.
4. Не все воспитатели видят перед собой конечную цель, им кажется, что дети всегда будут рисовать под руководством воспитателя. Это не верно. Во время занятий ребёнок должен научиться самостоятельно обследовать и воспринимать натуру, что бы впоследствии передавать в рисунке свои впечатления от внешнего мира, от того, что он видит вокруг себя, что его увлекает и волнует. В конечном счете ребенок должен овладеть умением творчески рисовать, лепить, делать аппликации. Поэтому занятия по рисованию с натуры под руководством воспитателя должны перемежаться с занятиями, во время которых каждому ребенку дается особая натура, а роль воспитателя становится направляющей, корригирующей действия ребенка. Можно практиковать и такие занятия, во время которых каждый ребенок изображает выбранную им самим натуру.
5. Обследование, восприятие под руководством воспитателя изображаемой натуры должно привести к тому, что ребенок окажется в состоянии вспомнить, представить себе предмет по слову (каков вид предмета, каков он на ощупь (объемная форма, какого он цвета, какой величины и т. п.). Он должен для этого в первую очередь хорошо помнить, как называется этот предмет (мяч, ваза, паровоз, автомашина, как называются его части (колеса, окна, труба, донышко и т. д., а уже потом, какие они по форме или на что похожи, как расположены и т. д.
На третьем и четвертом годах обучения детям предлагается рисовать по текстам. Текст может быть, например, таким: «Нарисуй дом. Дом прямоугольный. У дома четыре окна. Окна квадратные. Крыша треугольная, зеленая. Около дома растет дерево. На дереве овальные желтые листья».
Ребенок должен в первую очередь знать, что такое дом, окна, крыша, дерево, листья. Остальные слова, характеризующие признаки и свойства, только уточняют картину, которую по слову представил себе ребенок.
Отсюда ясно, какую значительную ошибку совершают воспитатели, когда ставят перед ребенком, например, неваляшку и начинают анализировать ее следующим образом. «Что это?» — спрашивает воспитатель, указывая на голову неваляшки, и подставляет табличку «Шар» (или даже «Круг»). Но это же не шар и не круг, а голова «Что это?» — продолжает воспитатель, указывая на туловище неваляшки, и ставит табличку «Овал». Но ведь это — туловище, а не овал! Дело же ведь в том, что геометрические формы призваны только помочь лучше воспринять форму головы или туловища, они только мерки. Непонимание этого приводит к «геометризации» занятий, к неправильному руководству занятиями.
«Геометризация» занятий — чрезвычайно существенная ошибка. Она, во-первых, уводит от главной цели — научить правильно воспринимать предмет, подменяет предмет геометрическими формами, а, во-вторых, приводит к неправильной организации занятий.
6. При сравнении формы предмета с геометрической формой многие воспитатели исключительное внимание уделяют установлению сходства. Между тем только акцент на различие может привести к полноценному восприятию всего многообразия форм окружающего мира.
7. Некоторые воспитатели не учат детей сравнивать продукт, результат деятельности с натурой. Это снижает роль изобразительной деятельности в сенсорном развитии ребёнка.