Ляна Бурдзиева
Осетия-мой край родной
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание у ребят нравственно-патриотических чувств за республику, где они живут, за свою малую Родину.
Задачи:
Образовательная:
- закреплять представления воспитанников о своей родной республике, которая является частью нашей большой страны, о большой и малой Родине, о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где он живет;
- формировать умение правильно строить предложения, обращать внимание на употребление местоимений: мой, моя, наша;
- дифференцировать понятия «республика»-«страна».
Развивающая:
Публикация «Осетия-мой край родной» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика Северная Осетия - Алания
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны, родного края;
- развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, логическое мышление, воображение, память, речь с движением;
- развивать речь, как средство общения, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы педагога;
- активизировать и обогащать словарный запас по теме, вводить в пассивный словарь слова «малая Родина», «большая Родина» - Россия, названия городов;
- развивать у воспитанников внимание, воображение, кругозор.
Обогащение словаря: аланы, предки, символ, пустоты, пещеры.
Активизация словаря: герб, республика, Родина.
Воспитательная:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к краю, к природе; чувство уважения к старшим и традициям и обычаям своего народа, знать историю своего народа, знать историю своего края; воспитывать чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает через доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению.
Предварительная работа:
Беседы: «Наша родина Россия», «Государственная символика России и Северной Осетии-Алании», «Большая и малая Родина», рассматривание иллюстрации «Россия», «Осетия», открыток «Владикавказ» (старый город, новый, «Орджоникидзе», заучивание стихов о родине, рассматривание «Красной книги РСО-Алании», картин. Подбор музыки, разучивание танца «Симд».
Методические приемы: беседа, рассказ воспитателя, детей, вопросы-ответы, дидактические игры, физминутка, чтение стихотворений, танец, наглядный словесный, поощрение.
Материал демонстрационный: картинный ряд, гербы и флаги России и РСО-Алании, карта России и Алании, мольберт, силуэты кувшина, рога, гуашь желтого и красного цветов, кисти, салфетки, пазлы «герб Осетии», «флаг России», «флаг РСО-Алании»
Ход занятия.
Вход детей под осетинскую национальную мелодию. Танцуя, становятся полукругом.
Воспитатель: Урсе – м бст,
Ирыстон – м мад.
Й адм – цргст,
Й сау зхх – бркад,
Урсе – н бст,
Ирыстон – н мад.
Н ххты, н фзты
Мах аразм цард.
В некотором царстве, в некотором государстве, а точнее на планете Земля, жила-была одна мудрая матушка, наша Большая Родина.
- А как ее зовут? Правильно: Россия.
Чтение стихотворения Н. Забила «Наша Родина»
Как велика моя земля, Лия А.
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю – весна,
В другом – снега и вьюга.
Прослушивание I куплета песни Л. Кумача «Широка страна моя родная».
- Ребята, о чем говорится в стихотворении, песне?
Правильно, о Родине. Как вы думаете, «Что такое Родина?» Ответы детей.
- Это то место, где мы живем. Место, где наш дом. У каждого жителя земли есть своя родина – это место, где он родился и живет. Как называется наша Родина? Россия. Правильно. Это наша большая родина.
- А кто президент нашей страна (России? Правильно: В. В. Путин.
У каждой страны есть свой национальный символ.
- Что это? (Флаг)
- Назовите цвета флага России. (Белый, синий, красный)
- Что обозначают они? Ответы детей.
- Белый – символ мира, чистоты. Синий – символ веры, верности. Красный – символ энергии, силы, крови, пролитой за Отечество.
- Что изображено на гербе России? (Двуглавый орел и всадник на коне) Правильно: двуглавый орел – символ власти, единства.
Правильно: всадник на коне – победа добра над злом.
- А какой город является столицей России? Правильно: город Москва.
- Это что?
Это Красная площадь. Это Кремлевская башня с Кремлевскими часами. По ним сверяют часы, они показывают точное время.
- Ребята, мы являемся гражданами какой страны? Правильно: России.
- Я гражданка России.
- Я гражданин России.
- Мы – россияне.
У каждого человека есть земля, на которой он родился, город, где он вырос, республика, где он живет. И она называется как? Правильно: малая Родина.
