Дорофеева Таиса Ивановна
Осетинские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста
Народная игра является традиционным средством педагогики. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие жизненные вопросы сегодняшнего дня. В нем сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. Одним из таких средств воспитания является народная подвижная игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры — важнейший вид детской деятельности, естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой.
Публикация «Осетинские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Республика Северная Осетия - Алания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Одним из эффективных средств укрепления здоровья детей являются подвижные осетинские игры. Подвижная игра – это сложная и многофункциональная деятельность ребенка, которая служит содержательным наполнением объема двигательной активности ребенка. Игра, насыщена множеством движений и упражнений, в которой дети с удовольствием осваивают и совершенствуют свою двигательную сферу. Вместе с тем и разнообразие двигательных умений и навыков, наблюдаемых у ребенка в процессе подвижной игры, позволяют констатировать различные стороны его развития.
Игра служит для ребенка «инструментом» его отношений, приобретения знаний, где он учиться контролировать и оценивать себя, проявляет свою инициативу и творческую активность. Подвижные национальные игры имеют коррекционную направленность, т. к снимают: негативное настроение, излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, преодоление неуверенности в себе, создают позитивный настрой, возможность настроиться на сотрудничество и взаимопонимание.
Наиболее понравившиеся нам осетинские подвижные игры :
ГАККАРИШ
Цель игры : упражнять детей в прыжках в длину, развивать физические качества: ловкость, быстроту, выдержку.
Правила игры : в игре могут принимать участие, как мальчики, так и девочки. Число играющих неограниченно. Игру можно проводить на площадке и в спортивном зале. Если игру проводить в зале, то взамен лунок, чертятся мелом небольшие круги, внутри которых располагаются участники игры. В этом случае можно игрокам можно разрешить время от времени касаться руками пола. Игрок считается битым, если ступня его сместится и окажется за чертой круга. Ведущий должен следить за тем, чтобы водящий не ударял ногой сидящего, а слегка только подталкивать его. Сидящим не разрешается поддерживать друг друга, вскакивать, поворачиваться лицом к водящему. Если водящий устал подпрыгивать на одной ноге, может сменить ногу по мере усталости. Ведущий должен следить внимательно за игрой, и тем самым регулировать физическую нагрузку в игре. Смена водящих должна проходить быстро. Если участников много, можно выбрать двух водящих, один проходит за кругом, а другой внутри, в этом случае смена происходит по очереди.
Оборудование и атрибуты: мел или обручи.
Считалка: Я пойду куплю дуду,
Я на улицу пойду.
Громче дудочка, дуди.
Мы играем, ты води!
Ход игры : по кругу на расстоянии 40 см друг против друга – небольшие лунки. Игроки приседают в эти лунки на корточки. Водящий, подпрыгивает на одной ноге, старается с места кого – нибудь из игроков. Тот, кого он столкнёт первым, и становится водящим, а другой занимает его место в кругу.
БЕГ К РЕКЕ
Цель игры :упражнять детей в беге, развивать внимание,воспитывать организованность.
Правила игры :на расстоянии 8-10 метров располагаются камни (мячи)По сигналу руководителя дети бегут к реке каждый достает свои камни из реки (например ребенку надо принести мячи определенного цвета или собрать все цвета) и бегом возвращается обратно.
СЛЕПОЙ МЕДВЕДЬ
Цель игры : упражнять детей в беге в рассыпную; развивать пространственно – слуховую ориентацию, внимание, умение действовать по сигналу; воспитывать организованность.
Правила игры : игру можно проводить как в помещении (зале, площадках, так и на площадке, однако площадку для игры необходимо ограничить, особенно важно на улице. (Во избежание травм, ушибов). Воспитатель должен следить, чтобы водящий не подглядывал. Если «медведь» долго не сможет никого запятнать, воспитателю должен заменить его, чтобы не снижать эмоционального воздействия игры. В процессе игры дети не должны шуметь, кричать, иначе хлопки не будут слышны водящему. Это условие молчание – приучает детей к сдерживанию своих эмоций.
Оборудование и атрибуты: шапочка для «медведя», по две палочки, на каждого играющего ребенка (одна – гладкая, другая – с зубчиками, платок.
Считалка: Шел медведь
По крутым горам,
Малинку собрал,
Положил на травку.
Кто малинку возьмет,
Тот вон пойдет!
Ход игры : играющие свободно размещается на площадке. У каждого игрока две палочки: одна гладкая, другая с зубцами. Игроки выбирают водящего – «медведя», которому завязывают глаза. По сигналу ведущего дети водят одной палкой по зубцам другой; возникает дрожащий звук. Медведь идет на звук, стараясь отыскать игрока. Тот, кого он запятнает, становится водящим.
I вариант: проводить игру с хлопками.
ДЖИГИТОВКА