Марина
НОД «Он большого солнца маленький привет». Наблюдения в природе на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание организованной образовательной деятельности.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цели: поддерживать у детей постоянный интерес к природе, развивать желание больше узнать, умение наблюдать, замечать происшедшие изменения.
Учить детей находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность и взаимосвязь явлений природы. Совершенствовать умение детей сопоставлять, делать выводы.
Публикация «НОД „Он большого солнца маленький привет“, Наблюдения в природе на прогулке» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одуванчик. Все про одуванчики для детей
- Прогулка. Наблюдения за солнцем
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Солнце, солнышко
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Воспитывать любовь к родной природе, желание и стремление беречь её, любоваться её красотой;
Расширять и активизировать словарь детей; формировать и развивать грамматический строй речи; развивать связную речь.
Развивать восприятие, память, внимание, мышление.
Развивать зрительно – моторную координацию.
Планируемые результаты: дети поддерживают беседу, проявляют любознательность, эмоционально воспринимают художественные произведения, проявляют положительные эмоции.
Предварительная работа:
- беседы о весне, о первоцветах;
- наблюдения на прогулке;
- заучивание стихотворений об одуванчиках: О. Высотская «Одуванчик», Е. Серова «Одуванчик», Л. Квитко «Одуванчик».
- работы по изобразительной деятельности на тему: «Весенние цветы».
Материал к наблюдениям:
- рассказ М. Пришвина «Золотой луг»;
- стихи и загадки об одуванчиках.
Непосредственная организованная деятельность.
Весной на участке детского сада много цветущих одуванчиков.
Наблюдения воспитатель начинает с обозначения и выделения самого яркого броского признака – цветка. Затем вместе с детьми определяет основные особенности внешнего строения растения: величину, форму стебля, листьев и вновь цветка. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у одуванчика стебель гладкий, прямой, внизу розетка резных листьев.
Воспитатель предлагает детям понаблюдать, как на одуванчики садятся и пчёлы, и шмели, чтобы собрать нектар, сок.
Дети собирают маленькие букетики, но не замечают особенностей этого цветка - утром его лепестки раскрываются, а вечером закрываются. Чтобы они обратили внимание на такое интересное явление.
Воспитатель предлагает детям послушать первую часть рассказа М. Пришвина «Золотой луг»: «Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел».
Воспитатель обращает внимание детей на то, что прочла детям только начало рассказа, говорит о том, что дальше писатель объясняет, почему луг становится то золотым, то зелёным. Воспитатель предлагает детям самим догадаться, просит детей в течение нескольких дней понаблюдать за тем, как, когда и почему изменяется цвет лужайки, на которой растут одуванчики.
У детей появляется интерес, они начинают наблюдать под руководством воспитателя, замечают, что цветы каждый вечер закрываются, а утром раскрываются.
Во время наблюдений воспитатель предлагает детям вспомнить и прочитать стихи об этих удивительных цветах:
«Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик – первый, молодой.
У него чудесный золотистый цвет.
Он большого солнца - маленький портрет». (О. Высоцкая)
«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.
Подрастёт – нарядится в беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное - ветерку послушное». (Е. Серова).
«Одуванчик серебристый, как чудесно создан он:
Круглый – круглый и пушистый, солнцем тёплым напоён.
На своей высокой ножке поднимаясь к синеве,
Он растёт и на дорожке, и в ложбинке, и в траве». (Л. Квитко).
Дети читают стихи, воспитатель следит за правильным и чётким произношением всех звуков, обращает внимание детей на интонационную выразительность речи.
Во время наблюдения воспитатель предлагает детям объяснить значение слова первоцвет, рассказать о том, какие цветы появились в мае?
Дидактическая игра.
«Назови часть целого» - дети рассматривают одуванчик, показывают и рассказывают о том, что у растения есть корень, стебель, листья, бутон и цветок.
Дидактическая игра.
«Подбери признак» (упражнение на согласование прилагательных с существительными) : одуванчик (какой) – яркий, жёлтый, зелёный, белый, лёгкий, воздушный и т. д.
Дидактическая игра.
«Сосчитай до пяти» (упражнение в согласовании существительных с числительными): один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, четыре одуванчика, пять одуванчиков.
После наблюдений за одуванчиками в разное время суток дети замечают, что цветы каждый вечер закрываются, а утром снова раскрываются. «Когда солнышко проснётся, одуванчики тоже просыпаются», - говорят дети.
Воспитатель читает конец рассказа М. Пришвина, подтверждающего правильность детских рассуждений:
«Тогда я отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои жёлтые лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я увидел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым».
Воспитатель предлагает детям показать, как одуванчики закрывают и раскрывают свои лепестки.
Упражнение для пальчиков.
(развитие моторной координации, согласование слов с движениями пальчиков):
«Наши жёлтые цветы распускают лепестки, (Плавно разжать пальцы).
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Помахать руками перед собой).
Наши жёлтые цветки закрывают лепестки, (Плавно сжать пальцы).
Тихо засыпают, головой качают. (Плавно опустить руки вниз).
Загадки об одуванчиках:
«Золотой и молодой – за неделю стал седой,
А денёчка через два облысела голова».
«Был шар бел. Ветер дунул – шар улетел».
Воспитатель предлагает детям найти на лугу белые одуванчики и рассмотреть их, рассказывает о том, что белые парашютики одуванчиков – это семена. Ветер разносит их по воздуху и там, куда они опускаются на землю - вырастают новые одуванчики.
Упражнение на развитие правильного дыхания.
(дети вдыхают носом воздух, а выдыхают через рот).
Воспитатель предлагает детям понаблюдать за тем, как кружатся в воздухе белые парашютики одуванчиков.
Заучивание стихотворения. И. Токмакова «Парашютисты»:
«Из шариков пушистых
Над пёстрым летним лугом
Летят парашютисты
Вдогонку друг за другом.
Едва земли коснуться –
Уснут, как на диванчике.
А по весне проснутся…
И будут одуванчики!»
Воспитатель рассказывает детям о том, что одуванчик – лекарственное растение. В народной медицине используются корни одуванчика, выкапываемые осенью в период увядания листьев, а также наземную часть (листья, соцветия, которую собирают в начале цветения. Из листьев одуванчиков готовят витаминный салат, а из жёлтых цветов варят варенье.
Воспитатель показывает детям, какие красивые украшения (венки, бусы, браслеты) можно плести из одуванчиков.
Воспитатель предупреждает детей о том, что в стебельках цветов содержится белое, горькое молочко, которое оставляет на руках и на одежде коричневые пятна плохо выводимые. Напоминает детям о том, что рвать растения не следует, они завянут, погибнут и больше никто не сможет ими любоваться.
Стихотворение Т. Собакина «Если я сорву цветок»:
«Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок.
Если вместе я и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!»
Воспитатель просит детей подумать над смыслом этого стихотворения, высказать своё мнение, свою точку зрения по содержанию стихотворения.
Воспитатель предлагает детям рассказать об этих удивительно интересных цветах своим родителям.