Татьяна ВДОВИНА
Занятие по развитию пространственных представлений в средней группе. Осенняя экскурсия «Уголок леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающие задачи : развитие пространственных представлений, активизация в речи пространственных предлогов и наречий.
Воспитательные задачи: воспитание коллективизма, уважительного отношения к сверстникам, формирование умения действовать сообща, в соответствии с правилами.
Предварительная работа :
• Знакомство с названиями деревьев (береза, рябина, осина, сосна, ель);
• Прогулка по территории детского сада, в «уголок леса»;
• Проведение дидактических игр «Узнай и назови», «От какого дерева листок?»
Публикация «Занятие по развитию пространственных представлений в средней группе, Осенняя экскурсия „Уголок леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Уголки и центры в группах
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Материалы и оборудование: фломастеры, Маршрутный лист» (карта) – лист плотной бумаги, на котором в центре нарисован большой прямоугольник (условное обозначение здания детского сада, обозначена центральная входная дверь с крыльцом; сигнальный значок.
Ход экскурсии
Беседа перед экскурсией (проводится в групповом помещении, перед прогулкой).
П е д а г о г. Ребята, вы хотите встретиться с чудесами?
Д е т и. Хотим!
П е д а г о г. Тогда сейчас мы с вами отправимся на улицу. Но не просто гулять, а на встречу с чудесами. С собой мы возьмем маршрутный лист. Посмотрите: это (прямоугольник) – наш детский сад, а здесь – входная дверь и крыльцо.
Пока дети собираются на прогулку, педагог обращает внимание на их одежду, отмечает, что в разное время года люди одеваются по- разному : то в теплую одежду, то в облегченную, то совсем легкую. Педагог спрашивает детей, почему (зачем) так делают люди? Дети вместе с педагогом вспоминают порядок надевания теплых вещей, при этом закрепляются ориентировочные представления относительно собственного тела. Педагог прикрепляет сигнальный значок на правый рукав верхней одежды, чтобы дети легче ориентировались на улице.
Упражнение – разминка.
Педагог вместе с детьми выходит на крыльцо детского сада. Дети встают лицом к воспитателю, занимают исходное положение: ноги вместе, руки в стороны. Во время упражнения дети закрепляют пространственные понятия «право», «лево», «верх», «вниз», пространственные предлоги.
П е д а г о г.
Глазки вверх подними и на небо посмотри, Глазки вниз опусти и под ноги посмотри, На значок свой посмотри, что там справа, назови. Что же с левой стороны? Посмотри и назови….
(Дети поворачивают голову в сторону, противоположную от руки, на которой прикреплен значок.)
П е д а г о г. Молодцы, ребята. Давайте отметим на маршрутной карте начало пути условным значком. А теперь отправимся в «уголок леса», туда, где ждут чудеса.
По дороге педагог проговаривает маршрут, пользуясь пространственными предлогами и наречиями, рисует стрелочками соответствующие отрезки пути. На каждом повороте или разветвлении дороги делается остановка, на которой дети, расставив в стороны руки и ориентируясь на сигнальный значок правой руки, обсуждают с педагогом, в какую сторону они пойдут дальше. Дети проговаривают направления движения, повторяя их за педагогом. Педагог и дети приходят в «уголок леса».
П е д а г о г. Ребята, посмотрите вокруг. Сколько деревьев – больших и маленьких – растет в нашем «уголке леса».
Игровое упражнение на закрепление понятий «правая», «левая» :
Руку правую поднять, Руку левую прижать, Рукой правой потрясти И на место опустить.
Руку левую поднять, Руку правую прижать, Рукой левой потрясти И на место опустить.
Если дети ошибаются, повторить это игровое упражнение несколько раз.
Познавательная часть экскурсии.
Игра «Прятки с деревьями». Правила игры: выполнять действие можно только после указания педагога; отвечать на вопрос должен тот ребенок, имя которого называет педагог.
П е д а г о г. Ребята, спрячьтесь за деревьями, которые вам знакомы. (Дети встают за березу, сосну, осину, рябину.)
П е д а г о г. За каким деревом спрятался Алеша? Как называется дерево, за которым спрятался ты, Миша? (Вопросы задаются нескольким детям.) Ответы детей.
П е д а г о г. Отведите в сторону правую руку (со значком, посмотрите на право. Скажи, Аня, какое дерево находится справа от тебя? Кто за ним спрятался? (Вопросы задаются нескольким детям.)
П е д а г о г. Молодцы! А теперь подойдите ко мне, пожалуйста. Ребята, вот мы и встретили первое чудо. Посмотрите: деревья тоже играют друг с другом в прятки. Как называется дерево, которое спряталось (растет) за березой? За сосной? За рябиной?
Ответы детей.
Педагог обращает внимание детей на внешние особенности деревьев.
П е д а г о г. Какое дерево вы можете назвать высоким? Какое низким? Как называются вот эти маленькие деревья? Ответы детей.
Педагог знакомит детей с понятием «кустарник».
П е д а г о г. Давайте познакомимся с кустарниками, которые растут в нашем «уголке леса».