- А как называется наша малая Родина? Правильно: республика РСО-Алания. Мы все любим нашу Осетию. И сегодня о ней немного поговорим.
С добрым утром, Осетия, гордость моя,
Мне улыбку в этот час подари.
Дай мне счастья глоток из лесного ручья,
Загляни мне в глаза полыханьем зари.
Ты ко мне теплым ветром нагорий явись,
Принеси ароматы альпийских лугов.
Вот так поэтично мы начнем беседу о родном крае.
- Ребята, а кто президент РСО-Алании? Правильно: В. В. Битаров.
У каждой республики есть своя эмблема, отличительный знак.
- Это что? (Герб)
Правильно: герб – наследие, наследство.
- Что изображено на гербе нашей республики? Правильно: снежный барс, цепь гор белого цвета с семью вершинами.
- Что означает цепь гор белого цвета? Правильно: место проживания осетин.
- Белый цвет? Правильно: символ чистоты, святости.
- Красный цвет? Правильно: воинскую доблесть, героизм.
- Желтый цвет? Правильно: земледелие, богатство, символ зерна. золота.
- Барс? Правильно: символ храбрости, отваги.
- Что можете рассказать о снежном барсе? Правильно: барс оносится к семейству кошачьих. Он чем-то схож с тигром, но более гибок и мускулист. Он прекрасно лазает по скалам и деревьям, может и плавать в воде.
- Что такое флаг? Правильно: национальный символ.
- А какие цвета у флага нашей республики? Правильно: белый, красный, желтый. Значения цветов те же, что и на гербе нашей республики.
Д/И «Выложи флаг России, РСО-Алании, герб РСО-Алании» (пазлы).
Физминутка: Къах лууы, лууы, лууы,
Къах цуы, цуы, цуы.
Къхт кафынц, кафынц, кафынц,
Къхт згъорынц, згъорынц, згъорынц,
О, м къхт, гыццыл къхт! Ох.
- Ребята, почему нашу республику называют Алания? Правильно: предками осетин были аланы.
Рассказ детей об аланах. Правильно: они носили военную форму, саблю, стрелы. Они защищали свою землю, свой народ от врагов. Занимались скотоводством. Они держали табуны лошадей, стада коров, отары овец. Аланы были гостеприимными. Их женщины к приходу гостей готовили три пирога и пиво.
- Ребята, а что означают три пирога? Правильно: солнце, вода, земля.
Рассматривание иллюстрации.
- У каждой республики есть главный город – столица. Столицей РСО-Алания является какой город? (Владикавказ). Показ иллюстраций. Давным-давно на правом берегу бурного Терека была заложена крепость Владикавказ, ставшая нашим городом. Потом наш город был переименован. Стал носить имя какого героя? Правильно: имя Серго Орджоникидзе – Орджоникидзе.
Спустя несколько лет старейшины решили вернуть городу прежнее название – Владикавказ. Но кроме города Владикавказ в республике есть другие города. Назовите, пожалуйста, города РСО-Алания (Ардон, Алагир, Беслан, Дигора, Моздок)
Владикавказ. От каких слов получил свое название? (Владеть Кавказом). Наш город – старинный, ему очень много лет. Когда-то в старые времена он имел очень большое значение, т. к. через него проходило много дорог, по которым везли товары из разных стран.
И/У «Придумай на каждую букву названия Владикавказ характеристику, которая бы отражала наше отношение к нему».
В – великий
Л – любимый
А – активный
Д – дружелюбный
И – исторический
К – курортный
А – азартный
В – властный
К – красивый, культурный
А – артистичный
З – замечательный, завлекающий.
- Какие театры есть в нашем городе? (Русский, Осетинский, Музыкальный, Дигорский, Саби).
- А где бы вы отдохнули, погуляли? (В парке культуры и отдыха им. К. Л. Хетагурова, им. Жуковского, аквапарке).
- Ребята, а я люблю гулять возле памятника известного полководца И. А. Плиева.
Чтение стихотворений под фонограмму шума воды, пения птиц.
1. Георгий Б.
Край мой любимый, Осетия наша,
Меня ты в горы зовешь.
Нет тебя в мире счастливей и краше!