Дети подходят к кустарникам, рассматривают их, отмечают особенности, узнают от педагога названия.
П е д а г о г. Посмотрите, на веточках деревьев и кустарников есть листья? Чем отличаются листья березы и рябины? Какой они формы? Есть ли листья у сосны? Какого цвета листочки на деревьях в это время года? Ответы детей.
П е д а г о г. Какое сейчас время года?
Д е т и. Осень.
Педагог обобщает признаки осени.
Физминутка.
П е д а г о г. Наш «уголок леса» - волшебный, здесь могут происходить чудеса – превращения. Давайте закроем глаза. Раз, два, три – повернись, в деревцо превратись. (Педагог «узнает» в каждом ребенке знакомые детям деревья и кустарники.)
П е д а г о г. Ира, ты – березка? Коля, а ты какое дерево? Дети представляют себя одним из знакомых им деревьев.
П е д а г о г. Наши руки – гибкие веточки, наше тело – стройный ствол, наши пальчики – листочки, наши ножки – крепкие корни. Корни неподвижны, деревья – устойчивы; корни глубоко в земле, крепко держат они стволы деревьев, не дают им упасть.
Но вот подул ветерок – задрожали листочки. (Дети быстро перебирают пальчиками рук.)
ветерок подул сильнее – заколыхались веточки. (Дети плавно машут руками.)
Еще сильнее ветер подул – закачался ствол. (Дети медленно наклоняют тело в разные стороны, стараясь не сдвигать ноги с места.)
Ветер стихает – деревья и кустарники замирают.
Я скажу вам: раз, два, три, все, кто замер,- отомри. Глазки открываются – в деток превращаемся! А чудеса продолжаются.
Наблюдение.
Дети подходят к педагогу, который указательным жестом обращает их внимание на лиственницу (или другое дерево, с которым запланировано знакомство).
П е д а г о г. Что за чудное деревцо находится слева от нас, рядом с рябинкой? (Дети с педагогом рассматривают деревцо, описывают его особенности.)
П е д а г о г. Какой величины дерево? (Низкое, среднее, высокое.) Какой толщины ствол? (Тонкий, средний, толстый.) Есть ли у дерева листья? На что похожи? Какие иголочки на ощупь? Сравните с иголками сосны.
Ответы детей. Педагог знакомит детей с названием дерева – лиственница.
П е д а г о г. Вот какие чудеса можем встретить мы в лесах – у каждого дерева есть свое имя и свой наряд: листочки, иголки.
Педагог предлагает детям погулять по лесочку, выбрать дерево, которое им понравилось больше всех, встать около него. Просить детей рассмотреть внимательно форму листьев и назвать дерево.
Игровая часть экскурсии
Игра «Я скажу – вы покажите». Педагог называет дерево, известное детям. Дети показывают названное дерево указательным жестом правой руки.
П е д а г о г. Ребята, давайте разглядим внимательно наш лесной уголок. Посмотрите на землю – что вы там видите?
Д е т и. Вся земля усыпана листьями, веточками с иголками.
П е д а г о г. Откуда они?
Д е т и. Они упали с деревьев.
П е д а г о г. Почему листочки падают?
Д е т и. Листочки падают потому, что наступила осень.
П е д а г о г. Какого листочки цвета?
Д е т и. Листочки зеленого, красного, желтого цветов.
П е д а г о г. Посмотрите, опавшие листья напоминают разноцветный ковер. Такое чудо можно увидеть в природе только осенью.
Дети с помощью педагога вспоминают признаки осени : солнышко греет слабо, небо потемнело – стало серым; ветер дует сильнее – стало холоднее; листья на деревьях меняют цвет, опадают – покрывают землю разноцветным ковром.
П е д а г о г. Дети, а теперь погуляйте по лесочку, найдите красивый листочек или веточку с иголками, принесите и покажите мне.
Игра «Чей листок?» : дети называют свой листочек (лист рябины – рябиновый, лист березы – березовый и т. д., бегут к тому дереву, которое «потеряло» листочек.
Заключительная часть экскурсии.
П е д а г о г.
Вот такие чудеса можем встретить мы в лесах. Чтобы их не потерять, нужно лес оберегать.
Сейчас мы с вами посмотрим на нашу карту: фломастером отметим на ней «уголок леса» и те чудеса, которые здесь встретили.
Педагог, договариваясь с детьми, рисует на маршрутной карте прямоугольник, который по размеру меньше, чем детский сад, и расположен за зданием детского сада. Внутри прямоугольника педагог изображает дерево без листьев, желтый лист дерева, веточку с иголками.
Отправляясь обратно в группу, дети и педагог пользуются маршрутом, отмеченным на карте, только в обратном направлении, проговаривая маршрут.
Вечером в группе или дома детям предлагается нарисовать то, что им больше всего понравилось и запомнилось в утреннем путешествии. Из собранного природного материала (все вместе или с желающими детьми) педагог делает поделку. Педагог организует чтение стихотворений, пение песен о лесе, проведение дидактических игр с экологическим содержанием.