В семье ты дружной живешь! 2. Арсений С.
Край мой любимый,
Под солнцем Кавказа
Ты, словно в сказке, расцвел.
Крылья расправил
Народ твой свободный
Как будто горный орел!
Болат.
Снова солнце встает над горами,
Снова сердце мое звонко поет!
Этой песней Осетию славлю!
Цвети из года в год,
Мой край, мой народ!
Вот как красиво описывают поэты в своих стихах наш край.
- Половина нашей территории – горы: красивые, величественные. Какие горы есть в РСО-Алании? Правильно: Казбек – Санайы хох, Столовая – Мады хох.
Чем богата наша республика? Правильно: растительность, леса, реки, горы, ледники, водопады. Дети называют их названия.
- А какие животные? (Тур, зубр, серна и т. д.)
- А какая река протекает в РСО-Алании? Правильно: Терек. А как ее еще называют? Правильно: рекой Дружбы, потому что она протекает по соседним республикам.
- Откуда она берет начало? (Вледниках горы Зилга хох). Помимо реки Терек в Осетии протекают реки : Гизельдон, Ардон, Фиагдон, Урсдон.
Слушание фонограммы музыки водопада. Вода – великая сила, она точит камень и бежит бурлящим потоком стремительно вниз, прокладывая себе дорогу в горах. Миллионы лет вода вымывает их и в недрах образует пустоты, разнообразные формы.
– Что это за пустоты? (Пещеры).
Вода и известняк, просачиваясь сквозь толщу пород, образуют каменистые сосульки. Вот такую нерукотворную красоту создает сама природа. Рассматривание иллюстраций.
Стихотворение К. Л. Хетагурова «Походная».
Тамик: Дети Осетии,
Будем как братья!
Встретим друг друга мы
Рукопожатьем
К правде сверкающей
Смело шагайте!
Трусы, бездельники,
Прочь! Не мешайте!
- Как можно назвать нашу республику? Правильно: многонациональной, дружелюбной.
- Почему? Правильно: осетины со всеми национальностями живут в мире и согласии. Дети всех национальностей в детских садах и в школах изучают осетинский язык, чтут традиции и обычаи нашего народа.
Назовите пословицы нашего народа.
• Ложь говорить стыдно.
• Глаза неуча слепы.
• За добро злом не платят.
• Человек захочет – и на горной вершине цветы расцветут.
- Какие национальные праздники отмечают в Осетии? (Джеоргуыба, праздник святого Хетага).
- Как эти праздники проходят? Правильно: варят мясо, пекут тир пирога, варят пиво. Старшие сидят за столами и произносят молитвы и тосты за изобилие, за здоровье и счастье детей, молодежи. Молодежь танцует и поет.
- А кто в Осетии самый почитаемый святой? (Уастырджи).
- А какое отношение к старшим? Правильно: уважение, почет.
У каждого народа есть свои орнаменты, узоры, которые они наносят на посуду, одежду.
Рисование «Роспись кувшина, рога» (по выбору детей).
После рисования дети становятся и танцуют «Симд».
- Ребята, какой известный в РСО-Алании поэт, художник, на кого хочет быть похожим каждый мужчина, стать великим как кто? Правильно: Коста Хетагуров.
- О чем он мечтал? Правильно: о том, чтобы его народ стал образованным, грамотным, жил в достатке, чтобы все дети могли учиться.
- Его мечты сбылись, ребята? (да).
Чтение стихотворений К. Л. Хетагурова.
Лиза К. : Когда-то пел Коста об осетинах,
Он бедным называл родной народ.
Он не узнал бы горы и долины,
Где Родина любимая живет.
Лера Д. : Осетия – чудесный край Отчизны,
Где быстротечный, сбегая шумно с гор,
Поет наш Терек песнь о новой жизни,
Ведет о новых нартах разговор.
Костя Т. : Край мой любимый,
Под солнцем Кавказа
Ты, словно в сказке, расцвел!
Крылья расправил
Народ твой свободный
Как будто горный орел.
- Ребята, вы сегодня были на высоте, правильно отвечали на поставленные вопросы. По вашим ответам можно сказать: вы знаете и любите свой край, чтите его традиции и обычаи.